Бизнес

2019-02-28, 12:58

Скупой платит дважды

Заседание Мурманского арбитражного суда по иску Мурманского морского рыбного порта и вынесенный вердикт ещё раз продемонстрировали вопиющую профессиональную слабость руководства порта. Выяснилось, что во всех бедах этого предприятия повинен исключительно его менеджмент.

Иск порта был адресован Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и его территориальному управлению в Мурманской области и Карелии. ММРП добивался отмены досрочного расторжения договора доверительного управления причалами порта в Мурманске.

По этому договору частная структура, купившая некогда градообразующее, по сути, предприятие, практически безвозмездно пользовалось федеральной собственностью — полусотней причалов.

Договор был заключён на пять лет в 2008 году, а в 2013 продлён ещё на пять лет. Между тем, это было противозаконно, поскольку согласно Федеральному закону №261 договор, заключённый без конкурса, может быть продлён только на конкурсной основе.

То есть, выражаясь юридическим языком, продление договора доверительного управления признано ничтожным.

Между тем, руководители АО «ММРП», прекрасно сознавая, что в этой ситуации нужно сохранить за собой причалы как-то по-другому, продолжало наивно надеяться, что государство почему-то обязано доверять им задаром своё имущество и впредь.

При этом в договоре были прописаны и такие обязанности, как отчисление государству части доходов от использования федеральной собственности, а также поддержание причалов в работоспособном состоянии. То есть, причалы нужно было регулярно ремонтировать.

На самом деле, как установило Росимущество, акционерное общество «ММРП» не уделяло должного внимания исполнению взятых на себя по договору обязательств.

Не все причалы были задействованы в деятельности порта, а некоторые из них, в частности, №№ 9,10 и 11, находятся в очень плохом техническом состоянии, как констатировала прокуратура.

Информацию представителя Росимущества в суде дополнили юристы Нацрыбресурса. В качестве примера они привели две цифры. На 2016 год был запланирован ремонт причалов на 9,5 млн рублей, а фактически освоены 1,7 млн.

Более того, ремонтов причалов рыбного порта занялся суд, который обязал акционерное общество привести в порядок причалы за три года.

Как констатирует Нацрыбресурс, практически все причалы имеют ныне ограничения по эксплуатации, у многих из них — предельный уровень износа конструкций.

И при этом, как напомнили истцу в суде, суть его обязанностей по договору — эффективное управление и использование федерального имущества в интересах его собственника. Но о какой эффективности можно говорить, если, по информации Нацрыбресурса, государство получило от АО «ММРП» за всё время только по 4 тысячи рублей с одного причала!

Вот в этой ситуации менеджменту АО следовало не упорствовать в своём желании распоряжаться причалами и впредь бесплатно, а искать выход в условиях новой реальности.

Но жадность, видимо, оказалась сильнее, как и по-детски наивные надежды на то, что можно обойтись без каких-то финансовых затрат.

Иначе чем объяснить тот факт, что, когда были объявлены аукционы на передачу южных причалов порта в аренду, от АО «ММРП» на них не поступило ни одной заявки!

Видимо, это случилось по той же причине, по какой экономились деньги на ремонте причалов, - элементарной прижимистости. Ведь аренда — это не доверительное управление, за неё надо регулярно и немало платить!

И сейчас, когда конкурсы на аренду состоялись, и причалы обрели новых рачительных арендаторов, оставшиеся «на бобах» менеджеры порта попытались отбить своё право на «халяву».

Вполне закономерно Мурманский арбитражный суд в лице судьи Марии Гоман в иске незадачливым управленцам отказал. 

Федеральный закон №261 «О морских портах в Российской Федерации...» весьма подробно регламентирует соответствующую деятельность всех причастных к работе портов структур.

Однако, к сожалению, в нём нет пункта о том, чтобы к руководству портами допускались только профессионально пригодные управленцы.

Уж слишком велика бывает цена их непрофессионализма.

Зато порт не скупиться за судебные издержки и юристов. Руководство ММРП подало уже два иска к редакции СеверПост на общую сумму 10 млн рублей. Очевидно, что их главная цель - запугать журналистов, чтобы о проблемах в порту никто не писал. 

Читайте теперь нас в Instagram
Фёдор Михайлов | 2019-03-08 11:59:42

Зато порт не скупиться за судебные издержки и юристов. Вы где учились? Что окончили?

Ответить