Бизнес

2020-10-12, 14:18
Фото: Вести Мурман

«Арктика»: Долгая дорога в Мурманск

В порт Мурманска прибыл сегодня головной универсальный ледокол проекта 22220 «Арктика». Судно ошвартовалось у причалов базы ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом». За 21 сутки атомоход преодолел около 4 800 морских миль. Однако это расстояние — ничто по сравнению с тем, сколько атомоход прошёл до своего старта от достроечной набережной АО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. История его постройки началась целых восемь лет назад.

Контракт на строительство головного атомного ледокола «Арктика» на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию Балтзаводе был заключён в 2012 году, а в ноябре 2013 года уникальное судно было заложено.

Деньги на ледокол — 37 млрд рублей — выделил бюджет. В 2016 году судно было спущено на воду. Но до порта приписки - Мурманска, «Арктике» предстоял ещё долгий путь, хотя первоначально судостроители говорили о сдаче ледокола уже в конце 2017 года.

Но что-то пошло не так, и летом 2017 года Указом Президента РФ сроки были перенесены сразу на два года, то есть, на май 2019 года. Среди причин назывались проблемы с поставками турбинного оборудования для двигателей ледокола.

Однако и этот срок оказался корабелам не по зубам. В марте 2019 года генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка заявил: «Официальная сдача судна в эксплуатацию перенесена на май 2020 года».

4 октября 2019 года на самом мощном в мире российском головном универсальном атомном ледоколе «Арктика» прошёл пуск реакторной установки из двух ядерных реакторов.

На ледоколе установлена новая российская реакторная установка РИТМ-200 из двух ядерных реакторов тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. Основное её преимущество — в компактности и экономичности.

Однако приключения «Арктики» ещё не закончились. К концу 2019 года ледокол был готов лишь на 87,7 процента. А тут — новая напасть.

4 февраля 2020 года во время пуско-наладочных работ системы электродвижения при подаче напряжения от преобразователя частоты на правый гребной электродвигатель сработала защита и произошло аварийное отключение преобразователя частоты.

Произошло замыкание на корпус носовой статорной обмотки двигателя, обмотка была повреждена.

Представители Ленинградского электромашиностроительного завода заявили, что из-за скачка напряжения в ходе швартовных испытаний были повреждены четыре фазы из шести и восстановить работоспособность носовой обмотки двигателя невозможно.

Однако в ЦНИИ судовой электротехники и технологии отметили, что силовая установка вышла из строя в результате брака при изготовлении.

Эксперты заявили о невозможности ремонта двигателя, и о необходимости его полной замены. Дело в том, что корпус агрегата несъёмный, его нельзя вскрыть и затем вновь заварить.

А полная замена гребного электродвигателя потребует вскрытия корпуса атомохода, и уйдёт на это от 12 до 18 месяцев.

Вот тогда и было решено произвести сдачу ледокола с одним работающим двигателем и с условием, что сгоревший агрегат впоследствии будет заменён.

В этом случае мощность ледокола, работающего на одном левом винте, снижается до 40 мегаватт.

16 сентября 2020 года атомный ледокол «Арктика» завершил этап ходовых испытаний на Балтике, а 22 сентября взял курс из Санкт-Петербурга к арктическим широтам.

«Во время перехода мы специально вышли к географической точке Северного полюса, чтобы собрать максимальный объём информации о работе атомного ледокола в ледовых условиях. Полученные результаты подтверждают проектные характеристики судна. На 50 процентах мощности атомный ледокол преодолел все ледовые поля, встретившиеся в приполюсном районе. Этого удалось достигнуть благодаря уникальным обводам корпуса судна», - отметил замгендиректора по строительству флота, руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Санкт-Петербурге Константин Князевский.

В ледовых полях различной толщины сдаточный экипаж «Арктики» протестировал работу винто-рулевого комплекса и системы электродвижения судна. 3 октября в 18.00 по московскому времени в ходе проверки систем и оборудования в ледовых условиях судно достигло географической точки Северного полюса.

И вот «Арктика» дома, в Мурманске. Торжественная передача головного универсального атомного ледокола ФГУП «Атомфлот» и поднятие флага Российской Федерации на борту судна намечены на 21 октября 2020 года.

Обещают, что в этой церемонии в Мурманске примет участие глава правительства России Михаил Мишустин.

А вот о том, когда ледокол встанет на ремонт, чтобы обрести все 100% своей мощности, пока не сообщается.