«Мурманскому траловому флоту» в этом году исполняется 100 лет. Историческим началом летоисчисления компании принято считать 29 июня 1920 года. Тогда на промысел вышли первые 12 тральщиков.
К 1935 году количество судов у тралового флота увеличилось до 68 единиц. Они снабжали рыбой не только Советский Союз. Продукция отправлялась и на экспорт. Клипфиск, солёно-сушёную треску или пикшу покупали в Италии, Греции, Англии и Египте. В Германию и Голландию отправляли рыбную муку, в страны востока - рыбий жир.
Флот сразу же начал активно расти и развиваться. Всего за 15 лет моряки в десятки раз увеличили объемы добычи. От 17 тысяч центнеров в 1920 году - до 901 тысячи в 1935.
Через 6 лет грянула Великая Отечественная война. И в ней матросы и капитаны Мурманского тралового флота тоже сумели проявить себя.
Часть траулеров сразу же переоборудовали и вооружили: они вошли в состав Северного военно-морского флота. Капитаны сами обращались в военкоматы, от имени команд требуя зачислить экипажи на военную службу и разрешить воевать на своих судах.
Во время войны суда тралового флота, переоборудованные в боевые корабли, отражали воздушные налёты, несли патрульную службу, встречали и сопровождали северные конвои, а также занимались тралением мин.
Так, например, известен подвиг экипажа сторожевика «Туман» под командованием капитана Л.А. Шестакова (бывший траулер «Лебёдка»). Он вступил в бой с тремя немецкими эскадренными миноносцами на линии мыс Цып-Наволок - остров Кильдин. Получив 11 прямых попаданий, «Туман» не сдался. Он ушёл на дно с гордо поднятым флагом, фактически повторив подвиг крейсера «Варяг».
В ноябре 1941 года другой сторожевой корабль «Бриз» (бывший траулер «Северный полюс») под руководством капитан-лейтенанта В.А. Киреева во время дежурства заметил всплывшую неподалёку подводную лодку врага. Он вступил в бой и на полном ходу протаранил подлодку.
В эти непростые военные годы моряки тралового флота не только воевали, но и продолжали снабжать страну рыбой. Несмотря на потери, рыскающие вокруг корабли врага, налёты немецкой авиации и сложные военные условия, только за первый год войны экипажи траулеров, продолживших лов, добыли более 50 000 центнеров рыбы.
В 1942 году вес пойманной рыбы составлял уже несколько сот тысяч центнеров, и в дальнейшем вылов только увеличивался.
Затем - непростое время восстановления флота в послевоенные годы. Резко стоял вопрос кадров. Береговую инфраструктуру нужно было приводить в порядок, а акватории промысла необходимо было очищать от мин. И даже в этой ситуации моряки умудрялись бить рекорды.
План 1946 года экипажи траулеров выполнили досрочно и даже добыли 146 000 центнеров рыбы сверх задания.
Своей работой «Мурманский траловый флот» снискал себе известность и уважение не только у жителей Мурманской области, но и по всей стране и даже за границей.
Однако в 90-е годы его история могла закончиться. Рыбопромышленная отрасль региона начала разваливаться, траулеры ржавели у причалов без работы. В эти годы ко дну пошёл не один из титанов рыбопромышленности области, включая «Севрыбхолодфлот», «Севрыбпоиск», «Мурманрыбпром». Они свою историю закончили.
Но «Мурманский траловый флот» выстоял и тут. Неоценимую роль в сохранении компании как единого предприятия сыграл Юрий Прутков, в прошлом яркий капитан-тралфлотовец. В 2011 году компания вошла в холдинг «Норебо» под управлением Виталия Орлова. С этого года начался новый этап в истории «Мурманского тралового флота».
Виталий Орлов родился и вырос в Мурманске. Здесь окончил «Мурманское высшее инженерно-морское училище» по специальности «судоводитель». Сразу после учёбы пошёл работать в рыбную промышленность. Естественно, что тонкие места и болевые точки рыбного промысла он знает не понаслышке.
Сразу после вхождения «Мурманского тралового флота» в холдинг «Норебо» компания получила новый толчок для развития. Орлов с помощью профессионалов, которые всю жизнь проработали в «Мурманском траловом флоте» сумел укрепить позиции предприятия среди конкурентов.
Контролировать дело для Виталия Орлова не трудно - как настоящий патриот своей малой Родины он, несмотря на своё положение, живет не в столице, а в Мурманске. Лично следит за успехами своего бизнеса. Сейчас «Мурманский траловый флот» твёрдо стоит на ногах и добывает более 146 000 тонн рыбы в год.
Флот холдинга «Норебо» насчитывает 41 судно, 11 из них - принадлежат «Мурманскому траловому флоту». В «Норебо» трудятся более 3200 человек, и компания продолжает развиваться.
В ближайшие годы на «Северной верфи» будут построены ещё 6 судов по программе инвестквот для Северного бассейна. Предполагаемый объем инвестиций в строительство флота в ближайшие 3 года составит более 25 миллиардов рублей. Новые современные суда обеспечат рабочие места еще для 400 моряков.
Благодаря компании развивается и прибрежная инфраструктура Мурманской области. На деньги «Норебо» на западной стороне залива в 2016 году была открыта новая рыбоперерабатывающая фабрика. Инвестиции в ее строительство составили более 1 миллиарда рублей.
Для бесперебойного снабжения сырьем фабрики «Мурманским траловым флотом» были переоборудованы два и приобретено одно новое суперсовременное судно. Сейчас на фабрике работает более 200 человек, а продукцию под маркой «Borealis» можно найти на прилавках мурманских магазинов и в федеральных сетях. И производство собираются расширять.
В ближайшие три года Виталий Орлов планирует вложить ещё 320 миллионов рублей в строительство нового завода на базе уже существующей рыбоперерабатывающей фабрики. Предприятие сможет перерабатывать порядка 50 тонн рыбы в сутки, а также создаст новые рабочие места в регионе.
Ещё один крупный проект - рефрижераторный терминал «Ударник», который в обозримом будущем появится на берегу Кольского залива. Виталий Орлов планирует вложить в его строительство около 4,1 миллиарда рублей. Планируется, что емкость холодильника составит 35 000 тонн, мощность терминала - 800 000 тонн в год, в том числе 500 000 тонн рыбной продукции и 300 000 тонн генеральных грузов.
Строительство «Ударника» позволит создать более 200 рабочих мест. В терминале будут предусмотрены услуги по обслуживанию судов во время стоянки в порту, межрейсовому техобслуживанию и судоремонту, подготовке к промысловым рейсам, обеспечению снабжением, бункеровке. Также будут доступны логистические услуги и услуги судовых агентов и сюрвейеров.
Работать «Ударник» будет как с компаниями «Норебо», так и с другими компаниями. Это, комментируют в «Норебо», позволит перенести центр обслуживания судов из Европы и Норвегии в Мурманск.
Кроме того, компания активно участвует в общественной жизни региона и страны. Предприятия холдинга ежегодно выделяют более 20 миллионов рублей на социальные проекты.
Из них более 3,7 миллионов рублей - на помощь детским домам Мурманской области, Камчатского края и Приморского края. Более 3,8 миллионов рублей - поддержка образовательных и оздоровительных учреждений Мурманской области. Столько же «Норебо» вкладывает в развитие Мурманского областного загородного стационарного детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Гандвиг». Также компания финансово поддерживает детскую спортивную школу по направлениям лыжи и борьба.
В 2016 году холдинг профинансировал реконструкцию сквера с поющей стелой в Мурманске - памятника рыбакам и судам тралового флота, павшим при защите Советского Заполярья в ходе Великой Отечественной войны.
С 2019 года компания участвует в программе «Доступная рыба», поставляя на Мурманский берег свежую треску по низкой цене. И это не считая налогов в бюджеты разных уровней, совокупный объём которых составляет около 5 миллиардов рублей ежегодно.
Компания могла бы сделать и больше, но сейчас, как и «Мурманский Траловый флот» в 90-х, снова вынуждена бороться с людьми, которые, судя по всему, хотят для нее судьбы «Севрыбхолодфлота».
Бывший чиновник «Росрыболовства» Александр Тугушев, отсидевший в тюрьме за коррупцию, пытается отсудить у компании часть акций. При этом делает это не с помощью российского правосудия, а через суд Лондона. Инициированные Тугушевым процессы отнимают время и деньги. А ведь эти средства холдинг «Норебо» под руководством Виталия Орлова мог направить на реализацию новых общественно-полезных проектов или развитие инфраструктуры.
Самому посягающему на активы компании Тугушеву, несмотря на то, что он также жил здесь и даже окончил один с Виталием Орловым ВУЗ, на Россию - в целом и Заполярье - в частности, судя по всему, глубоко плевать.
Источник, близкий к участникам судебного процесса в Англии, передает высказывания Тугушева о том, что Мурманск - город неразвитый и для жизни полностью не пригоден. По словам Тугушева, люди уезжают из области, а в областном центре даже за деньги невозможно найти нормального стоматолога. Жить здесь, хорошо зарабатывая, якобы, может только сумасшедший, а все «нормальные», по мнению Тугушева, люди, давно променяли малую Родину на Москву и Петербург. Более того, жителей города он считает за глупцов, которым Орлов якобы своими социальными проектами пускает пыль в глаза.
Да и с чего Тугушеву заботиться об интересах России, если сам он, как сообщает портал Rutelegraf.com, обманом получил визу Англии и сейчас живёт там. Как ранее сообщали российские СМИ, такое решение экс-чиновник принял после того, как в России его в очередной раз обвинили в мошенничестве.
Тот же портал пишет, что обосноваться в Англии Тугушеву помог другой разыскиваемый на территории России гражданин - Юлий Калоев. Сообщается следующее: «Ранее в 2012 году в отношении него завели уголовное дело за разорение «Калужского мясокомбината». В итоге он сбежал в Англию, прихватив 1 миллиард рублей Сбербанка, и там основал юридическую фирму, которая и помогла устроиться на берегах Туманного Альбиона Александру Тугушеву».
История уже знает примеры развязывания против российских компаний судов за границей, в том числе и на деньги английских лордов. Их то уж точно мало волнуют судьбы русских моряков, скорее они хотят убрать с рынка одну из крупнейших в мире рыбопромышленных компаний.
Так, «Росбалт» утверждал, что финансированием деятельности Тугушева против российской рыбной промышленности занимаются, в том числе, люди из компании «17 ARMS», основной деятельностью которой является бизнес-разведка, а руководят ею британские аристократы и политики.
А что если эти люди сознательно используют бежавшего из России от уголовного преследования Александра Тугушева в своих целях и его руками попросту хотят навредить экономике России? Ведь ни для кого не секрет, что Британия и США - давние конкуренты нашей страны на международной арене.
Видных российских беженцев, особенно с криминальным прошлым, в своих политических и экономических целях на западе использовали и ранее. Вдруг и Тугушев из-за собственной жажды наживы или чувства мести стал лишь инструментом для реализации далеко идущих планов? Однако это уже предоставим выяснять компетентным органам.
Как бы то ни было, Мурманск был и навсегда останется заполярным оплотом России. Люди, живущие в этом суровом, но прекрасном крае, знают цену своим достижениям, ценят радости жизни. А «Мурманский траловый флот» - неотделимая часть этой достойной жизни.
Есть уверенность, что под руководством профессионалов своего дела, привыкших эффективно решать возникающие проблемы, «Мурманский траловый флот», переживший войну и разруху 90-х, выстоит и в этот раз. Вместе с ним продолжит развиваться и процветать и весь холдинг «Норебо», важной частью которого и является «Мурманский траловый флот». В то время как злопыхателям обязательно воздастся по заслугам: этому нас учит история.
Российский союз промышленников и предпринимателей подвёл итоги Всероссийского конкурса «Флагманы бизнеса: динамика, ответственность, устойчивость». В этом году в нём приняли участие 200 крупных российских компаний. По итогам работы жюри, которое оценивало итоги работы конкурсантов в прошлом году, были определены победители в 17 номинациях. По совокупности побед в...подробнее
В Мурманской области разгорается очередной конфликт между прибрежными рыбопромышленниками и пограничниками. Поводом стали разночтения российско-норвежских соглашений. Судебный прецедент уже создан. Рыбаки проиграли и считают, что тем самым их приравняли к браконьерам. Пограничники настаивают на своей правоте. СеверПост про историю конфликта. С моря в...подробнее
Территория опережающего развития «Столица Арктики» отмечает свой первый юбилей, став мощной опорой для градообразующих компаний региона. За эти пять лет преференциальный режим зарекомендовал себя как эффективный инструмент поддержки бизнеса, способствующий экономическому росту. На сегодняшний день статус резидента ТОР «Столица Арктики» по соглашениям с...подробнее
Накануне Дня Победы в Великой Отечественной войне на Восточном руднике Кировского филиала АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») запустили в эксплуатацию новый БЕЛАЗ-7513D. Гиганту грузоподъёмностью 136 тонн присвоили имя. Он был назван в честь 80-летия Великой Победы. Именитые машины ОАО «БЕЛАЗ» и Кировский филиал АО «Апатит»...подробнее
Год назад в подземке Кировского рудника ГОК «Апатит» завершились опытно-промышленные испытания погрузочно-доставочных машин российского производства. Их горнякам поставил АО «Шадринский автоагрегатный завод». Это событие стало одним из первых в череде знаковых проектов импортозамещения, которые на своем горно-обогатительном комплексе реализует...подробнее
У сельхозпредприятия «Полярная звезда» в очередной раз заканчивается договор с североморским заводом на поставку молока. Покупать сырьё по старым ценам завод не готов, предлагает снижение. Главный зоотехник хозяйства в соцсетях утверждает, что из региона вывозят коров ценных пород. Согласия нет и, судя по всему, не будет. Про бизнес на скотине и повышение надоев из...подробнее
Крупные производители хлеба и хлебобулочных изделий сообщили о грядущем повышении цен на 10–12%. Но порой и без того создаётся впечатление, что расценки на хлеб стремятся в космос. По части позиций на заполярных прилавках стоимость уже давно превышает 100 рублей за буханку. За что мы платим и какое будущее ждёт местных хлебопёков? Выяснял СеверПост. «Рост есть,...подробнее
Лидер российского рынка минеральных удобрений в 2024 году нарастил выпуск агрохимической продукции на 4,3%, а в январе текущего года поставила сразу два рекорда по отгрузкам. На состоявшемся накануне заседании Совета директоров компании «ФосАгро» ее генеральный директор Михаил Рыбников озвучил итоги 2024 года, который завершился для Группы новыми...подробнее
На пресс-конференции, посвящённой итогам работы Кольской АЭС в 2024 году, директор станции Василий Омельчук не только отчитался об успехах своего коллектива, но и дал возможность журналистам заглянуть в ближайшее, и даже несколько отдалённое, будущее. Между тем, за его спокойной и деловитой манерой изложения легко читается великая гордость за своё предприятие, на которое он...подробнее
Похороны никогда не были дешёвым мероприятием, однако за последний год средний погребальный бюджет в Мурманской области увеличился как минимум на четверть. Во сколько нынче обойдётся прощание с усопшим? В теме разбирался СеверПост. Погребальный минимум Как известно, похороны – событие для живых. Причём не только с экзистенциальной точки зрения. Конечно же, главный...подробнее
«Мёртвые души» после взятки, пожалуй, — наиболее известная и часто встречающаяся форма коррупции. «Успех» гарантирует распространённость во всех бюджетных сферах. В Оленегорске хвост прищемили очередному такому комбинатору. Мужчина организовал бизнес на стариках, нуждающихся в социальном обслуживании. Детали — в материале...подробнее
В Мурманской области действуют два важнейших преференциальных режима – Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) и территория опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики». Предусмотренные для их резидентов меры поддержки успели стать хорошим подспорьем для местного предпринимательского сообщества. Роль координатора по работе с инвесторами, принявшими...подробнее
В рамках пленарного заседания Государственной думы РФ прошёл «правительственный час», посвящённый роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства. Ориентировать на трудоустройство Спикерами «правительственного часа» выступили заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр...подробнее
В Кировске прошли торжественные мероприятия в честь 95-летнего юбилея комбината «Апатит». Сейчас это Кировский филиал АО «Апатит» (Группа «ФосАгро»). К этой дате предприятие подошло с новыми рекордами, наградами и идеями. Какими достижениями в свой юбилей гордится «Апатит» и какие сюрпризы приготовила компания...подробнее
Одно их крупнейших предприятий Мурманской области – горно-обогатительный комбинат «Апатит» – отмечает свое 95-летие. Основанный вблизи крупнейших месторождении апатит-нефелиновых руд Хибинского массива, из небольшого треста он вырос до ведущего профильного предприятия федерального и даже мирового уровня. От рудников – до городов Только...подробнее
А стейки у них космические, хоть и космически дорогие! Пару раз брал в ленте, жаль они в доступную рыбу не входят)
Всю жизнь думал, что все предприятия в области повыкупали москвичи, а нет, остались и в Мурманске местные крупные бизнесмены.
И правда нелегкий
Только рабочие места к сожалению не для мурманчан. На рыбофабрике трудятся 90% рабочих узбеков. С ними дешевле видимо.
Ну да ну да, особенно при розничной цене филе трески от 600 целковых. Недавно, недели две назад зашёл на Гагарина в рыбный, как в ювелирном салоне побывал.
МТФ же крупнейшее рыбодобывающая компания в регионе, у многих семьи работают на их судах, а судятся в Лондоне, сейчас раздербанят компанию, как это обычно бывает, а что простым людям делать? Работы то нет! Почему правительство не помогает?
У меня дед ходил в тралфлоте, отец и теперь их дело продолжаем мы с сыном. 90е выстояли, в 2000 работали, а сейчас очередной олень с горы пытается отжать бизнес у нашего земляка. Желаю удачи в борьбе владельцу МТФ!
У богачей свои причуды. Им до остальных до фонаря. Нахапали денег в 90е а теперь делят имущество. Орлов хоть рабочие места даёт людям и строит новые суда, а Тугушев только взятки брать и умеет.
О, Тугушев! Это же тот горе чиновник, который хапнул огромную взятку и сел в тюрьму? А теперь хочет отжать бизнес в Лондоне. Осел там и тянет свои лапы к нашему родному флоту? По рукам ему надо надавать! Рано его выпустили, нужно давать пожизненное взяточникам!
Что один прохиндяй, что второй. Простому люду всё равно кто выиграет в их разборках. Ни холодно ни жарко.
Когда развалили «Севрыбхолодфлот»,я работал коммерческим директором рыболовецкого колхоза «Всходы коммунизма» и отвечал за продажу на экспорт рыбопродукции, которую производили на колхозных судах. Суда набирали груз, снимались с промысла и своим ходом доставляли рыбу в инпорты, сдавали ее и возвращались в район промысла для продолжения работы. Вся операция занимала от 14 до 20 дней и отрицательно сказывалась на всей схеме работы предприятия. Я предложил председателю колхоза схему с использованием транспортных рефрижераторов, взятых в тайм-чартер и уже через несколько месяцев наше новшество стало приносить значимые дивиденды. Так мы работали на протяжении трех лет.
Промысловики занимались непосредственно промыслом от начала и до конца рейса, а два транспорта грузились в море и везли продукцию на экспорт или на внутренний рынок. Иногда приходилось сотрудничать с такими компаниями как «Карат» и “Ocean Trawlers”, а следовательно общаться с руководством этих компаний. Завершив работу в рыболовецком колхозе, я создал собственную компанию, специализирующуюся на морских рефперевозках, после чего ещё лучше узнал тогдашнего руководителя «Карата» Александра Тугушева. Один из моих пароходов грузился в районе Новой Земли, когда мне позвонил Тугушев и попросил выручить его, объяснив, что на судне его компании закончилось топливо, а танкер будет в этом районе через три дня , да к тому же и погода плохая... Все, кто хотя бы немного представляют эту ситуацию, поймут все вытекающие последствия, тем более, что на кону стоят жизни моряков.
Не буду описывать подробности суточного отвлечения моего судна от запланированной работы, связанного с бункеровкой, а в последствии и проблемы с таможней, но когда я пришёл в «Карат» через месяц с вопросом об обещанной оплате, Александр достал из-под стола две пол-литровые бутылки с чёрной жидкостью и сказал: «Вот такое топливо твой пароход нам выдал!» Я положил ему на стол бункерную расписку старших судовых механиков, в которой было отметка об отсутствии притензий по поводу качества топлива. Но денег мне так и не заплатили ни за топливо, ни за потерянные сутки на перебежку и бункеровку. Сейчас, читая в различных СМИ о тяжбах между бывшими партнерами и претензиями на астрономические суммы, ещё раз убеждаюсь в человеческой непорядочности господина Тугушева.
Ибо я дурак ибо лыжи не едут. Компании российские, налоги платят в России, работники тоже из России и даже судятся "бизнесмены" из России. Но почему в Лондоне? Там что суд какой то особенный? Или он встаёт на сторону мошенников, бежавших из страны?
Выйграет господин Тугушев – и прощай Мурманский Траловый Флот, уничтожат его или продадут норвежцам или кому-то ещё и пойдут люди на улицу... А на улице их ждёт кризис и корона-вирус!
Лондон всегда был домом для русского отребья. Понахапают денег, нахимичут с кредитами и валят в Англию. Нет бы сидели спокойно там и наслаждались дождями и обществами Английских лордов, так еще судится начинают, играть в патриотов, становится политическими заключёнными и прочей шушерой. Фу, аж противно…
Помню, как господин Тугушев в 90х собирал дань со всех рыбаков области и возил её в Москву чемоданами. Как был мошенником, так и остался.
Господин Тугушев, всегда умел заносить деньги, а став чиновником переквалифицировался в берущего, за что и получил срок. Сраведливость тогда восторжествовала. И сейчас, мошеникам следует сидеть в тюрьме, а не пытаться отжать чужой бизнес через Лондонский суд, который абсолютно не имеет ни какого отношения к Российской компании. Этот господин имеет умысел лишь пополнить свой кошелек. Люди жадные до денег никогда не меняются! Неужели правительство нашей страны позволит иностранным государствам решать судьбу Российских предприятий? Во всех СМИ только и слышим, что Россия везде вмешивается, а получается наоборот, мошенники сбежавшие из России во враждебно настроенное государство пытаются через них подорвать экономику России, разрушив один из крупнейших рыболовецких флотов!
МТФ это акционерная компания (ПАО), следовательно собственниками МТФ являются акционеры, реально те из них в чьих руках контрольный пакет акций. Norebo это управляющая компания нанятая акционерами. Если у Тугушева есть достаточный пакет акций ПАО МТФ, то он мог бы претендовать на часть собственности компании, но это должно решаться не тайно, а на собрании акционеров. Слава богу 90-е года мы пережили. Автору надо копнуть глубже и разобраться в ситуации. Информация об акционерах с контрольным пакетом есть в открытых источниках.