Бизнес

2020-09-09, 10:58
Фото: из открытых источников

Изучить конкурентов и риски

Плавильный цех в Печенгском районе будет закрыт. Но жизнь на этом не остановится. Жители района планирует развивать там свой бизнес. У северян уже есть идеи открытия гостиниц, мини-пекарни, производств сувениров и стройматериалов.


Для запуска всех этих проектов нужны средства и знания. Их готова предоставить компания «Норникель».

Она организовала конкурс беспроцентных займов для бизнес-проектов.

Победители получат целевой заём до 30 миллионов рублей. В компании надеются, что конкурс станет катализатором для развития в регионе малого и среднего бизнеса.

Оператором конкурса выступает Центр социальных проектов «Вторая школа».

При поддержке Центра прошла серия онлайн-встреч с руководителями успешных проектов в сферах торговли, общественного питания, индустрии красоты и туризма.

Будущим предпринимателям Печенгского района рассказали о шансах бизнеса на Крайнем Севере. А также объяснили, как создать прибыльный бизнес в сфере экологии.

Заключительный онлайн-семинар провела предприниматель и разработчик конкурса Ольга Буч.

На конкретных примерах она рассказала, как победить в этом соревновании бизнес-проектов.

Эксперт разобрала самые сложные пункты заявки и ответила на вопросы в прямом эфире.

Без темных пятен

В частности, Ольга Буч посоветовала заполнить анкеты максимально информативно.

Заявки будет рассматривать группа экспертов. Среди них будут и те, кто не занимался туристическим бизнесом или производством стройматериалов.

В связи с этим все документы должны быть написаны простым и понятным языком.

Если у вас есть опыт запуска проекта, то нужно привести конкретные примеры. В достижениях можно указать свое образование и специальность.

Если заявителю не хватает навыков, он может указать специальные навыки своей команды.

Напомним, к концу первого года работы бизнеса в нем должны трудиться минимум 10 человек из Печенгского района.

Если заявитель живет в Петербурге или Мурманске, то он не входит в число этих десяти работников. Этот момент нужно учитывать.

А также и то, что сотрудники, работающие по аутсорсингу, официально трудоустроены в другой компании.


Больше деталей

Описание проекта дается в свободной форме. Но эксперт должен увидеть конкретику.

Какую услугу или продукт вы предлагаете? Есть ли на нее спрос? На сколько это актуально для района?

Соответствует ли ваш будущий бизнес-стратегии развития Печенгского района?

Ольга дала несколько советов тем, кто просит заём на открытие гостиницы.

«Как не надо делать. Открываю гостиницу, потому что их не хватает в Печенгском районе. Задумайтесь, а есть ли спрос? – пояснила Ольга Буч. - Вариант хорошей заявки. Открываю гостиницу в таком-то месте. В ней будет столько-то одноместных и двухместных номеров. Я ориентируюсь на иностранных туристов или на командировочных. Сейчас качество мест размещения в районе оставляет желать лучшего. Я восполню этот пробел».

Многие сделали ошибки в разделе «Основные финансовые показатели». Там указывается общая стоимость проекта.

Нужно прописать, сколько просите денег, сколько вкладываете своих средств. Ошибки в расчетах успеху не способствуют.

К слову, личный вклад может быть в натуральном виде. Например, одна из участниц два года назад сделала ремонт в арендуемом помещении.

Она может приложить к заявке подтверждение перечня работ, оборудования, их стоимость. Все это ее вклад в бизнес в натуральном виде.

Таким вкладом может стать и автомобиль.

Можно добавить в заявку презентацию проекта, комментарии к бюджету, к расчетам. Это поможет экспертам оценить ваш проект.

Эксперт посоветовала не бояться указывать риски. Это лишь подтверждает ваш серьезный подход и готовность анализировать.


Точный расчет

Рентабельность продаж показывает, какую долю в выручке составляет чистая прибыль.

При этом в первый год может не быть продаж. А значит, и рентабельность в первый год окажется нулевой. Тогда нужно рассчитать рентабельность во второй или третий год.

«В периоде окупаемости бизнес-проекта у некоторых стоит расплывчатый срок от двух до четырех лет», - отметила Ольга Буч. 

Ольга убеждена, что примерных цифр тут быть не может.

«Все, что связано со временем и деньгами, требует точных расчетов. Приложите расчеты. Тогда будет видно, что вы не придумали эти цифры. Займ дается на пять лет. Срок окупаемости должен быть не более пяти лет. Иначе вы не сможете вернуть деньги»,  - убеждена эксперт.

Также предпринимателю нужно рассчитать количество персонала и зарплату сотрудников.

При этом не забыть, что на полной ставке она не может быть ниже прожиточного минимума. На Севере это 27 899 рублей. Кроме того, нужно учесть страховые взносы и налоги.

В одной из заявок у всех сотрудников были указаны одинаковые зарплаты. Но у директора и кладовщика функционал различается.

А, значит, и зарплата должна быть разной. Не возбраняется прописывать сдельную оплату труда.


Своя ниша

Некоторые допускали ошибки в плане-маркетинге. Заявители посчитали, что у них нет конкурентов. Мол, они единственные, кто выпускает деревянные сувениры.

Но конкуренты всегда есть. Они могут быть не прямые, а косвенные. Участники должны показать, что анализировали рынок.

Ведь он может не ограничиваться районом. А в регионе могут быть производители пластиковых сувениров. И они будут косвенными конкурентами.

Также в заявке необходимо прописать конкурентные преимущества и возможности для развития. У одного из заявителей есть конкуренты.

Они не производят продукт, но продают. Ее конкурентное преимущество - собственное производство. Можно сэкономить на логистике и сделать свой продукт дешевле.

Или один из заявителей планирует открыть мини-пекарню. Он сравнил свою продукцию с продукцией одного из крупных производителей хлебобулочных изделий в регионе.

У конкурента большой объем производства и низкая цена. Широкая сеть распространения.

Но это мешает ему удовлетворять индивидуальные запросы клиентов. Во время доставки хлеб теряет свежесть. В него добавляют добавки для длительного хранения.

У мини-пекарни же своя ниша. Она производит небольшие объемы каждого вида продукции.

При этом качество выше, чем при заводском производстве. А хлеб всегда свежий. Ассортимент обновляется. Возможно учитывать пожелания покупателей.


Время определиться

Заявки на конкурс беспроцентных займов принимают до 15 сентября нынешнего года. Зарегистрироваться можно по ссылке на сайте. 

По условиям бизнес-проекты должны быть посвящены производству и современным видам торговли, восстановлению экологической ситуации, туризму или гостиничному бизнесу.

Вложить деньги займа необходимо в первый год реализации проекта. А со второго года начать возвращать заемные средства.