Общество

2021-02-25, 11:57
Фото: СеверПост, О. Шнайдер

Статистическая аномалия

Мурманск поднялся с 14 на 6 место в новом рейтинге самых комфортных и доступных городов России. Столица Заполярья уступила Краснодару, Сургуту, Тюмени, Петербургу и расположилась сразу за Москвой.

Исследователи проанализировали качество городской среды в 100 крупнейших городах страны с населением свыше 173 тысяч человек. А также стоимость жилищно-коммунальных услуг и покупательскую способность исходя из уровня средней зарплаты в городе.

Что по этому по поводу думают сами мурманчане? И бьётся ли жизнь с цифрами статистики? Об этом читайте в материале СеверПост.

 

Среда и зарплата

Исследование провёл институт территориального планирования «Урбаника». Специалисты работали с данными за 2019 год.

Статистические итоги 2020 года пока не подведены. При составлении рейтинга также учитывалась информация Росстата, МВД, Минстроя, риелторов, климатические показатели местности.

Среди факторов комфортной городской среды учитывались транспортная доступность, обеспеченность жильем, уровень городского благоустройства, освещённость, уровень преступности, наличие торговых центров.

Во втором блоке эксперты оценивали стоимость жизни из расчёта средней для конкретного населенного пункта зарплаты. Средняя зарплата в Мурманской области в 2019 году, по данным Росстата, составляла 47 867 рублей.

Самые доступные по стоимости жизни на среднюю зарплату стали Сургут, Мурманск и Тюмень, подсчитали эксперты.

Вот этот показатель, видимо, и вытянул город поближе к вершине рейтинга.

 

Сухие цифры

Однако с шестым местом Мурманска в рейтинге не согласны мурманские общественники.

Автор паблика «Мурманский урбанист» в соцсети ВКонтакте Никита Бойко считает, что голые цифры не отражают реальной ситуации.

«По этому рейтингу Мурманск не в первый раз занимает достаточно высокие позиции, - отметил Никита Бойко. - Ошибка в том, что используют в качестве источника информацию Росстата. Взяли формальные признаки типа количества элементов благоустройства, детских площадок и формулу нарисовали. Но городская среда простыми цифрами не формируется».

Бойко заметил странность. В топе нет городов, которые по праву считаются очень комфортными для жизни - Казани, Белгорода, Альметьевска.

Мурманчанин рассказал, что принимал участие в форуме «Архитекторы.рф». По его словам, специалисты со всей страны действительно отдают Мурманску одну из ведущих позиций относительно центральной части России.

«Когда исследователи ориентируются на данные МВД, Росстата, риэлторов, будут аномалии», - уверен Бойко.

 

Общая проблема

По мнению самого северянина, самая большая проблема в Мурманске - это растущая автомобилизация. Городу нужно применять инфраструктурные решения, развивать магистральный общественный транспорт, убирать с дорог маршрутки или отдавать им социальную функцию.

«Когда обеспечат транспортную доступность для широких слоёв, а не только для владельцев автомобилей, тогда возникнет запрос для следующих этапов развития городской среды, - считает Никита Бойко. Пока мы занимаемся, в основном, украшениями, а не инфраструктурными решениями. Если люди будут спотыкаться на тротуаре, фонарики не будут иметь значения».

Бойко отметил, что это проблема не только Мурманска, но в целом страны и даже мира. Однако развитие горсреды отстаёт у нас примерно на 40 лет.

Ранее транспортную проблему решали в других странах. Так, в американском Детройте пустили трамваи. А центр датского Копенгагена закрыли для авто.

 

Есть куда стремиться

Не согласен с рейтингом и мурманский общественник, автор паблика «Мурманск: что есть и что будет?» Кирилл Бобров. Он также отметил странность критериев. Ведь эта статистика рушится, стоит только зимой пройтись по Мурманску.

«Я бы не сказал, что мы по качеству жизни в десятку входим. Даже сегодня после небольшого ветра прошёлся по Ленинградской, можно ноги сломать, - рассказал Кирилл Бобров. - Кольский проспект в районе Ледового озера, там есть дорога, где из года в год никто не убирается. Если бы мы были в десятке, эти дела в пределах суток-двух решались бы».

При этом Бобров отметил, что движение к лучшему есть: скверы города активно благоустраивают, пытаются развивать в городе велопрокат.

«Когда инфраструктура будет такой, что с улицы Бабикова до улицы Лобова можно будет проехать на велосипеде по продуманной безопасной траектории, тогда уровень комфортности будет», - считает Бобров.

Также, по его мнению, северному городу не хватает мест, где можно погреться холодной зимой. Например, тёплых остановок. Пока есть только сомнительная альтернатива - продуктовые магазины или ТРЦ.

Выходит, рейтинги рейтингами, а работы для урбанистов в Мурманске ещё много. Хотя даже больше, чем благоустройство, людей заботят сугробы, освещение и цены на услуги ЖКХ.

К слову, для контроля за уборкой дорог уже запустили СМУТ. Такую же единую платформу планируют создать для управления транспортной системой. Мурманск меняется. Новое место в рейтинге узнаем в будущем году.