В порт Мурманска прибыл сегодня головной универсальный ледокол проекта 22220 «Арктика». Судно ошвартовалось у причалов базы ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом». За 21 сутки атомоход преодолел около 4 800 морских миль. Однако это расстояние — ничто по сравнению с тем, сколько атомоход прошёл до своего старта от достроечной набережной АО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. История его постройки началась целых восемь лет назад.
Контракт на строительство головного атомного ледокола «Арктика» на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию Балтзаводе был заключён в 2012 году, а в ноябре 2013 года уникальное судно было заложено.
Деньги на ледокол — 37 млрд рублей — выделил бюджет. В 2016 году судно было спущено на воду. Но до порта приписки - Мурманска, «Арктике» предстоял ещё долгий путь, хотя первоначально судостроители говорили о сдаче ледокола уже в конце 2017 года.
Но что-то пошло не так, и летом 2017 года Указом Президента РФ сроки были перенесены сразу на два года, то есть, на май 2019 года. Среди причин назывались проблемы с поставками турбинного оборудования для двигателей ледокола.
Однако и этот срок оказался корабелам не по зубам. В марте 2019 года генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка заявил: «Официальная сдача судна в эксплуатацию перенесена на май 2020 года».
4 октября 2019 года на самом мощном в мире российском головном универсальном атомном ледоколе «Арктика» прошёл пуск реакторной установки из двух ядерных реакторов.
На ледоколе установлена новая российская реакторная установка РИТМ-200 из двух ядерных реакторов тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. Основное её преимущество — в компактности и экономичности.
Однако приключения «Арктики» ещё не закончились. К концу 2019 года ледокол был готов лишь на 87,7 процента. А тут — новая напасть.
4 февраля 2020 года во время пуско-наладочных работ системы электродвижения при подаче напряжения от преобразователя частоты на правый гребной электродвигатель сработала защита и произошло аварийное отключение преобразователя частоты.
Произошло замыкание на корпус носовой статорной обмотки двигателя, обмотка была повреждена.
Представители Ленинградского электромашиностроительного завода заявили, что из-за скачка напряжения в ходе швартовных испытаний были повреждены четыре фазы из шести и восстановить работоспособность носовой обмотки двигателя невозможно.
Однако в ЦНИИ судовой электротехники и технологии отметили, что силовая установка вышла из строя в результате брака при изготовлении.
Эксперты заявили о невозможности ремонта двигателя, и о необходимости его полной замены. Дело в том, что корпус агрегата несъёмный, его нельзя вскрыть и затем вновь заварить.
А полная замена гребного электродвигателя потребует вскрытия корпуса атомохода, и уйдёт на это от 12 до 18 месяцев.
Вот тогда и было решено произвести сдачу ледокола с одним работающим двигателем и с условием, что сгоревший агрегат впоследствии будет заменён.
В этом случае мощность ледокола, работающего на одном левом винте, снижается до 40 мегаватт.
16 сентября 2020 года атомный ледокол «Арктика» завершил этап ходовых испытаний на Балтике, а 22 сентября взял курс из Санкт-Петербурга к арктическим широтам.
«Во время перехода мы специально вышли к географической точке Северного полюса, чтобы собрать максимальный объём информации о работе атомного ледокола в ледовых условиях. Полученные результаты подтверждают проектные характеристики судна. На 50 процентах мощности атомный ледокол преодолел все ледовые поля, встретившиеся в приполюсном районе. Этого удалось достигнуть благодаря уникальным обводам корпуса судна», - отметил замгендиректора по строительству флота, руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Санкт-Петербурге Константин Князевский.
В ледовых полях различной толщины сдаточный экипаж «Арктики» протестировал работу винто-рулевого комплекса и системы электродвижения судна. 3 октября в 18.00 по московскому времени в ходе проверки систем и оборудования в ледовых условиях судно достигло географической точки Северного полюса.
И вот «Арктика» дома, в Мурманске. Торжественная передача головного универсального атомного ледокола ФГУП «Атомфлот» и поднятие флага Российской Федерации на борту судна намечены на 21 октября 2020 года.
Обещают, что в этой церемонии в Мурманске примет участие глава правительства России Михаил Мишустин.
А вот о том, когда ледокол встанет на ремонт, чтобы обрести все 100% своей мощности, пока не сообщается.
В Кировске прошли торжественные мероприятия в честь 95-летнего юбилея комбината «Апатит». Сейчас это Кировский филиал АО «Апатит» (Группа «ФосАгро»). К этой дате предприятие подошло с новыми рекордами, наградами и идеями. Какими достижениями в свой юбилей гордится «Апатит» и какие сюрпризы приготовила компания...подробнее
Одно их крупнейших предприятий Мурманской области – горно-обогатительный комбинат «Апатит» – отмечает свое 95-летие. Основанный вблизи крупнейших месторождении апатит-нефелиновых руд Хибинского массива, из небольшого треста он вырос до ведущего профильного предприятия федерального и даже мирового уровня. От рудников – до городов Только...подробнее
Российские предприятия вынуждены непрерывно искать новые бизнес-модели, подстраиваясь под изменения и справляясь с вызовами для отечественной экономики. Важно в этом отношении формирование устойчивого производственного потенциала с акцентом на сотрудников компании. Этому была посвящена неделя инноваций и производительности IN’HUB, которая проходила в Мурманске....подробнее
Компания «ФосАгро» возглавила обновлённый рэнкинг компаний с лучшими корпоративными практиками в области ESG, составленный независимым агентством RAEX. Российский агрохимический гигант стал лучшим из 80 его участников, а также абсолютным лидером по социальному фактору. Рэнкинг формируется с 2018 года на основе всестороннего анализа качества управления ESG-рисками и...подробнее
На непосвящённых расшифровка аббревиатуры АО «НИУИФ» – Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам – может навевать тоску и скуку. Казалось бы, ну что интересного может быть в этой сфере? Те, кто хоть немного в теме, относятся к научному заведению имени профессора Я. В. Самойлова с неподдельным уважением и восхищением. Это...подробнее
В Апатитах и Кировске успешно реализуется полный цикл подготовки специалистов для горной промышленности. Путь в инженерные профессии начинается со школьной скамьи, а после обучения в вузе выпускников ждет трудоустройство в компанию «ФосАгро». За последние 10 лет в выстраивание собственной образовательной модели «Школа – колледж/вуз –...подробнее
«На Севере - жить!» — это слоган стратегического плана губернатора. Его характеризуют как широкий перечень направлений и мероприятий по развитию Мурманской области. Что это означает - с ходу не разобраться. СеверПост «разбирает на винтики» важный блок плана, посвящённый поддержке предпринимателей. Залог качества жизни Малый и средний бизнес -...подробнее
Государство принимает различные меры к изъятию из оборота некачественных и фальсифицированных товаров. С 2017 года появились правила, обязывающие производителей и продавцов маркировать некоторые категории товаров и продукции. В 2024 году это станет обязательным и для мурманских производителей рыбных консервов. СеверПост выясняет основные проблемы для рыбообработчиков Мурмана и...подробнее
«Национальные проекты Поморья» - компания-интегратор по оснащению муниципальных организаций в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения. Команда профессионалов подберет оборудование под потребности заказчика, окажет консультационную и юридическую помощь на каждом этапе проекта - от разработки проектно-сметной документации до сдачи объекта в...подробнее
Впервые в Мурманске прошла необычная бизнес-конференция - Альфа Конфа. Более 1200 предпринимателей Заполярья взглянули под новым углом на процессы, которые должны привести их к коммерческому и личному успеху. Как творческий подход даёт новый импульс для развития? Почему внутренняя гармония – залог прогресса, а ошибки помогают взлететь? И чем бизнес подобен...подробнее
«На Севере - жить!» - это слоган стратегического плана губернатора. План характеризуют как широкий перечень направлений и мероприятий по развитию Мурманской области. Что это означает - с ходу не разобраться. СеверПост «разбирает на винтики» план «Социальный контракт». Открыть собственный бизнес иногда бывает не просто. Малому и среднему...подробнее
Как создать более 10 миллиардов кВт электроэнергии и не оставить углеродных следов? Сколько стоит построить АЭС? Кто будет строить станцию и где найти атомщиков? Кому нужна заполярная электроэнергия и сколько? Обо всем этом рассказал директор Кольской АЭС Василий Омельчук на пресс-конференции, посвященной итогам полугодия на предприятии. Мы можем больше В плане на 2024 год...подробнее
Группа «Акрон», российский вертикально интегрированный производитель минеральных удобрений, в 2023 году инвестировала 3,1 млрд рублей в мероприятия в области устойчивого развития. Затраты на экологические программы, мероприятия по охране труда и промышленной безопасности, социальные и благотворительные программы, а также программы социально-экономического развития...подробнее
О ее механике и результатах работы участникам панельной сессии «Квалификация будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений» рассказал первый заместитель генерального директора компании «ФосАгро» Сиродж Лоиков. Открывая работу площадки, ее модератор президент РСПП Александр Шохин рассказал, что...подробнее
Компания «ФосАгро» нарастит инвестиции в укрепление рудно-сырьевой базы Кировского филиала АО «Апатит» до 160 млрд рублей в перспективе до 2033 года. Предприятие является одним из ключевых партнеров правительства Мурманской области в реализации социальных проектов. В ходе Петербургского международного экономического форума генеральный директор ФосАгро...подробнее