ЖКХ

2021-02-21, 10:00
Фото: ЦУР

Трактор посадили на цепь

В Мурманской области начала работу система мониторинга уборки территорий (СМУТ). Она действует на базе Центра управления регионом. Как работает система? Насколько она удобна для заказчиков и подрядчиков? И как вообще выглядит сервис? Ответы на вопросы — в материале информагентства.

 

Общий доступ к СМУТ открыли 15 февраля. Работу по загрузке техники в электронный реестр проводили несколько месяцев. Практически каждый муниципалитет отслеживал процесс в ручном режиме.

Сейчас заглянуть в СМУТ может любой желающий через портал «Наш Север». Система позволяет увидеть на карте местонахождение уборочной техники. А также следить за направлением, скоростью движения и выполнением заданий. Как это работает?

Зеленые участки – убранные дороги, жёлтые – работы выполнены частично. Красным отмечены не убранные дороги, серым – планируемые работы. Синие линии – объекты по подрядам.

Техника отображается синим кружком. Цифра в нём обозначает количество единиц, которое работает на участке. При приближении видно конкретные участки дороги, а у кружков появляются стрелочки – направление, в котором движется техника.

На карте можно посмотреть работы, выполненные вчера, идущие сегодня и запланированные на завтра, пояснила первый заместитель министра энергетики и ЖКХ региона Алёна Кузнецова.

«Мы отслеживаем в системе порядка 470-480 единиц техники, оборудованных системой ГЛОНАСС. Её количество меняется. Загружаются новые подрядчики. Есть техника, которую можно не увидеть, потому что она сезонная», – рассказала замминистра.

Однако пока в СМУТ загружена только техника, которая обслуживает улично-дорожную сеть муниципальных образований. В частности, в Мурманске – это муниципальное учреждение «Управление дорожного хозяйства» и его подрядчики.

По словам Кузнецовой, в СМУТ загружены все муниципалитеты, за исключением ЗАТО Островной. Теплоход «Клавдия Еланская» всё ещё на ремонте.

В связи с этим подрядчику пришлось на вертолёте летать за оборудованием. Однако к марту модули ГЛОНАСС установят и на технике в Островном.

Кроме того, несколько месяцев муниципалитеты перерабатывали контракты. В них вносили обязательное требование к подрядчикам оборудовать технику системой спутниковой навигации. 

В будущем в СМУТ планируют добавить фотоотчёты по ручной уборке общественных территорий.

А вот техники управляющих компаний или их подрядчиков в системе нет.

«Зачастую только крупные компании имеют свою технику. Модули ГЛОНАСС стоят денег, нужно организовывать диспетчеризацию, – отметила Алёна Кузнецова. – Это дополнительные затраты управляющих компаний. В конечном итоге это ляжет на плечи жителей.СМУТ же содержат за счет регионального бюджета».

По словам Кузнецовой, в муниципалитетах службы диспетчеризации уже были. Кроме того, дворы – небольшие территории, а потому на карте будет казаться, что трактор крутиться на месте. Информация не будет показательной.

При тестировании системы обнаружили ряд проблем. Иногда приходилось «пошаманить». Технику было то видно, то нет.

Или если ночные работы переходили через 00.00 часов, то «карета превращалась в тыкву», и работа обнулялась. Соответственно задание оставалось незакрытым, хотя уборку провели. Эти неполадки уже устранили.

«Мурманск достаточно организован был. Североморск, Александровск начали давно. Для многих муниципалитетов – это стало подспорьем, – рассказала Кузнецова. – В ЗАТО Александровск уладили конфликт между мусоровывозящей компанией и компанией, убирающей город. Теперь в СМУТ видно, был или нет трактор у контейнерной площадки, можно поднять трек по улице».

Замминистра отметила, что при вводе СМУТ в Оленегорске и Апатитах обнаружили недочёты в общедоступных картах. Там не были указаны некоторые проезды.

«Любая навигационная система используют карты. Они постоянно совершенствуются. СМУТ – мотивирующий фактор, чтобы привести в соответствие наши карты и наличие в системе указанных дорог со всеми паспортами. А потом внести их в контракт подрядчика», – прокомментировал ситуацию глава Оленегорска Олег Самарский.

Всего у оленегорского подрядчика 16 единиц техники. Вся она учтена в СМУТ. В Оленегорске и на подведомственных территориях 46 км общественных дорог.

Город небольшой, работу снегоуборочной техники и раньше отследить было несложно. Но для этого нужно было выходить с проверкой. Теперь же следить за подрядчиком можно, не выходя из кабинета.

«Дальше спорные вопросы, если они возникнут, будет просто решить с помощью информации из СМУТ. Платить за работы тоже будем с учётом сведений из системы», – дополнил Самарский. 

К слову, и самим подрядным организациям СМУТ оказалась выгодной. Об этом СеверПост рассказал представитель одной из дорожных компаний региона.

«Проще стало мастерам. Именно они выдают задачи. Сейчас они могут посмотреть, что происходит на данную минуту, – уточнил собеседник агентства. – Раньше были случаи, когда мастер по какой-то причине не мог найти механизатора – тот сломался или уехал. В СМУТе можно увидеть, действительно ли техника работает на участке».

Однако в дорожной компании пояснили, что мастера пока не привыкли работать в системе. Но там уверены, что со временем работа наладится.

Как объяснил собеседник СеверПост, раньше мастера наматывали немалый километраж – проверяли, работает ли техника, нет ли простоев, куда перенаправить ту или иную единицу.

А потом ещё и качество уборки надо было проверить. Теперь выполнение работ можно увидеть в СМУТ. Мастеру остается только проконтролировать качество уборки.

А вот сами механизаторам нововведение понравилось не всем. Тем, кто раньше мог курить по полчаса или засиживаться в телефоне, теперь приходится работать.

«Это равносильно тому, что трактор как собаку посадить на цепь», - отметили в дорожной компании. 

Отсюда возникает резонный вопрос: можно ли обмануть систему?

Как пояснила Алёна Кузнецова, в модуль ГЛОНАСС нельзя залезть руками. Он закрытый. Спутниковый сигнал передаётся автоматически. Подделать его невозможно.

Идёт привязка к определённой технике. Система видит, какая это машина, её скорость, направление движения.

Мурманский ЦУР уже успел разоблачить фейковый видеоролик с якобы простаивающим трактором.

«Падает количество жалоб на уборку улично-дорожной сети именно в этом сезоне. Тенденция наметилась до запуска СМУТ, – рассказала Кузнецова. – Мы стали видеть технику и передавать жалобы людей. Муниципалитеты ещё до открытия портала для жителей видели свою технику. Ситуация выровнялась и контроля стала больше».

Уборка дорог – не пятиминутный процесс. Мурманчане часто жалуются на снежные валы вдоль дорог. Однако существует определённая логистика.

Сначала расчищают центральные магистрали, чтобы по ним можно было проехать, а потом вывозят валы.

На тех же тротуарах техника ограничена с одной стороны зелёной зоной, а с другой – ограждением. На зелёной зоне или деревьях снег складировать запрещено. Вот и приходится немного подождать.

Судя по всему, СМУТ устраивает и власти муниципалитетов, и самих подрядчиков. Система в онлайн-режиме позволяет отследить работу техники. По сути и для подрядчиков, и для заказчиков убрали головную боль в случае спорных ситуаций.

Есть вопросы? Посмотрел трек и увидел, работал трактор, на месте самосвал или нет. Жаль, что уборки дворов это не касается и там дела обстоят гораздо хуже.