Общество

2020-11-05, 14:52
Фото: из открытых источников

Заполярный Голливуд

Светлана Ходченкова, Евгений Цыганов, Владимир Меньшов, Тимофей Трибунцев, Юлия Пересильд и Гоша Куценко. Эти известные актёры в нынешнем году побывали или ещё приедут в Мурманскую область. Привлекают их не красоты Севера. К нам знаменитостей привозят боссы киноиндустрии. Мотив - тоже простой: власти компенсируют часть расходов на съёмки в регионе. А деньги любят все. Кому и сколько перепало — в материале СеверПост.

 

«Левиафан» и не только

Пожалуй, самым известным фильмом, который снимали в Мурманской области, до сих пор остается «Левиафан» Андрея Звягинцева (2014). Хотя киносъёмки в регионе проходили и до этого.

Так, в Кировске снимали множество фильмов, среди которых «Семеро смелых» (1936), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Начальник Чукотки» (1966), «Кукушка» (2002), «Тайна перевала Дятлова» (2013).

После успеха «Левиафана» в регионе прошли съёмки фильмов «День Сенеки» (2014), «Пингвин нашего времени» (2015), «Со дна вершины» (2016), «Большой» (2016), «Дуэлянт» (2016).

В Мурманске снимали часть норвежских картин «Скандинавский форсаж: гонки на льду» (2016) и «Каренина и я» (2016), а также российский фильм-катастрофу «Ледокол».


Новая киноволна началась в прошлом году.

В конце 2019-го власти Мурманской области решили поддерживать имидж региона с помощью кинематографа. А в 2020-м в регионе открылся Центр развития кинопроизводства. Также была создана кинокомиссия.

Компании, ведущие съёмки в Мурманской области, начали получать рибейты – субсидии из регионального бюджета. Они компенсируют до 30% затрат на производство, но не более 2 млн рублей. Это, судя по всему, и стало причиной оживления.

Заместитель губернатора Елена Дягилева с официальной трибуны такой подход называет инвестиционным инструментом.

«Кинокомпании заказывают у юридических и физических лиц работы и услуги (гостиничные, транспортные, питание, аренда различного некинематографического оборудования), нанимают актёров и жителей региона для участия в съёмках», - пояснила замгубернатора.

Первый этап конкурса рибейтов проходил в сентябре. 2 млн рублей выделили на остросюжетный шпионский боевик под рабочим названием «Баренцево море». Это второй сезон сериала «Чёрное море» режиссёра Олега Фомина.

События фильма происходят в 1944 году и раскрывают историю подлинного героизма мурманчан, трудившихся для Победы. Было озвучено, что затраты на кинопроизводство в Мурманской области составят почти 6,7 млн рублей.

Компания-производитель даже заключила 50 договоров на услуги с мурманскими и североморскими организациями. Однако из-за эпидобстановки съёмки картины перенесли на весну 2021 года.


Победителями второго этапа конкурса стали московские кинокомпании: «Студия Чеховъ» с сериалом «Иван», «Триафильм» и их картина «Кольская сверхглубокая» и «Карго» с сериалом «Молоко».

Здесь принцип тот же. Потратив 14 млн рублей в регионе, бизнес приобрёл 3,7 млн рублей господдержки.

Так, на съёмки фильма ужасов «Кольская сверхглубокая» Арсения Сюхина в Териберке израсходовано 8,8 миллиона рублей. Из них 2 млн вернулось с помощью рибейта.


К слову, фильм уже вышел в прокат 4 ноября.

По словам Дягилевой, природные и культурные объекты, на фоне которых сняты фильмы, повышают узнаваемость Мурманской области за её пределами. Это впоследствии привлекает в регион больше туристов.

С этим трудно поспорить, за звёздными именами всегда идут поклонники. А северных пейзажей в Instagram знаменитостей после визита в Мурманскую область точно прибавилось.

 

Вкусная конфета

Позитивную оценку системе рибейтов дала и  руководитель Центра развития кинопроизводства Мурманской области Светлана Солдатова. Собственно, она — ещё и один из идеологов и организаторов кинофестиваля «Северный характер».

«Рибейты - крутая вещь для региона. А для кинематографистов - невероятно вкусная конфета, - считает Солдатова. – Это мировой опыт организации системы взаимодействия с кинематографистами. Рибейт развивает не только территории, но и целые страны. Во многих европейских странах есть система поддержки зарубежных киногрупп. У нас в России тоже есть для зарубежных, а для нас – это уникальный опыт. У нас немного регионов, которые делают рибейты для национальных фильмов».

Как отметила Светлана Солдатова, с одной стороны, это привлекает кинематографистов, они экономят деньги. А с другой стороны – система рибейтов поддерживает местный бизнес. Речь о тех деньгах, что остаются в регионе по контрактам.

Солдатова представляла систему мурманских рибейтов на Московском кинофестивале. Там она заметила, что большой интерес у кинематографистов сегодня вызывает Арктическая зона.

Локации под Москвой и Петербургом всем приелись. В итоге многие ринулись снимать в Мурманскую область.

Здесь Центр развития кинопроизводства помогает гостям связаться с органами власти, найти контакты гостиниц. А также выполняет нетривиальные запросы – найти  фейверкообразную колесницу или подсветить иллюминацией городской проспект.

«Фильм, снятый на Кольском полуострове – это гигантский рекламный ролик, который будет показан в кинотеатрах страны», - резюмировала Светлана Солдатова.

К слову, не всегда местные жители рады нашествию туристов. Так, в Териберке из-за наплыва гостей вдвое снизилась популяция родиолы розовой. Оказалась на грани исчезновения и синюха. К таким выводам пришли учёные Кольского научного центра.

Но такие проблемы не от киношников. Это последствия удачного фильма, считает Солдатова. Так, Дубровник, где снимали популярный сериал «Игра престолов», от этого не страдает.

«Отрегулировать эти процессы – задача власти, - говорит Солдатова. -  У нас более тонкие процессы, потому что природа на Севере очень долго восстанавливается. Для туристов и местные, и региональные власти должны придумать правила поведения на этих территориях.  Это всё же деньги. Кино стимулирует, а туристы приносят».

 

Дайте больше денег

Руководитель Арктической киношколы МАГУ Алексей Мосин также считает, что система региональных рибейтов нужна, но её нужно совершенствовать.

По мнению Мосина, 5 млн рублей для кинематографистов - это капля в море. В Калининграде на это выделяется порядка 150 млн. Съёмочный день группы стоит примерно миллион. Бывает и больше.

«Местным помогли бы, - говорит Алексей Мосин. – Мурманские ребята снимают преимущественно короткометражки. Но есть и те, кто замахивается на полный метр. Нам рибейты не помогают. В том, что сюда приезжают крупные кинопроизводители -  это и заслуга местных. Меня регулярно просят найти людей, помочь с локациями».

Так, в Мурманске проходили съёмки тайваньского телесериала под рабочим названием «Северное сияние любви». Алексей Мосин оказывал помощь в организации этих съемок, а местные студенты были задействованы в массовке и работали в съёмочной группе в качестве вспомогательного персонала.


При этом Алексей Мосин отмечает, что в регионе не хватает обученных для кинопроизводства людей.

В 2021 году программа региональных рибейтов будет продолжена. Уже известно, что на эти цели планируется выделить 10 млн рублей.

Ждём приезда в регион новых звёзд кино. Каков будет профит для области, увидим на практике.