Как вести научные исследования, не имея финансирования? Как сделать так, чтобы туристы не просто платили за отдых, но и работали на тебя? Как превратить привычную действительность в уникальные впечатления для клиентов? Ответы на эти вопросы дали эксперты «Бизнес среды» - онлайн-встречи для потенциальных предпринимателей Печенгского района.
Использовать возможности
Одним из спикеров стала основатель проекта «Альтуризм» Екатерина Затуливетер. Совместно с местными жителями она организует туры по всем регионам России. Екатерина рассказала о туризме будущего.
Компанию ей составил редактор крупнейшего туристического агрегатора в Москве и Петербурге KudaGo Илья Кокоуров. Он презентовал участникам встречи интересные кейсы в сфере туризма.
«Бизнес среда» – это серия онлайн-встреч с экспертами из торговли, экологии и туризма. Мероприятие проходит при поддержке конкурса беспроцентных займов от компании «Норникель».
Оператором конкурса стал центр «Вторая школа». Именно там участникам конкурса готовы оказать всестороннюю поддержку.
«У Печенгского района уникальное географическое положение. Он находится на границе с двумя государствами – Норвегией и Финляндией, - рассказал заместитель директора центра «Вторая школа» по направлению «Развитие бизнеса» Владимир Чижов. - Сегодня у предпринимателей появилась прекрасная возможность получить беспроцентный займ и улучшить туристическую сферу района».
Продавать впечатления
Илья Кокоуров начал свою лекцию с практических советов. Предпринимателю в этой сфере надо быть простым, понятным, но необычным.
Важно следить за трендами. Понимать, что самое главное – визуализация. Хорошо представлять свою аудиторию. Она стала более избирательной.
«Вам нужно найти определённый опыт, историю, идею. Ваш бизнес – это огранка для этого впечатления. Элегантная оправа, которая есть только у вас, и за которой придут только к вам. Например, парк природы – это впечатления и картинка. А инфраструктура вокруг – это ваш бизнес. Если турист получил сильную эмоцию, он будет вас рекомендовать другим. Да и сам ещё вернется», - утверждает эксперт.
Илья считает, что сегодня происходит ренессанс внутреннего туризма. Поездка в Турцию на «всё включено» больше не прельщает россиян.
Теперь нужны другие впечатления. А сама наша страна стала для россиян экзотикой. И Печенгский район может стать одной из точек притяжения. В России есть подобные примеры.
В частности, предприниматели могут заняться инвент-туризмом. Все слышали о летних музыкальных фестивалях «Нашествие» в Тверской области и «Дикая мята» в Тульской.
Популярны арт-фестивали «Архстояние» в Калужской области и «Арт-овраг» в Нижегородской. Один из успешных примеров – фестиваль «Бабушкина дача» в Удмуртии.
Все началось с бурановских бабушек, которых пригласили на Евровидение. Тогда вся страна вспомнила про Удмуртию и про её самобытную культуру.
Ещё одна идея для развития – экотуризм и ответственный туризм. То есть, приезжие не вредят окружающей среде и поддерживают местную экономику. Пример тому - туры на Байкал. Раньше они стоили заоблачных денег. А сейчас стали вполне доступными.
Нашли свою нишу и в Карелии. На месте бывшего мраморного карьера построили туристический комплекс Рускеала. Его сдают в аренду для съемок кино. А туристический сезон там длится круглый год.
Также сегодня популярен глэмпинг. Это разновидность кемпинга, но с большим комфортом. Туристы живут в домах, а не палатках.
Вокруг красивая природа. Можно отдохнуть от городской суеты, порыбачить или посидеть у костра под гитару.
Еще одно популярное направление в туризме - Russiantravelgeek. Симбиоз науки и путешествий.
Ученые, сотрудники заповедников и популяризаторы науки возглавляют экспедиции. Туристы присоединятся к группам и оплачивают исследования.
Илья Кокоуров порекомендовал будущим предпринимателям раскручиваться в соцсетях и местных медиа. Быть источниками интересного контента. А также изучать тематические сайты и вдохновляющие истории успеха.
Помогать другим
Екатерина Затуливетер рассказала о совсем другой стороне туризма. В 2014 году девушка основала туркомпанию «Альтуризм». До этого она не задумывалась о бизнесе в туризме. И сама ненавидела путешествовать по России.
Екатерину после таких поездок одолевала депрессия. Культурное наследие умирает. О природе никто не заботится. Затем девушка узнала о социальном предпринимательстве. И решила делать бизнес во благо, а не ради денег.
Екатерина поняла, что проблема в иждивенческом сознании. Мы ждем, что кто-то все сделает за нас. Не считаем себя хозяевами.
Это отличает российские города от финских городов, наши деревни от швейцарской деревень. Но в наших силах все изменить.
Идея бизнеса Екатерины проста – не прибыль, а позитивные перемены. Её компания помогает развиваться малым территориям. Жители деревни разрабатывают идею. Например, они хотят уютное место для встреч. Туристы едут и строят им это место.
«Для нас цель – сплочение местного населения, а не сам процесс. Наша аудитория – это люди, которые не путешествовали по России и миру, - отметила Екатерина Затуливетер. - Это люди от 35 и до 60 лет. Мы обеспечиваем им комфортное проживание и питание у местных жителей. Никаких ресторанов и гостиниц. Полное погружение в местную среду. Сегодня ценность потребительства уходит. У людей появляется желание вложиться своим трудом и деньгами в какое-то развитие. Сделать какое-то благо».
Казалось бы, кто захочет такой отдых? Но коронавирус показал, что это направление туризма очень популярно.
Во время карантина компания Екатерины увеличила доход в три раза. Заняла третье место на международном конкурсе.
А ещё в это время удалось придумать, создать и продать новый продукт. Он связан с ремёслами и сувенирами.
Также компания получила президентский грант на новый проект по обучению и развитию малых территорий. В сентябре Forbes вручит Екатерине премию за бизнес, который не только выжил, но и приносит благо обществу.
К слову, у «Альтуризма» изначально была удалённая команда. Сотрудники постоянно находятся в деревнях. Вся работа организована онлайн. В компании горизонтальное управление. Все заинтересованы в развитии.
Перемены к лучшему
В пример Екатерина привела интересную бизнес-модель. Так, в Берлине организовывают туры от бездомных и беженцев. Они показывают туристам свою тяжёлую жизнь. И таким образом зарабатывают деньги на то, чтобы вырваться из трущоб.
А в Индии открыли ресторан, где официантками работают искалеченные женщины.
В этой стране мужчинам разрешено облить женщину кислотой в случае отказа выйти за них замуж. Проблема замалчивалась. Но с помощью ресторана об этом узнали туристы.
Информация дошла до ООН. И на жестокий обычай, наконец-то, обратили внимание. Так социальный бизнес может менять жизнь людей.
Илья Кокоуров, в свою очередь, посоветовал будущим предпринимателям Печенгского района начать с идеи и мотивации. А тем, кто хочет заниматься сувенирной продукцией, посетить ближайший аэропорт или вокзал.
Там всегда есть сувенирная лавка. Но в 99 процентах случаях проблема не в месте сбыта, а в самом продукте. Часто он бывает не доработан и потому не продаётся.
Также эксперты отметили, что на Севере лучше всего сработают идеи местных жителей. Только они знают, какой бизнес там можно развивать.
А потому у жителей Печенгского района есть все шансы изменить свою малую территорию к лучшему.
В Москве прошел очередной съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, в ходе которого вручили награды победителям первой Национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса». Национальная премия «Лидеры ответственного бизнеса» - новый ориентир для той части российского предпринимательского сообщества, которая разделяет тезис о том, что...подробнее
В Мурманске проходит профессиональная конференция «Горнорудная промышленность России и СНГ: строительство и модернизация». Место проведения мероприятия, к слову, уже четвёртого по счёту, было выбрано неслучайно. Кольское Заполярье по праву носит звание одного из крупнейших промышленных центров страны. Основа экономики Большое событие собрало...подробнее
На Кировском руднике АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») пущен в промышленную эксплуатацию новый подземный горизонт + 10 метров. Его работа позволит увеличить общий объём запасов апатит-нефелиновой руды, вовлекаемых в отработку, до 300 миллионов тонн, а также нарастить объёмы добычи руды до 25 миллионов тонн к 2025 году. Задел на будущее По планам...подробнее
Агентство развития Мончегорска поможет участникам проекта «Академия грантов» получить государственную поддержку в размере от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Цель «Академии грантов» — помочь местным предпринимателям открыть новый или масштабировать уже существующий бизнес. Для участия в академии надо подать заявку на лендинге...подробнее
На промышленной площадке Кольской АЭС в ближайшие годы планируется возведение стендового испытательного комплекса (СИК) по производству водорода. Это необходимо для того, чтобы «обкатать» процесс его получения посредством нового электролизёра. Всё понятно, но возникают вопросы: почему, зачем и для чего это нужно? Давайте разбираться. Начнём с самого начала,...подробнее
Морская прогулка – одно из самых популярных развлечений в Териберке. На данный момент там работает лишь одно судно, у которого есть официальное разрешение. Все остальные действуют в так называемой «серой зоне». Что мешает судовладельцам легализовать бизнес? Какие подводные камни обнаружили в теме представители туриндустрии? И сколько тысяч рублей...подробнее
Владимир Путин в формате видеоконференции принял участие в церемонии запуска в промышленную эксплуатацию нового завода по производству минеральных удобрений Группы «ФосАгро» в Ленинградской области. Группа «ФосАгро» остается ведущим поставщиком на динамично растущем российском рынке минеральных удобрений. В прошлом году компания через собственную сеть...подробнее
Почему кольские саамы конфликтовали с мурманской воспитательницей? Как пенсионер из Териберки стал экскурсоводом? И зачем 70-летней бабушке статус самозанятой? СеверПост предлагает истории тех, кто на пенсии не захотел скучать и круто изменил свою жизнь. Из воспитательницы в бизнес-леди «Наконец, я не просыпаюсь в 6-7 утра, а встаю, как нормальная богатая...подробнее
13-й по счёту пакет санкций для Мурманска - почти родной. В него англосаксы включили сразу несколько компаний из региона. Причём, эти компании так или иначе тесно связанным с развитием Мурманской области. Чем это грозит (или не грозит) нашему региону, попытался выяснить СеверПост. 22 февраля Британия включила в список антироссийских санкций, в том числе, руководство...подробнее
Индексация зарплат в ФосАгро вызвала не только позитивную реакцию у работников предприятий Группы, но и встретила одобрение в обществе и руководстве Мурманской области. С 1 февраля сразу на 15% выросли зарплаты сотрудников одной из флагманских промышленных компаний Мурманской области – ФосАгро. Как подчеркнул генеральный директор компании Михаил Рыбников, решение об...подробнее
Компания стала лучшей в большинстве номинаций и одержала заслуженную победу в Национальной бизнес-премии «Лидеры ответственного бизнеса». В рамках Социального форума Российского союза промышленников и предпринимателей «Развитие человеческого потенциала как фактор устойчивого развития в условиях глобальных перемен» прошла церемония награждения...подробнее
В преддверии Нового года принято оглядываться назад, на год уходящий. Что нового и значимого принёс он Заполярью? Какими делами, проектами, достижениями войдёт в историю? СеверПост попытался выделить из всего многообразия событий 2023 года пять самых, на наш взгляд, наиболее важных, тех, что будут определять экономику и жизнь на Кольском полуострове на годы вперёд. Буквально...подробнее
По мнению ряда экспертов в настоящее время экономика страны испытывает серьезный рост инвестиционной активности, связанный с продолжающимся процессом адаптации к новым рыночным реалиям. Необходимость обеспечения импортозамещения и структурная трансформация отраслей стимулируют бизнес и государство вкладывать средства в новые производственные модели и активы. Подробнее об этом...подробнее
Филиал АО «Апатит» в Балакове встретил свое 50-летие началом третьего этапа развития производственного комплекса и миллиардными инвестициями в поддержку социальной сферы. «Славная история предприятия - это образец успешного роста, основанного на самоотдаче и профессионализме специалистов и управленцев. Вы уверенно идёте к общей цели. Балаковский филиал...подробнее
Северное сияние, полярная ночь, полярный день, арктическая кухня, рыбалка, коренные народы — всё это уже давно стало составляющими туристического бренда Мурманской области. Познакомиться поближе с потенциалом Заполярья приехали представители четырёх компаний-туроператоров из Китайской Народной Республики. Реверсную бизнес-миссию организовал Центр поддержки экспорта...подробнее