В порт Мурманска прибыл сегодня головной универсальный ледокол проекта 22220 «Арктика». Судно ошвартовалось у причалов базы ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом». За 21 сутки атомоход преодолел около 4 800 морских миль. Однако это расстояние — ничто по сравнению с тем, сколько атомоход прошёл до своего старта от достроечной набережной АО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. История его постройки началась целых восемь лет назад.
Контракт на строительство головного атомного ледокола «Арктика» на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию Балтзаводе был заключён в 2012 году, а в ноябре 2013 года уникальное судно было заложено.
Деньги на ледокол — 37 млрд рублей — выделил бюджет. В 2016 году судно было спущено на воду. Но до порта приписки - Мурманска, «Арктике» предстоял ещё долгий путь, хотя первоначально судостроители говорили о сдаче ледокола уже в конце 2017 года.
Но что-то пошло не так, и летом 2017 года Указом Президента РФ сроки были перенесены сразу на два года, то есть, на май 2019 года. Среди причин назывались проблемы с поставками турбинного оборудования для двигателей ледокола.
Однако и этот срок оказался корабелам не по зубам. В марте 2019 года генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка заявил: «Официальная сдача судна в эксплуатацию перенесена на май 2020 года».
4 октября 2019 года на самом мощном в мире российском головном универсальном атомном ледоколе «Арктика» прошёл пуск реакторной установки из двух ядерных реакторов.
На ледоколе установлена новая российская реакторная установка РИТМ-200 из двух ядерных реакторов тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. Основное её преимущество — в компактности и экономичности.
Однако приключения «Арктики» ещё не закончились. К концу 2019 года ледокол был готов лишь на 87,7 процента. А тут — новая напасть.
4 февраля 2020 года во время пуско-наладочных работ системы электродвижения при подаче напряжения от преобразователя частоты на правый гребной электродвигатель сработала защита и произошло аварийное отключение преобразователя частоты.
Произошло замыкание на корпус носовой статорной обмотки двигателя, обмотка была повреждена.
Представители Ленинградского электромашиностроительного завода заявили, что из-за скачка напряжения в ходе швартовных испытаний были повреждены четыре фазы из шести и восстановить работоспособность носовой обмотки двигателя невозможно.
Однако в ЦНИИ судовой электротехники и технологии отметили, что силовая установка вышла из строя в результате брака при изготовлении.
Эксперты заявили о невозможности ремонта двигателя, и о необходимости его полной замены. Дело в том, что корпус агрегата несъёмный, его нельзя вскрыть и затем вновь заварить.
А полная замена гребного электродвигателя потребует вскрытия корпуса атомохода, и уйдёт на это от 12 до 18 месяцев.
Вот тогда и было решено произвести сдачу ледокола с одним работающим двигателем и с условием, что сгоревший агрегат впоследствии будет заменён.
В этом случае мощность ледокола, работающего на одном левом винте, снижается до 40 мегаватт.
16 сентября 2020 года атомный ледокол «Арктика» завершил этап ходовых испытаний на Балтике, а 22 сентября взял курс из Санкт-Петербурга к арктическим широтам.
«Во время перехода мы специально вышли к географической точке Северного полюса, чтобы собрать максимальный объём информации о работе атомного ледокола в ледовых условиях. Полученные результаты подтверждают проектные характеристики судна. На 50 процентах мощности атомный ледокол преодолел все ледовые поля, встретившиеся в приполюсном районе. Этого удалось достигнуть благодаря уникальным обводам корпуса судна», - отметил замгендиректора по строительству флота, руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Санкт-Петербурге Константин Князевский.
В ледовых полях различной толщины сдаточный экипаж «Арктики» протестировал работу винто-рулевого комплекса и системы электродвижения судна. 3 октября в 18.00 по московскому времени в ходе проверки систем и оборудования в ледовых условиях судно достигло географической точки Северного полюса.
И вот «Арктика» дома, в Мурманске. Торжественная передача головного универсального атомного ледокола ФГУП «Атомфлот» и поднятие флага Российской Федерации на борту судна намечены на 21 октября 2020 года.
Обещают, что в этой церемонии в Мурманске примет участие глава правительства России Михаил Мишустин.
А вот о том, когда ледокол встанет на ремонт, чтобы обрести все 100% своей мощности, пока не сообщается.
В Москве прошел очередной съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, в ходе которого вручили награды победителям первой Национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса». Национальная премия «Лидеры ответственного бизнеса» - новый ориентир для той части российского предпринимательского сообщества, которая разделяет тезис о том, что...подробнее
В Мурманске проходит профессиональная конференция «Горнорудная промышленность России и СНГ: строительство и модернизация». Место проведения мероприятия, к слову, уже четвёртого по счёту, было выбрано неслучайно. Кольское Заполярье по праву носит звание одного из крупнейших промышленных центров страны. Основа экономики Большое событие собрало...подробнее
На Кировском руднике АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») пущен в промышленную эксплуатацию новый подземный горизонт + 10 метров. Его работа позволит увеличить общий объём запасов апатит-нефелиновой руды, вовлекаемых в отработку, до 300 миллионов тонн, а также нарастить объёмы добычи руды до 25 миллионов тонн к 2025 году. Задел на будущее По планам...подробнее
Агентство развития Мончегорска поможет участникам проекта «Академия грантов» получить государственную поддержку в размере от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Цель «Академии грантов» — помочь местным предпринимателям открыть новый или масштабировать уже существующий бизнес. Для участия в академии надо подать заявку на лендинге...подробнее
На промышленной площадке Кольской АЭС в ближайшие годы планируется возведение стендового испытательного комплекса (СИК) по производству водорода. Это необходимо для того, чтобы «обкатать» процесс его получения посредством нового электролизёра. Всё понятно, но возникают вопросы: почему, зачем и для чего это нужно? Давайте разбираться. Начнём с самого начала,...подробнее
Морская прогулка – одно из самых популярных развлечений в Териберке. На данный момент там работает лишь одно судно, у которого есть официальное разрешение. Все остальные действуют в так называемой «серой зоне». Что мешает судовладельцам легализовать бизнес? Какие подводные камни обнаружили в теме представители туриндустрии? И сколько тысяч рублей...подробнее
Владимир Путин в формате видеоконференции принял участие в церемонии запуска в промышленную эксплуатацию нового завода по производству минеральных удобрений Группы «ФосАгро» в Ленинградской области. Группа «ФосАгро» остается ведущим поставщиком на динамично растущем российском рынке минеральных удобрений. В прошлом году компания через собственную сеть...подробнее
Почему кольские саамы конфликтовали с мурманской воспитательницей? Как пенсионер из Териберки стал экскурсоводом? И зачем 70-летней бабушке статус самозанятой? СеверПост предлагает истории тех, кто на пенсии не захотел скучать и круто изменил свою жизнь. Из воспитательницы в бизнес-леди «Наконец, я не просыпаюсь в 6-7 утра, а встаю, как нормальная богатая...подробнее
13-й по счёту пакет санкций для Мурманска - почти родной. В него англосаксы включили сразу несколько компаний из региона. Причём, эти компании так или иначе тесно связанным с развитием Мурманской области. Чем это грозит (или не грозит) нашему региону, попытался выяснить СеверПост. 22 февраля Британия включила в список антироссийских санкций, в том числе, руководство...подробнее
Индексация зарплат в ФосАгро вызвала не только позитивную реакцию у работников предприятий Группы, но и встретила одобрение в обществе и руководстве Мурманской области. С 1 февраля сразу на 15% выросли зарплаты сотрудников одной из флагманских промышленных компаний Мурманской области – ФосАгро. Как подчеркнул генеральный директор компании Михаил Рыбников, решение об...подробнее
Компания стала лучшей в большинстве номинаций и одержала заслуженную победу в Национальной бизнес-премии «Лидеры ответственного бизнеса». В рамках Социального форума Российского союза промышленников и предпринимателей «Развитие человеческого потенциала как фактор устойчивого развития в условиях глобальных перемен» прошла церемония награждения...подробнее
В преддверии Нового года принято оглядываться назад, на год уходящий. Что нового и значимого принёс он Заполярью? Какими делами, проектами, достижениями войдёт в историю? СеверПост попытался выделить из всего многообразия событий 2023 года пять самых, на наш взгляд, наиболее важных, тех, что будут определять экономику и жизнь на Кольском полуострове на годы вперёд. Буквально...подробнее
По мнению ряда экспертов в настоящее время экономика страны испытывает серьезный рост инвестиционной активности, связанный с продолжающимся процессом адаптации к новым рыночным реалиям. Необходимость обеспечения импортозамещения и структурная трансформация отраслей стимулируют бизнес и государство вкладывать средства в новые производственные модели и активы. Подробнее об этом...подробнее
Филиал АО «Апатит» в Балакове встретил свое 50-летие началом третьего этапа развития производственного комплекса и миллиардными инвестициями в поддержку социальной сферы. «Славная история предприятия - это образец успешного роста, основанного на самоотдаче и профессионализме специалистов и управленцев. Вы уверенно идёте к общей цели. Балаковский филиал...подробнее
Северное сияние, полярная ночь, полярный день, арктическая кухня, рыбалка, коренные народы — всё это уже давно стало составляющими туристического бренда Мурманской области. Познакомиться поближе с потенциалом Заполярья приехали представители четырёх компаний-туроператоров из Китайской Народной Республики. Реверсную бизнес-миссию организовал Центр поддержки экспорта...подробнее