Пандемия нанесла серьёзный удар по очагам культуры. В числе пострадавших - все мурманские театры. Служители Мельпомены без зрителей и доходов от спектаклей живут очень долго. Что происходит за закрытыми дверями учреждений культуры? Как выживают театры? За опущенный занавес заглянул СеверПост.
Антракт затянулся
Театр флота оценивает ситуацию как сложную.
«Когда эпидситуация была более или менее спокойная и можно было открывать театр, хотя бы с шахматной рассадкой в зале, как это было, к примеру, в Москве или Санкт-Петербурге, у нас почему-то рестораны, кафе, магазины открыли, а театры - нет. А сейчас ситуация ухудшается, и мы в глубокой задумчивости на тему, как жить и работать. Мы же напрямую зависим от доходов», - рассказывает главный режиссёр мурманского драматического театра Северного флота Александр Шарапко.
По признанию главного режиссёра, антракт затянулся, что повлияло на финансовое положение артистов.
«На сегодняшний день зарплаты значительно урезаны. Мы получаем только финансирование от министерства обороны: голый оклад и северные надбавки. До пандемии к этому шли средства, заработанные от продажи билетов, а сейчас этого нет. Тот «подкожный жирок», что был у театра от предыдущего сезона, закончился», - объясняет Шарапко.
Руководитель подчёркивает, что особо сложное финансовое положение у молодых артистов, которые приехали из других регионов и не получают ни северных надбавок, ни доплат за выслугу лет.
«Они вообще сидят на копейках», - констатирует Шарапко.
Впрочем, как признался главный режиссёр флотского театра, сложная финансовая ситуация не повлияла на кадровый состав труппы - никто из служителей Мельпомены не покинул «храма».
Примечательно, но даже в годы Великой Отечественной войны флотский театр не закрывался.
Вот и сейчас он работает «под снарядами» невидимого врага, который разрушил привычный уклад жизни. Жаль, что и после ухода противника ещё долго придется всё восстанавливать.
«Часть коллектива на «удалёнке», но репетиции продолжаем, так как остановить процесс полностью - погубить театр», - комментирует Шарапко.
Особое мучение, по словам главного режиссера театра - это затянувшаяся разлука со зрителем.
«Для артистов потеря зрителей - это труднопереживаемо. Мы страдаем без них. Пока были на самоизоляции, мне все звонили, жаловались, что без работы сидеть не могут, без физических нагрузок сидеть не могут, под любым предлогом хотят прийти на работу, лишь бы им дали по сцене походить. И, судя по тому, что пишут нам в соцсетях, это взаимно. Вот недавно написали: «Господи, когда же вы наконец откроетесь?!» - делится Шарапко.
При этом переход в онлайн - для театра не выход.
По мнению главрежа, заменить живое общение, взаимодействие между артистами и зрителями видеотрансляциями - значит предложить им суррогат. «Это же секс по телефону», - смеется он.
Поэтому, не теряя оптимизма, готовится театр и к новогодней кампании - идут репетиции новогодней сказки. А ещё труппа работает над премьерами.
«Мы в надежде на то, что когда коронобезумие закончится, мы сразу и порадуем, и повеселим, наконец, нашего зрителя. А моя главная задача в этот период - не дать коллективу впасть в уныние, коматоз, поэтому мы работаем и будем работать», - подытоживает Шарапко.
«И в пандемии есть польза»
Труппа театра кукол тоже скучает по зрителю, но на месте не сидит.
«Конечно, кто-то ходит-страдает, говорит о том, что какие-то театры работают, а мы, мол, нет. Но на это я всегда отвечаю: «Наша задача быть в любой момент готовыми к открытию театра», - рассказывает директор Мурманского областного театра кукол Евгений Суханов.
Форму поддерживают активными тренировками, точнее репетициями.
Как отметил Евгений Суханов, за 8 месяцев, что театр закрыт для зрителей, труппа подготовила несколько премьер.
Кроме того, в театре активно занимаются облагораживанием интерьера.
В частности, на прошлой неделе была перенесена из старого здания и установлена в новом знаменитая ковка: волны с кораблями и город. Это будет приятным сюрпризом для зрителей.
Кстати, о зрителе.
«Мы очень соскучились по юному зрителю. Тем более, что у нас такой красивый новый «дом». Увы, на новой сцене мы отработали всего 3 месяца. И далеко не все мурманчане успели побывать у нас в гостях. Очень хочется, чтобы все увидели нашу красоту и наши работы», - поделился Евгений Суханов,
Что касается финансовой стороны дела, то по словам Евгения, всё в полном порядке. Как подчеркивает Евгений Суханов, в период пандемии коллектив был сохранён в полном составе.
Хотя есть и коронавирусные изменения. Так, работников свыше 65 лет отправили на самоизоляцию, ушли работать домой кабинетные сотрудники, а также те, кто не задействован в постановках готовящихся спектаклей.
«В театре находятся только те, кто участвует в создании спектакля на сдачу: артисты, работники цеха, режиссёр. Будет новый спектакль - произойдёт ротация», - уточняет Суханов.
К новым реальностям в театре приспособились на отлично. Освоили и онлайн-формат. Кстати, как уточняет Суханов, все стримы и идеи в соцсетях - плоды худсовета театра.
Как считает Суханов, в пандемии тоже есть «какая-то польза».
«Теперь я чётко понимаю, что нам надо покупать специальную аппаратуру, для того, чтобы проводить онлайн-трансляции и чтобы ни от кого не зависеть. Сейчас же мы кое-что заимствуем. Конечно, в таком объёме, как сейчас, проводить онлайн-работу мы вряд ли будем, но какие-то проекты обязательно сохраним. Мы увидели, что онлайн аудитория огромная. В частности, наш спектакль «Сказки бабушки Зимы» посмотрели 80 тысяч человек во многих регионах. В планах - покорять страну. Хоть онлайн, хоть офлайн», - уверяет Суханов.
Услуги по гарантийным письмам
«Часть зарплаты была потеряна ввиду того, что на внебюджетный фонд не поступали средства от продажи билетов. Это, конечно, катастрофа. Эти деньги шли на содержание и ремонт помещения, это часть взносов в Российское Авторское общество, плата за рекламу, афиши, услуги связи, коммунальные платежи. А учитывая то, что мы живем, латая заплатки, так как находимся в приспособленном помещении, мы, наверное, на первом месте по проблемам. Увы, запасы наши уже истощились. Но нас слышат, и на уровне министерства культуры финансовый вопрос на контроле», - уточняет директор Мурманского областного драмтеатра Татьяна Вешнякова.
Как подчеркивает Татьяна Вешнякова, из театра они вышли на реконструкцию на 2 года со счетом в 25 млн, сейчас там 500 тысяч.
«Некоторые услуги нашему театру оказывают по гарантийным письмам», - уточняет Вешнякова.
Директор главного театра региона подчеркивает: никто из коллектива не был уволен. А в период пандемии сотрудники были заняты работой, даже не свойственной им.
«Мы снабдили своими разноцветными красивыми медицинскими масками с цветочным принтом очень много учреждений. На минуточку, их было около 1000», - добавляет директор театра.
«Труппа завершает подготовку сдачи третьей премьеры, готовится новогодняя кампания. Помимо того, у нас очень много проектов онлайн, мы адаптируемся к новым цифровым реалиям, ищем новые способы взаимодействия с аудиторией», - говорит Татьяна Вешнякова.
Так в период вынужденных ограничительных мер, когда театр закрыт, театр предложил зрителям лучше узнать артистов, стать ближе друг другу. Видеозаписи интервью артистов размещаются в соцсети «ВКонтакте».
По словам Татьяны Вешняковой, репетиции в театре практически не прекращались, они просто перешли в онлайн. Более того, у театра практически расписан 2021 год.
«Самый жирный минус от 2020 года - это разлука со зрителем. Для артистов энергообмен очень важен. Это как для спортсмена тренировки. Для хорошей формы мы держим себя тонусе. И ждём с нетерпением встречи», - подытоживает Татьяна Вешнякова.
«Деньги на спектакли дали родственники»
Но если государственные театры хотя бы имеют гарантированную финансовую «подушку безопасности», то совсем плохи дела с частным мурманским театром.
«Ситуация у нас - особенная, потому что мы частный театр, у которого нет своей сцены, своего зала, у нас расходов по сравнению с государственными театрами вообще мало. Но мы полностью зависим от продажи билетов, и значит у нас абсолютно нет никаких доходов, поэтому можно сказать, что театр находится в «нулевой позиции» - совершенно нет никакого дохода. До начала нового театрального сезона мы были в ожидании того, что театр вот-вот откроют. И с сентября мы запустили несколько проектов, которые либо начались, либо вот-вот начнутся. Сделано это было и чтоб форму не потерять и хоть как-то финансово поддержать наш интерес», - комментирует главный режиссёр «Арктического театра» Евгений Гоман.
По словам Гомана, дел у них громадьё.
«В настоящее время мы проводят онлайн-занятия по импровизации. В начале декабря мы запустим два онлайн-спектакля: «Прогулка» и «Фильтры». «Фильтры» можно смотреть индивидуально со своего телефона, но для этого нужно находиться в определённом месте в городе и быть во взаимодействии с тем, что видишь на экране. Сейчас идет период монтажа и озвучки», - пояснил руководитель.
Кроме того, театр работает над тем, как популярное импровизированное шоу «Выкрутасы» с живой игрой актёров перевести в режим онлайн.
Этим чудесным планам не суждено было бы сбыться, если не поддержка близких.
«Планов много, только средств на их подготовку нет. Мы финансируемся полностью из своих собственных, и учитывая, что это мой заработок, у меня денег нет. Финансировать новые проекты будут мои родственники. Я представляю, что испытывают артисты, у которых есть помещение, за которое им надо платить. Так, наверное, полный крах. В этом смысле нам повезло, что мы - нищеброды, но даже для нас нынешнее время очень нелегко пережить. Те доходы, которые нам дает онлайн, несоизмеримы с теми, что мы получаем офлайн», - подытоживает Евгений.
Как он подчёркивает, в их театре нет штатных артистов, их находят под конкретные проекты.
На вопрос, каково живется без зрителя, ответил следующее:
«Театра нет без зрителя. Предлагая ему видеоспектакли, мы не будем видеть реакцию, мы лишь сможем прочитать отзывы. Это схоже с тем, что делают артисты в кино», - отметил Гоман.
В заключении разговора Гоман пообещал:
«Руки опускать не будем. Условия нелёгкие, но люди театра никогда не отчаиваются, тем более, что ковидом мы все уже переболели», - резюмирует он.
Мурманск может лишиться возможного памятника ЮНЕСКО. Этот статус историческому объекту могут присвоить первому, а возможно, и единственному, на Кольском полуострове. А могут и не присвоить. Если власть предержащие вовремя не одумаются, и не исправят то, что сочинили люди равнодушные, непрофессиональные и сработавшие «на отцепись». Речь идёт о проекте реконструкции...подробнее
В здании Мурманского областного театра кукол царит чемоданное настроение. Театр готовится к переезду в свой «дом», причем к первому за 86 лет своей деятельности. В новый год в новый дом. В областном театре кукол готовятся к детским елкам и окончательному и бесповоротному переезду в здание впервые в истории театра целиком и полностью ему принадлежащее.За...подробнее
В сентябре-октябре в театрах Мурманска стартует новый сезон. СеверПост узнал, какие премьеры готовят под занавес Года Театра, и что в них интересного. Драмтеатр подарит шесть премьер Труппа Мурманского областного драматического театра самой первой в городе открыла новый театральный сезон. Первый спектакль 81 театрального сезона состоялся 20 сентября. Зрители увидели...подробнее
Во время Великой Отечественной войны на Мурмане погибли тысячи солдат. Они, отстоявшие Родину от врага, заслуженно признаны героями. Благодаря их отваге и мужеству Заполярье одержало победу над фашистскими захватчиками. Имена советских солдат стали историей, и хорошо известны северянам.Василий Кисляков – первый герой на Северном флоте Кисляков Василий Павлович уроженец...подробнее
Летом 1941 года на Кольском полуострове началась битва за Север. Немецкая армия «Норвегия» решила атаковать Мурманск, как основной стратегический центр по захвату всего Заполярья. Противников привлекали природные богатства северного края, а также незамерзающий порт - пункт базирования Северного флота. Врагу противостояла советская 14-я армия, которая обороняла...подробнее
Ровно 30 лет назад, 8 мая 1989 года в мурманском ДК им. Кирова состоялся самый первый концерт нового ансамбля, получившего название «Марго» по имени героини одной из первых своих песен. Первоначальный состав трио — Лиля Склярова, Андрей Жданов и Олег Сюсюра. За многие годы состав ансамбля не оставался неизменным. В его составе выступали Анна Аркадьева и Юрий...подробнее
Кольский полуостров несколько веков назад носил другое название. Впервые упоминание о нашем крае появилось в ХIII веке. Тогда Великий князь Московский Андрей Александрович упомянул в грамоте Терскую сторону. Позднее в одной из летописи новгородского старца говорилось о Терском наволоке. Именно так северяне и называли Кольский полуостров до XVIII века.Жители Кольской земли:...подробнее
Что общего у собак бойцовых пород и сосулек? Зачем охранникам съёмочной площадки «Игры престолов» ружья? Молодые пытливые умы со всего региона собрались в зале отеля «Park Inn Полярные Зори», чтобы по традиции побороться за кубок ректора МАГУ на турнире интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». Такую возможность проявить себя лучшие...подробнее
Весна - отличное время для перемен и инвестиций в будущее. Студенты Мурманского Арктического государственного университета бросают вызов сами себе: они создают проекты, которые меняют край, в котором живут. О том, какие новые точки притяжения предлагает молодёжь в этом году, в материале СеверПост. Новое - это хорошо забытое старое. Молодёжный региональный форум...подробнее
Корреспондент СеверПост вслед за мэтрами российской фантастики отправился в Ковдор. Чем закончилась встреча с потомственным нойдом, о чём говорит рисунок рунического камня в городском парке, и кому вручили первые паспорта граждан Гипербореи, в репортаже СеверПост. Пока в город лениво заползала пятница, в автобусе, припаркованном у ДК Кирова, царило оживление –...подробнее
С XV века на Кольском полуострове появились три первые поселения. Два посёлка - Варзуга и Умба существуют и в наше время, а Корельский погост остался на страницах древнейших летописей. Считается, что первые поселения, в которых обосновались поморы, появились на Кольской земле ещё в XI-XII веках. Но об этих сёлах нет никаких упоминаний в летописях тех лет. Оттого...подробнее
В Мурманске на сопке Зелёный мыс возвышается величественный мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». А в народе его называют просто - «Алёша». Недаром масштабный монумент установлен на самой высокой точке над Кольским заливом. С этого места «Алёша» смотрит вдаль, в Долину Славы, где почти восемь...подробнее
Ковдорский егерь Вячеслав Тернов показал уникальные документы, в которых может скрываться одна из разгадок легендарной Гипербореи. В 90-х мужчина работал егерем, исследовал заполярные леса. В один из дней во время штатного обхода он обнаружил странную находку. «Совершенно случайно нашёл каменные плиты. Одна - площадью метров 30. На ней в виде треугольника стояли...подробнее
Стартовав менее года назад, проект «Ковдор – столица Гипербореи» стремительно набирает обороты. Он удостоен национальной премии «Серебряный лучник» по развитию и продвижению территорий, стал отправной точкой для создания в Ковдоре территории опережающего социально-экономического развития. Энтузиасты-ковдорчане разрабатывают турпродукты, которые...подробнее
Новый туристический проект Заполярья «Ковдор – столица Гипербореи» признан лучшим в России по продвижению территорий. Он стал лауреатом национальной премии «Серебряный лучник». Историей, легендами и сказками небольшого городка заинтересовались первые туристы, инвесторы и бизнесмены. На встрече с журналистами глава Ковдорского района Сергей Сомов...подробнее