Общество

2019-03-04, 12:07

Как мончегорцы искали пути развития общественных пространств

Почему общественные пространства сегодня - одна из самых топовых тем в урбанистике? Могут ли общественные пространства стать локомотивом развития города и точками притяжения не только горожан, но и туристов, выясняли участники форума социальных технологий «Город – это мы».

В этом году форум социальных технологий, организованный компанией «Норникель» на Кольском полуострове, проходит уже в пятый раз, и впервые он тематический. Ключевая тема дня – общественные пространства.

Участников дискуссий ждали полезные тренинги, творческие мастерские, знакомство с актуальными проектами, людьми, и новые знания. Цель этих обсуждений - попытка познакомить и подружить власть, народ и бизнес. А ещё - вдохновить на добрые и социально значимые дела.




Главная тема этого форума - научить жителей самостоятельно разрабатывать и воплощать идеи по развитию города, чтобы сделать жизнь в нём комфортной и интересной. Опытом в этих сферах делились эксперты-урбанисты и архитекторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Мурманской области.

Москвичка Юлия Зинкевич поведала про открытые общественные пространства. А точнее – парки, которые изменили взгляд на город в разных частях страны.



«Парк «Алые паруса» возник в Воронеже на месте маргинального района. Сейчас в этом парке есть спортплощадки, сцена, лодочная станция, зимой – каток, горки, летом – удивительные по красоте цветники. Весь город проводит там выходные», - привела пример Юлия Зинкевич.

Она показала слайды парков с амфитеатром в Краснодаре, Татарстане, Санкт-Петербурге и систему набережных в Казани.

Лидер проектов про брендингу из Урюпинска Василий Дубейковский рассказал, как сделать свою малую родину известной, и для чего это нужно. Ответ на поверхности: притягательность для туристов, приток денег.

Сам он более 4 лет живет в Урюпинске, и бренд «Столица российской провинции» был разработан им. Василий объехал практически всю Россию и помог найти свое лицо девяти городам. По его мнению, бренд – это понятие идеологическое, он объединяет жителей и служит основой для общения с внешним миром.



«Изюминка есть в каждом городе, просто может быть не проявлена. Бренд города не сводится к выбору символа, а к придумыванию «зонтика» - концепции, которую затем можно эффективно использовать. Символ города Мончегорска - скульптура «Лось» - стать брендом не может. Через него сложно коммуницировать. Это должно быть что-то другое, что будет  отвечать на вопросы о роли города в России и в мире. Лось - ваш символ, капитал, актив. Бренд же - это то, что можно использовать эффективно», - прокомментировал Василий Дубейковский.

По мнению эксперта, Мончегорск и Урюпинск схожи: примерно одинаковое количество населения, так называемая «удалённость» от столицы. И в этой удалённости тоже есть свои плюсы.

«Когда я уехал из Москвы, она это не заметила, а если моя семья покинет Урюпинск, то это не останется без внимания. В маленьких городах жителям легче стать героем города, стать значимым и внести свой вклад. К тому же ваш город отличается от остальных тем, что у вас помимо городского бюджета есть потрясающая компания «Норникель» с множеством различных благотворительных программ. Активистам легче найти различные ресурсы - те же гранты»,  - добавил Дубейковский.

Первый шаг на пути определения бренда сделан, теперь очередь за мончегорцами – именно им предстоит определить, чем привлекателен город для гостей и жителей. И чего ему катастрофически не хватает.

 



«Мончегорску не хватает детского кафе, где ребёнку можно было бы не просто подкрепиться, но и поиграть, побегать. Город нуждается в аттракционах. Их нет совсем. Участвовать в разработке обществественного  пространства я бы пошла, и уверена, что и многие горожане откликнулись бы. Опыт покраски детской площадки, высаживания цветов во  дворе у меня есть», - сообщила жительница Мончегорска Елена Богдан.

Кроме того, жители предложили благоустроить парк и набережную и проводить в них досуговые мероприятия.

Кстати, в этом году школьники активно участвовали в конкурсе социальных проектов благотворительной программы Норникеля «Мир новых возможностей». Среди победителей в номинации «NEW Полюс» грант достался десятикласснице  Виолетте Тошматовой.



«Проблемой современных подростков является то, что они сидят в соцсетях и не общаются друг с другом вживую. Для улучшения социально-культурных навыков среди молодёжи я придумала проект «Интересно вместе». Он включает в себя игры, чаепития. А также 6 мастер-классов по пению, танцам, на которые совершенно бесплатно могут прийти школьники из любого учебного учреждения», - рассказала Тошматова.

Другая победительница конкурса – Татьяна Кузьмичёва. На суд жюри она представила проект «Инклюзивный город».



«Город Мончегорск на пути к инклюзивности. Нам бы хотелось сделать его доступным для всех, особенно для детей с ограниченными возможностями. С этой целью мы подготовили атлас по всем объектам с описанием, что, как и когда можно посетить», - пояснила Татьяна Кузьмичёва.

Диплом победителям конкурса вручили начальник управления благотворительных программ «Норникеля» Игорь Сухотин, заместитель генерального директора по региональной политике и корпоративным проектам «Кольской ГМК» Максим Иванов и начальник управления региональных проектов КГМК Антон Косолапов.

«Есть проекты, которые не предполагают больших вложений, но дают очень серьёзный результат», - отметил детский вклад в соцпрограммы  Максим Иванов.

По мнению Максима Иванова, за пять лет, которые прошли с момента первого форума, в городах присутствия «Норникеля» многое изменилось за счёт реализованных проектов, а главный результат форума - оживление гражданского общества. 

«Форум «Город - это мы!» - важное для компании событие, оно даёт новые возможности роста, позволяет взглянуть на город и его территорию под другим углом. Это никогда не проходит даром: мы получает новые идеи, новые проекты и новых активистов. Самый главный ресурс любой общественной площадки – это люди», - сообщил начальник управления благотворительных программ «Норникеля» Игорь Сухотин.

Впрочем, на форуме горожане могли не только обсудить интересные идеи, но и узнать, как получить поддержку компании. А кроме того, полюбоваться на картины художников из Мончегорска и Никеля, представленных на выставке «Реки текут на Север». 

Завершится форумный день в Мончегорске благотворительным спектаклем «Путевые заметки Андрея Урганта о волонтёрах «Норникеля». О чём эта постановка, о волонтёрстве самого Урганта и его встрече с мончегорцами читайте завтра.


Читайте теперь нас в Instagram