Бизнес

2020-08-25, 15:20

Экспорт уходит в Сеть

Закрытые границы мешают не только путешественникам, но и экспортерам. Традиционные формы ведения бизнеса отошли на второй план из-за пандемии. Мурманским предпринимателям на международные электронные торговые площадки помогает выйти региональный Центр поддержки экспорта.

Бизнес на дистанции

С начала 2020 года 18 заполярных компаний заключили экспортные контракты на общую сумму в 2,5 миллиона долларов.

Но выйти на международный рынок не так просто. В Мурманской области предпринимателям сделать это помогают специалисты Центра поддержки экспорта Мурманской области - подведомственной организации регионального министерства экономического развития.

Всего на данный момент помощь получает 104 компании.

«Мы работаем с предпринимателями, которые уже встали на ноги и задумываются о выходе на внешние рынки, - рассказал исполняющий обязанности генерального директора Центра поддержки экспорта Мурманской области Александр Буч. - До коронавируса основными инструментами нашей поддержки было участие в международных выставках. Также мы приглашали в регион иностранных партнеров. В прошлом году в таком формате прошли пять международных выставок. Они были связаны с туризмом и рыбопромышленным комплексом. Это наши передовые отрасли. В феврале нынешнего года успели представить мурманских рыбаков на выставке в Бремене, а предпринимателей в сфере туризма - в Индии».


Однако пандемия довольно серьезно повлияла на деятельность потенциальных экспортеров. Из-за закрытых границ пришлось отказаться от участия в международных выставках, где компании сразу заключали контракты.

Но в Центре нашли выход и начали развивать дистанционные форматы торговли. В этом году организация вывела 10 предприятий региона на международные электронные торговые площадки. Из них семь компаний уже начали продавать свои товары и услуги. В частности, за рубежом спросом пользуются сувениры ручной работы и снеки из оленины.

Северная специфика

Онлайн-магазины электронной торговли (маркетплейсы) бывают разные. У многих на слуху EBay, Amazon, Alibaba и Wildberries. Но это далеко не полный перечень.

Одни продают товары конечному потребителю, другие - бизнесу и сразу пакетом услуг. В одном случае это массовое производство. В другом – штучный крафтовый товар под заказ.

Есть площадки с упором на Америку, Европу, Юго-восточную Азию. Отдельный рынок – Китай. У каждой площадки – свои особенности. И во всем этом экспортеру нужно разбираться.

Многие пытаются попасть на площадки сами. Но, не зная нюансов, сталкиваются с трудностями и опускают руки.

В Центре помогут разобраться с деталями и проведут оценку экспортного потенциала. Бывает, что фирма пока не готова выходить на международные рынки. Тогда в центре подскажут, что необходимо сделать.

Сейчас мурманские предприниматели представлены на маркетплейсах всех форматов. В основном торгуют товарами массового производства, но со своей северной спецификой. В частности, основные продажи идут на американской платформе EBay. Это касается сувенирной продукции и тканей.

Отличительная черта нынешнего года – на площадки международной торговли выходят преимущественно индивидуальные предприниматели, которые выставляют товар ручной работы. Причем раньше они никогда экспортом не занимались. А теперь продают свои товары в Норвегию, США, Австрию и другие страны.

Залог успеха

«Главная возможность, которую мы предоставляем – квалифицированная помощь специалистов и серьезная финансовая поддержка на старте. Выход на одну электронную торговую площадку стоит от 300 до 500 тысяч рублей, - пояснил Александр Буч. - Местный производитель сувениров редко может разом потратить такую сумму. Еще один подводный камень – сложность самой процедуры регистрации. Со всем этим мы и помогаем».

«В дальнейшем производитель сам решает, - продолжает руководитель, - нужно ему это или нет. Предприниматель как минимум экономит деньги, которые может пустить в производство или на зарплату сотрудников. При этом мы не даем получателям поддержки живые деньги. Мы оказываем услуги.

Помогаем пройти сертификацию, найти партнеров или привезти их сюда, создать товарный знак или коммерческое предложение. Запатентовать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. А также подготовить презентационные материалы – видеоролики, сайт. Пройти обучение, наконец».

Предприниматель может получить комплекс услуг. Сами услуги предоставляют сервисные партнеры. Те, кто уже разобрался с функциями площадок.

Потенциальные экспортеры проходят месячное обучение. Если после окончания договора они хотят продолжить сотрудничество, то оплачивают услуги сервисного партнера сами либо ведут электронную торговлю самостоятельно.

Как отмечают в Центре, часто основная проблема предпринимателей не связана с финансами. Российские продавцы не всегда готовы проходить серьезное обучение.

Но те, кто готовы вкладывать в себя, достигают успеха. Так, один из получателей поддержки торгует на электронной площадке полгода, за это время прибыль уже почти «отбила» те деньги, что в него вложило государство.

И это не единичный пример. Таких производителей только за последнее время несколько.

Сейчас около 50 процентов заключенных контрактов – чистая электронная торговля. В Центре поддержки экспорта Мурманской области очень ждут открытия границ, чтобы вернуться к традиционным способам ведения бизнеса.

Так, наши рыбаки хотят продавать рыбу в США. А пивоваренные заводы готовы поставлять свою продукцию в Финляндию и Норвегию.

Открытие границ даст старт этим проектам.