Общество

2021-02-22, 10:00
Фото: Архив жителей ЗАТО Островной

Северная диета

ЗАТО Островной в этом году не повезло. Из-за ремонта теплохода «Клавдия Еланская» муниципалитет остался без колбасы, кисломолочной продукции и свежих овощей и фруктов. Но в Мурманской области есть и другие поселки и сёла, где случаются перебои с продуктами. Для отдалёнки это почти норма.

Своевременному завозу мешают шторма, метели, снежные заносы, туман. Рисковать жизнями пилотов или моряков в таких условиях никто не будет. О географии и особенностях северной диеты СеверПост расспросил местных.

Самая острая проблема с провизией сложилась в этом году в Островном. Ремонт теплохода «Клавдия Еланская», который обычно доставляет туда грузы, на этот раз затягивается из-за морозов.

Ольга Сухарева, которая родилась и выросла в Островном, рассказала СеверПост, что перебои с продуктами случались и раньше. Но на столь продолжительный срок – впервые на памяти северянки.

«Вообще аховая ситуация! Ни моркови, ни картошки, ни яиц. Дети с 12 января без фруктов», - сказала Ольга.

По ее словам, кормить семью приходится рисом, гречкой и макаронами с тушенкой. Все это даже без лука – он тоже стал деликатесом.

В администрации ЗАТО Островной уже объявили, что рейс вертолета должен состояться 22 февраля. Провизию в город доставят из Мурманска. А вот пассажирский рейс по маршруту Мурманск - Островной - Мурманск запланирован на 1 марта.

Местные вспоминают, что раньше за завоз продуктов отвечали и военные. Тогда вполне можно было ждать к празднику отдельный борт с овощами и фруктами с материка. В советское время приказ отдавали люди «с большими звёздами на погонах». Теперь по такому сценарию уже не работают.

Однако Островной – не единственное место на Кольском полуострове, где жители должны быть всегда готовы к пустым прилавкам. Например, весной 2020 года еду в Териберку отправляли санным поездом. Сотрудники регионального МЧС тогда доставили груз на волокушах, потому что альтернативного пути снабжения не было.

Териберка несколько дней была отрезанной от Мурманска из-за метели, снежные завалы достигали в высоту нескольких метров. Кроме того, снег слежался, и по прочности не уступал бетону.

Еще одно место на Кольском севере, куда не получится сорваться в любую минуту – Краснощелье. Там, по словам местного жителя Сергея Чупрова, в последнее время с провизией стало лучше.

«Раньше было такое, что не привозили продуктов, и полки магазинов были пусты. Сейчас такого нет. Каждый раз, когда прилетает вертолёт, во все магазины привозят продукты», - сказал северянин.

На вопрос, регулярно ли курсирует вертолет, Сергей сказал, что в 2020 году летал один раз в неделю по вторникам. Сейчас весь февраль вертолет в Краснощелье летает во вторник и пятницу.

«В марте, скорее всего, будет опять один раз в неделю во вторник. Говорят, что февраль был пробным месяцем. Если погода плохая, то вертолёт переносят на другой день», - сказал мужчина. По его словам, при режиме раз в неделю в магазинах маловато «свежестей», а при двухразовых полетах – хватает всего.

Не все однако, поселившись в Краснощелье, могут привыкнуть к таким особенностям снабжения. Елена Артиева рассказала СеверПост, что прожила в Краснощелье шесть с половиной лет. Все это время она работала фельдшером, здесь же вышла замуж. По ее словам, «в магазинах не все было».

В декабре 2020 года медик переехала вместе с мужем в Ловозеро. Сложная транспортная доступность Краснощелья и связанные с этим неудобства стали основными причинами переезда.

«Сложная транспортная доступность. И необходимые по списку лекарства есть, но не всегда они подходят. Например, у человека может быть аллергия на аспирин, а другого заменителя нет. Также нет наркотиков, потому что нет сейфа и сигнализации», - сказала Елена Артиева СеверПост.

Сейчас вместо Артиевой в селе работает новый фельдшер.


Периодически оказывается оторванным от большой земли Туманный. Полки в магазинах в такие дни бывают совершенно пустыми, прямо как во времена дефицита.

Житель Туманного Сергей Холодов рассказал, что в 2020-ом как-то не могли «пробить» дорогу целую неделю. Тогда в магазине, как сейчас в Островном, не было даже лука. В целом такие ситуации складываются не очень часто – пару раз в год – и для Сергея Холодова они не причина отказываться от жизни в поселке.

«В прошлом году такое было. А в позапрошлом и в нынешнем – пока нет. У нас дорогу закрывали два раза всего, и то быстро открывали, - сказал Сергей Холодов. - У нас в Туманном дорогу в основном закрывают из-за Териберки, потому что там сильно задувает, и полицейские становятся возле Североморска на 32-ом километре. Получается, дорога на Териберку и на Туманный закрыта».

Иногда, если из-за перекрытия дороги в Туманном нет каких-либо продуктов, некоторые жители выезжают за покупками самостоятельно. Однако обратно полиция уже не впускает, и тогда приходится договариваться с еще одним водителем – чтобы встретил.

«Договаривались, чтобы машина другая приезжала на 32 километр, и переходили пешком, передавали продукты и пересаживались на другую машину», - сказал Сергей Холодов.

Он уже уезжал из родного поселка, но спустя 10 лет вернулся в него служить. Северная пенсия для военных – одна из причин возвращения, но не единственная.

«В Туманном привычно. Да и Север. Мне лучше, чтоб похолоднее, чем тепло. Еще в Туманном есть, чем заняться помимо работы – можно на рыбалку ходить», - сказал мужчина.

Фото: Murman.tv

Подобные черты, ограниченность ассортимента встречаются и в отдаленных сёлах Терского берега. Как рассказал глава СеверПост глава Терского  района Геннадий Попов, длительных перебоев с продуктами там не бывает. Провизию доставляют регулярно, если нужно - на снегоходах.

Но местные жители все равно держат дома запас консервов. Хранят и местные деликатесы: рыбу, соленья, ягоды.

Собственно, люди продолжают жить на своей малой Родине в самых разных условиях. Многие - из любви к Северу и привычке к обжитым местам. Необходимость подстроиться под суровый климат – часть этой привычки.

Не во всякую погоду могут летать вертолеты, и тогда приходится обходиться крупой с тушенкой, отказывая себе в колбасе и фруктах.