Бизнес

2021-02-02, 14:33
Фото: drive2.ru, Б. Вахмистров, suzuki-club.ru, Н. Пугаев

Платина, смолт и пара портов

Более сотни миллиардов рублей в качестве безвозмездной субсидии Правительство России выделяет для создания инфраструктуры четырёх новых крупных предприятий в Мурманской области. Накануне распоряжение об этом подписал премьер Михаил Мишустин. В том, что это за инвестпроекты, и что именно их реализация сулит Заполярью, разбирался СеверПост.

Решение о предоставлении федерального софинансирования крупным инвестпроектам на территории Мурманской области было принято ещё прошлой осенью на заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики под председательством вице-премьера Юрия Трутнева.

Три из этих предприятий - «brand new», то есть, новенькие, которые начинают буквально на пустом месте, с нуля. Ещё один объект бездействует с 2014 года, и государственное финансирование призвано вернуть его к активной производственной жизни, и даже нарастить его мощности.

Итак, по порядку.

Медь, никель и платина

ЗАО «Фёдорово Рисорсес» в течение 2021-2027 годов построит в девственной тундре Кольского полуострова горно-металлургический комбинат «Фёдорова тундра».

Проект включает в себя два карьера для добычи руды и обогатительную фабрику для производства медно-никелевого концентрата с платиноидами и медно-никелевого штейна с платиноидами. Производство будет добывать и перерабатывать 16 млн тонн руды в год.

Помимо роста горно-металлургического потенциала Кольского края и солидных налогов для пополнения бюджета региона, реализация проекта послужит и чисто утилитарным целям на пользу северянам.

В частности, новая автодорога к месторождению Фёдорова Тундра, открытому ещё в 1935 году, станет для Ловозерья важной транспортной артерией и на 40 км сократит зимний путь снабжения села Краснощелье.

 

Новый порт

В перечне инвестпроектов для государственного софинансирования значится и проект строительства на западном берегу Кольского залива морского специализированного терминала навалочных грузов.

ООО «Морской терминал ТУЛОМА» намерено возвести этот объект в 2021-2023 годах.

Строительство современного морского специализированного глубоководного терминала по перевалке минеральных удобрений и апатитового концентрата объёмом до 6 млн тонн в год расширит экспортные возможности наших горно-химических предприятий в Хибинах.

А кроме того, это ещё один крупный налогоплательщик в казну региона и Кольского района. Мы не говорим уже и о новых рабочих местах.

 

Возрождение Ретинского

Есть на западном берегу Кольского залива, аккурат напротив Североморска, посёлок Ретинское. Основан он был в 1933 году, хотя название и посёлка, и губы, и мыса берёт своё начало от прежнего владельца, саами Никифора Реттея, ещё с конца XVI века.

В советское время здесь кипела жизнь, а с приходом капитализма жизнь кончилась. Если в 2002 году там ещё насчитывалось 36 постоянных жителей, то в 2010 — уже ни одного.

Надежда на возрождение Ретинского теперь вполне реальна. Правительство выделило деньги для софинансирования строительства здесь смолтового завода.

ООО «Русское море — Аквакультура» в 2021-2024 годах построит в Ретинском закрытое бассейновое рыбоводное хозяйство по производству посадочного материала лосося и форели объёмом до 7 млн особей в год.

Прежде всего, реализация этого проекта позволит снизить зависимость отечественной рыбоводной отрасли от импорта. Мальков для предприятий аквакультуры региона покупать в Норвегии не придётся. В перспективе здесь же хотят наладить и производство кормов для рыбоводческих хозяйств.

Есть и ещё один плюс.

«Учитывая, что сейчас это всё выращивается в Норвегии, помимо переноса производства на российскую землю, это ещё и дополнительная программа образования в нашем техническом университете, который мы сейчас перезагружаем», – считает губернатор Андрей Чибис.


И ещё один порт

В отличие от предыдущих проектов этот осуществляется не на пустом месте. Порт Витино под Кандалакшей ранее использовался для экспорта нефти и нефтепродуктов, поступающих по железной дороге.

Однако что-то пошло не так, и порт вместе с прибрежной нефтебазой оказался беспризорным. Он простаивает с 2014 года.

Теперь порт готов к новой жизни. На техническое перевооружение порта Витино и Беломорской нефтебазы правительство России также выделило деньги для софинансирования.

Цель ООО «Норд Стар», принадлежащей казахстанскому предпринимателю Кенешу Ракишеву, - в 2021-2022 гг. ввести в эксплуатацию портовый терминал для перевалки нефтепродуктов. Планируется достичь грузопотока нефтепродуктов через порт Витино в размере не менее 4 млн тонн в год.

Деньги государства помогут Кенешу Ракишеву реконструировать электрические сети и подъездные пути к объекту. На выходе — более 200 рабочих мест для жителей Кандалакшского района.

И суммарно

Объём инфраструктурной субсидии от правительства России по всем четырём проектам – более 8 млрд рублей, общая сумма инвестиций по ним – свыше 100 млрд. Благодаря им в регионе будет создано порядка 1 800 рабочих мест.