Бизнес

2020-08-20, 12:49
Фото: deccanherald.com

Бизнес во благо

Как вести научные исследования, не имея финансирования? Как сделать так, чтобы туристы не просто платили за отдых, но и работали на тебя? Как превратить привычную действительность в уникальные впечатления для клиентов? Ответы на эти вопросы дали эксперты «Бизнес среды» - онлайн-встречи для потенциальных предпринимателей Печенгского района.

Использовать возможности

Одним из спикеров стала основатель проекта «Альтуризм» Екатерина Затуливетер. Совместно с местными жителями она организует туры по всем регионам России. Екатерина рассказала о туризме будущего.

Компанию ей составил редактор крупнейшего туристического агрегатора в Москве и Петербурге KudaGo Илья Кокоуров. Он презентовал участникам встречи интересные кейсы в сфере туризма.

«Бизнес среда» – это серия онлайн-встреч с экспертами из торговли, экологии и туризма. Мероприятие проходит при поддержке конкурса беспроцентных займов от компании «Норникель».

Оператором конкурса стал центр «Вторая школа». Именно там участникам конкурса готовы оказать всестороннюю поддержку.

«У Печенгского района уникальное географическое положение. Он находится на границе с двумя государствами – Норвегией и Финляндией, - рассказал заместитель директора центра «Вторая школа» по направлению «Развитие бизнеса» Владимир Чижов. - Сегодня у предпринимателей появилась прекрасная возможность получить беспроцентный займ и улучшить туристическую сферу района».

Продавать впечатления

Илья Кокоуров начал свою лекцию с практических советов. Предпринимателю в этой сфере надо быть простым, понятным, но необычным.

Важно следить за трендами. Понимать, что самое главное – визуализация. Хорошо представлять свою аудиторию. Она стала более избирательной.

«Вам нужно найти определённый опыт, историю, идею. Ваш бизнес – это огранка для этого впечатления. Элегантная оправа, которая есть только у вас, и за которой придут только к вам. Например, парк природы – это впечатления и картинка. А инфраструктура вокруг – это ваш бизнес. Если турист получил сильную эмоцию, он будет вас рекомендовать другим. Да и сам ещё вернется», - утверждает эксперт.

Илья считает, что сегодня происходит ренессанс внутреннего туризма. Поездка в Турцию на «всё включено» больше не прельщает россиян.

Теперь нужны другие впечатления. А сама наша страна стала для россиян экзотикой. И Печенгский район может стать одной из точек притяжения. В России есть подобные примеры.

В частности, предприниматели могут заняться инвент-туризмом. Все слышали о летних музыкальных фестивалях «Нашествие» в Тверской области и «Дикая мята» в Тульской.

Популярны арт-фестивали «Архстояние» в Калужской области и «Арт-овраг» в Нижегородской. Один из успешных примеров – фестиваль «Бабушкина дача» в Удмуртии.

Все началось с бурановских бабушек, которых пригласили на Евровидение. Тогда вся страна вспомнила про Удмуртию и про её самобытную культуру.

Ещё одна идея для развития – экотуризм и ответственный туризм. То есть, приезжие не вредят окружающей среде и поддерживают местную экономику. Пример тому - туры на Байкал. Раньше они стоили заоблачных денег. А сейчас стали вполне доступными.

Нашли свою нишу и в Карелии. На месте бывшего мраморного карьера построили туристический комплекс Рускеала. Его сдают в аренду для съемок кино. А туристический сезон там длится круглый год.

Также сегодня популярен глэмпинг. Это разновидность кемпинга, но с большим комфортом. Туристы живут в домах, а не палатках.

Вокруг красивая природа. Можно отдохнуть от городской суеты, порыбачить или посидеть у костра под гитару.

Еще одно популярное направление в туризме - Russiantravelgeek. Симбиоз науки и путешествий.

Ученые, сотрудники заповедников и популяризаторы науки возглавляют экспедиции. Туристы присоединятся к группам и оплачивают исследования.

Илья Кокоуров порекомендовал будущим предпринимателям раскручиваться в соцсетях и местных медиа. Быть источниками интересного контента. А также изучать тематические сайты и вдохновляющие истории успеха.

Помогать другим

Екатерина Затуливетер рассказала о совсем другой стороне туризма. В 2014 году девушка основала туркомпанию «Альтуризм». До этого она не задумывалась о бизнесе в туризме. И сама ненавидела путешествовать по России.

Екатерину после таких поездок одолевала депрессия. Культурное наследие умирает. О природе никто не заботится. Затем девушка узнала о социальном предпринимательстве. И решила делать бизнес во благо, а не ради денег.

Екатерина поняла, что проблема в иждивенческом сознании. Мы ждем, что кто-то все сделает за нас. Не считаем себя хозяевами.

Это отличает российские города от финских городов, наши деревни от швейцарской деревень. Но в наших силах все изменить.

Идея бизнеса Екатерины проста – не прибыль, а позитивные перемены. Её компания помогает развиваться малым территориям. Жители деревни разрабатывают идею. Например, они хотят уютное место для встреч. Туристы едут и строят им это место.


«Для нас цель – сплочение местного населения, а не сам процесс. Наша аудитория – это люди, которые не путешествовали по России и миру, - отметила Екатерина Затуливетер. - Это люди от 35 и до 60 лет. Мы обеспечиваем им комфортное проживание и питание у местных жителей. Никаких ресторанов и гостиниц. Полное погружение в местную среду. Сегодня ценность потребительства уходит. У людей появляется желание вложиться своим трудом и деньгами в какое-то развитие. Сделать какое-то благо».

Казалось бы, кто захочет такой отдых? Но коронавирус показал, что это направление туризма очень популярно.

Во время карантина компания Екатерины увеличила доход в три раза. Заняла третье место на международном конкурсе.

А ещё в это время удалось придумать, создать и продать новый продукт. Он связан с ремёслами и сувенирами.

Также компания получила президентский грант на новый проект по обучению и развитию малых территорий. В сентябре Forbes вручит Екатерине премию за бизнес, который не только выжил, но и приносит благо обществу.

К слову, у «Альтуризма» изначально была удалённая команда. Сотрудники постоянно находятся в деревнях. Вся работа организована онлайн. В компании горизонтальное управление. Все заинтересованы в развитии.

Перемены к лучшему

В пример Екатерина привела интересную бизнес-модель. Так, в Берлине организовывают туры от бездомных и беженцев. Они показывают туристам свою тяжёлую жизнь. И таким образом зарабатывают деньги на то, чтобы вырваться из трущоб.

А в Индии открыли ресторан, где официантками работают искалеченные женщины.

В этой стране мужчинам разрешено облить женщину кислотой в случае отказа выйти за них замуж. Проблема замалчивалась. Но с помощью ресторана об этом узнали туристы.

Информация дошла до ООН. И на жестокий обычай, наконец-то, обратили внимание. Так социальный бизнес может менять жизнь людей.

Илья Кокоуров, в свою очередь, посоветовал будущим предпринимателям Печенгского района начать с идеи и мотивации. А тем, кто хочет заниматься сувенирной продукцией, посетить ближайший аэропорт или вокзал.

Там всегда есть сувенирная лавка. Но в 99 процентах случаях проблема не в месте сбыта, а в самом продукте. Часто он бывает не доработан и потому не продаётся.

Также эксперты отметили, что на Севере лучше всего сработают идеи местных жителей. Только они знают, какой бизнес там можно развивать.

А потому у жителей Печенгского района есть все шансы изменить свою малую территорию к лучшему.