ЖКХ

2021-02-05, 13:25
Фото: sharij.net, ramenskoye.ru

Пени возвращаются

1 января прекратилось действие моратория на взимание штрафов за неуплату жилищно-коммунальных услуг. В феврале гражданам вновь начнут начислять пени и штрафы за несвоевременное или неполное внесение платы. Кроме того, ресурсники теперь снова могут приостанавливать оказание коммунальных услуг при их неполной оплате.

А должны северяне прилично. Более 400 миллионов — за мусор, почти 800 — за капремонт и 5 миллиардов — за тепло. Подробности — в материале СеверПост.


Цифры впечатляют

Действие ковидных послаблений закончилось. Это стало известно из ответа заместителя министра строительства и ЖКХ Максима Егорова депутату Госдумы Анатолию Выборному.

И если с апреля прошлого года кабмин запретил ресурсоснабжающим компаниям и операторам ТКО приостанавливать оказание коммунальных услуг при их неполной оплате, то теперь запрет снят.

При этом долгов у жителей Мурманской области накоплено, мягко говоря, прилично.

Потребители за оказание услуг по обращению с ТКО в регионе не доплатили более 400 млн рублей. В порядке досудебного урегулирования просроченной дебиторской задолженности абонентов и переговоров с потребителями удалось возвратить более 100 млн рублей с 1 марта 2020.

Как уточнили в Мурманском филиале АО «Управление отходами», к тем потребителям, которые до конца 1 квартала 2021 года в добровольном порядке погасят долг, Региональный оператор не будет применять штрафные санкции.

Претензионно-исковая работа в отношении неплательщиков ведётся и в отношении должников по капремонту. Их число за минувший год сократилось на 5 тысяч, но общий размер задолженности всё равно впечатляет. По состоянию на 1 января 2021 года за капремонт северяне должны 776 миллионов рублей.

Но даже эта сумма не предел.

Астрономический долг накоплен за отопление перед АО «МЭС». На сегодняшний день его размер - 5 миллиардов рублей.

Впрочем, в компании признаются, что сумма сформировалась как снежный ком за последние 10 лет. А 2020 год, напротив, был не так уж плох.

«Парадокс заключается в том, что именно в пандемическом 2020 году удалось замедлить прирост задолженности. Собираемость текущих платежей составила 94%. В суды было направлено более 15 тысяч исков о взыскании долгов за предыдущие периоды с физических лиц (это в полтора раза больше, чем в 2019 году)», - подчеркнули в АО «МЭС» и добавили:

«Все, кто успел заключить договор о рассрочке или полностью погасить долг перед ресурсником в прошлом году, сделали это без переплаты. Но уже с 2021 года мораторий перестал действовать, и февральские квитанции за отопление придут должникам уже с пеней».


Платить — обязанность граждан

С проблемами на долги по ЖКХ население обращается даже к Уполномоченному по правам человека в Мурманской области. Таких историй в практике Михаила Шилова хватает.

«Достаточно много обращений поступает после отключения в квартирах электричества, после перекрытия сточных вод и прочих жилищно-коммунальных благ. Решить такие проблемы удаётся только в одном случае: при реструктуризации долга собственника. Населению приходится объяснять, что если услуги получены, за них в любом случае придётся платить. Мне нередко приходят письма от бабушек, в которых написано: «Мурманской области дали 3 млрд рублей на топливо. Деньги пришли, почему я должна за отопление платить?!». И приходится на пальцах объяснять, что средства даны федеральным центром региону для того, чтобы закупить вовремя топливо, но потом эти средства всё равно надо вернуть», - рассказывает Михаил Шилов.

Как сообщил региональный Уполномоченный, на следующей неделе тема прекращения действия моратория на взимание штрафов за неуплату жилищно-коммунальных услуг будет обсуждаться с депутатами Мурманской областной Думы.

По словам Михаила Шилова, говорить о дополнительных мерах поддержки населению - рано.

«Первый вопрос, который будет подниматься в рамках этого обсуждения: возможно ли внесение поправок в бюджет на ту или иную категорию», - уточнил Шилов.

Министр социального развития Мурманской области Сергей Мякишев внёс ясность по поводу мер соцподдержки по оплате ЖКУ.

Он напомнил, что на территории региона осуществляются три вида социальных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЖКУ): ежемесячная жилищно-коммунальная выплата (ЕЖКВ) отдельным категориям граждан, субсидии и компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.

Основой предоставления ЕЖКВ является категорийный принцип – её получение зависит от наличия льготного статуса граждан: ветераны труда, реабилитированные лица, дети Великой Отечественной войны, инвалиды, участники войны и др.

Предоставление субсидии зависит от региональных стандартов стоимости ЖКУ и доходов граждан.

Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт предоставляется отдельным категориям граждан из числа инвалидов и лиц старшего возраста.

«Одно из основных условий предоставления перечисленных мер социальной поддержки – отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе за капитальный ремонт, или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Эти нормы установлены федеральным законодательством. Своевременная оплата ЖКУ в полном объёме – обязанность граждан», - комментирует Мякишев.

По словам министра, временные условия предоставления социальной поддержки, введённые на федеральном уровне в целях принятия мер по нераспространению коронавирусной инфекции, не содержали отмены положений жилищного законодательства в части обязательств граждан по оплате за ЖКУ.

«В период пандемии коронавируса в регионе были созданы все условия для своевременного внесения гражданами платы за ЖКУ, в том числе, была предоставлена возможность оплатить квартплату при помощи сотрудника почты, позвонив по телефону горячей линии, который был размещен на сайте Министерства и учреждений социальной поддержки населения. Мораторий на взимание штрафов не оказывал влияние на предоставление социальной поддержки гражданам», - акцентирует внимание Мякишев.


Дополнительной помощи пока не будет

И всё-таки временные условия предоставления соцподдержки закончились. Это известие вызвало бурную реакцию общественности в соцсетях.

Вопрос, возможно ли появление новых мер поддержки и стоит ли их вообще ждать, СеверПост задал председателю комитета областной Думы по экономической политике, энергетике и ЖКХ Максиму Белову.

«Пандемия, конечно, подорвала экономическое состояние наших граждан. Её последствия общеизвестны в рамках всей страны: падение ВВП, увеличение количества граждан, которые находятся за чертой бедности. При этом, все понимают, что это не специально кем-то созданные экономические условия. Но помощь от государства в форс-мажорный период особо нужна. Необходимо разрабатывать новые варианты поддержки», - категоричен Максим Белов.

При этом парламентарий считает, что скорой реакции на федеральном уровне не будет. Собственно, саму проблему только собираются обсуждать в местной Думе.

«Попробуем на региональном уровне сделать хоть что-то для граждан. На ближайшем комитете обсудим с депутатами, какими могут быть меры поддержки и что можно сделать, чтобы помочь людям. Привлечём ко взаимодействию региональное правительство», - говорит Белов.

Соответственно, сейчас рассчитывать можно на те меры поддержки, что уже существуют. Ничего другого в ближайшее время не появится.