ЖКХ

2018-02-24, 09:30

На игле

Мы часто слышим выражение «мазутная игла». Ну, не повезло Мурманской области, не хочет «Газпром - народное достояние» тянуть газопровод на Кольский полуостров, зато банеров по городу десятками вывесил. 

«Мазут» - читай: «дорого». Стоимость отопления в Мурманске - одна из самых высоких по стране, и дешеветь она, несмотря на смелые заявление чиновников, уж точно не будет.

Зато мы можем разобраться, из чего формируется нынешний тариф. И значительная его часть, естественно, стоимость этого самого мазута.

Как рассказали СеверПост в компании «МЭС», которая на сегодняшний день является одним из главных производителей килокалорий в Мурманской области и обслуживает порядка 30 котельных, по итогам прошлого года одну тонну нефти они закупали в среднем по 11 681,09 рублей без учета НДС.

С НДС это сумма составляет уже 13 783,68 рублей за тонну.

«Единственным поставщиком АО «МЭС» по-прежнему остается ПАО Роснефть. Чтобы обеспечить нужды свыше тридцати мазутных котельных, АО «МЭС» необходимо топливо в больших объёмах, и поступать оно должно бесперебойно: в год это около 380 тысяч тонн. Приобретать часто приходится с отсрочкой платежа: существует серьезный кассовый разрыв, связанный с многомиллиардной дебиторской задолженностью потребителей. Поэтому у предприятия не так много возможностей для покупки мазута на бирже. Никакой комитет по тарифному регулированию не предусмотрит резкие перепады цен на топливо – этот рынок государством не регулируется. Как бы то ни было, но по итогам прошлого года мы видим, что наличие единственного поставщика очень выручило: при резких скачках цен на бирже АО «МЭС» смогло приобретать мазут по выгодной стоимости – одной из самых низких на территории Мурманской области», пояснили в компании.

Общий объем годовой закупаемого мазута для нужд Мурманской области составляет порядка 1 млн тонн, что примерно стоит 14-15 млрд рублей. В зависимости от суровости зимних морозов и продолжительности отопительного сезона это значение может увеличиваться, либо уменьшаться.




Вторым по величине объемов закупки мазута в Мурманской области является ПАО «ТГК-1», самый главный потребитель которой - «Мурманская ТЭЦ». В пресс-службе предприятия не смогли назвать среднюю закупочную стоимость мазута, сославшись на то, что финансовые итоги 2017 года будут подведены только весной.

Зато там назвали другую цифру — 30 млн. рублей. Это средства, которые ресурсникам компенсировал региональный бюджет в прошлом году на так называемые «выпадающие доходы», то есть разницу между себестоимостью Гкал и тем, что платит конечный потребитель, то есть мы с вами.

«ПАО «Мурманская ТЭЦ» осуществляет закупку основного вида топлива, топочного мазута марки М-100, исходя из требований законодательства и корпоративных процедур, и ориентируется на наиболее оптимальные предложения по стоимости и срокам поставки мазута. Ежегодная потребность в топливе ПАО «Мурманская ТЭЦ» составляет порядка 270 тысяч тонн мазута. На 2018 год ПАО «Мурманская ТЭЦ» заключены договоры поставки мазута с крупнейшими производителями и поставщиками нефтепродуктов в России — ООО «Газпромнефть Региональные продажи» и ПАО «НК «Роснефть». В связи с кассовыми разрывами, возникающими по причине дебиторской задолженности потребителей за тепловую энергию, договорами предусмотрено условие об отсрочке платежей до 30 дней», сообщили СеверПост в пресс-службе предприятия. 

Стоит отметить, что стоимость мазута является рыночной и постоянно изменяемой. Топливо для котельных закупается на товарно-сырьевой бирже, где цена на самый популярный топочный мазут марки М-100 у разных продавцов своя. Все зависит от сроков поставки, объемов и других условий сделки. 

В цену покупаемого мазута входит и его доставка по ж/д дороге, как правило, до станции Мурманск. Затем топливо развозят либо железнодорожными цистернами, либо автомобилями.

Но если вас впечатлили цены на мазут, то можно вспомнить еще о существовании так называемого «флотского мазута». В советские годы он ничего не стоил, и поэтому в военных гарнизонах, как, например, в Заозёрске или посёлке Кортик ЗАТО Североморск, строили котельные под использование этого вида топлива.

Сейчас «флотский мазут» по цене - как золото. Одна его тонна обходится в более чем 30 тысяч рублей. Соответственно, производство тепла запредельно дорогое, но все эти расходы покрывает бюджет. Суммы огромные, исчисляются миллиардами и усугубляют и без того сложное финансовое положение Мурманской области.

При Союзе регион посадили на «мазутную игру», и слезть с неё, с сожалению, не удается уже почти 30 лет современной российской истории.

Проекты по переходу на другие виды топлива остаются проектами. Желания снизить нагрузку на семейные бюджеты северян остаются желаниями. Максимум, чего удалось достичь в последние годы — это уйти от посредников при покупке топлива и нормализовать ситуацию с его поставками.  

Подписывайтесь на канал в Telegram , чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
BoBaH-4eKucT | 2018-04-07 22:13:23

Это не "При Союзе регион посадили на «мазутную иглу»", а после развала (продажи) СССР раздали природные ресурсы в "одни руки", которые и посадили регион на "мазутную иглу". P.S. «мазутную игру» - кто статью писал? Хотя слово "игра" тоже применимо в некотором смысле.

Ответить