Общество

2021-03-07, 10:00
Фото: из архивов Ирины Ширяевой

«Хорошие девочки дерутся»

Двухкратная чемпионка Европы и мира по тхэквондо, чемпионка мира по кикбоксингу, победитель Кубка России и обладательница чёрного пояса с двумя золотыми полосками - такими регалиями обладает мурманчанка Ирина Ширяева.

Вот уже 7 лет она служит в Управлении МВД по Мурманской области и охраняет общественный порядок. О девушке модельной внешности с железными кулаками, об эндорфиновой зависимости от спорта и «слабом поле» - в материале СеверПост.


Номер один

«Вообще я дралась только на тренировках и соревнованиях. Кто сильнейший всегда выясняли на ринге или на татами. Никогда на улице, в школе, подворотне мне не приходилось отстаивать себя. С детства я была тихим, спокойным ребенком», - категорична Ирина.

Признается, что повидала полмира: соревнования проходили в разных городах России. Кроме того, побывала в Италии, Испании, Греции, Хорватии, на острове Сардиния в Тирренском море.

«Самой сильной считалась сборная России. В финале мы обычно встречались с представителями Англии, либо Шотландии. В тройку или пятерку традиционно входили представители Украины, Казахстана.

Ирина не скрывает - у каждого спортсмена есть свой ритуал.

«Все спортсмены очень суеверные со своими ритуалами и «тараканами». У меня много лет была одна и та же красная бандана и шлем. Шлем был уже потрепанным, непотребного вида, но именной: с именем и фамилией, да еще и разукрашен. В «нулевых» было сложно что-то не под копирку купить, в это время царствовал «хендмейд». Помню, что я обратилась к человеку, который рисует балончиками с краской с просьбой раскрасить мне заводской шлем. Потом он стал моим тотемом», - объясняет девушка.

А началось всё с объявления. Ира, тогда 10-летняя школьница, прочитала, что в секцию тхэквондо приглашают мальчиков и девочек.

«Пошли из любопытства с подружками. Они потом побросали, а мне вроде как стыдно было перед тренером. Так и ходила. Потом на маленьких клубных соревнованиях предложили выступить, а потом пошло-поехало, вошла в раж», - смеется северянка.

Когда Ирина впервые пришла в секцию тхэквондо, тренером в мурманской школе боевых искусств был Владимир Юрьевич Сидельников.

«Он до сих пор работает. И всегда следил за моими успехами, поддерживал меня, много лет уже прошло, а мы до сих пор общаемся», - с благодарностью вспоминает первого наставника Ирина.

Родители увлечение дочери поддерживали. Несмотря на то, что мама без валерьянки не могла смотреть бои с участием дочери.

А вот папа даже ездил с дочкой на соревнования. И всегда находился рядом с тренером на татами.

Ирина не скрывает: перед каждым боем бывает страшно, несмотря на весь багаж побед. Особо запомнились ей представители Шотландии.

«Они даже внешне были не как все среднестатистического роста - 1 метр 60 см, а под метр восемьдесят. Внешность специфическая, хватка - бульдожья. Особо запомнилась Николь Бишеб, она была самой возрастной. Била она с такой силой, что по всему залу звук шлепков разносился. Она сметала соперниц с ковра. Мы были главными противниками друг для друга: то первой становилась она, то - я», - рассказывает Ирина.

Признается, что из-за спорта учеба в школе отошла на второй план.

«Если между сборами иногда удавалось поучиться, то это было хорошо. Все свободное время, особенно в старших классах, было занято поездками на соревнования, сборами. Учителя шли на встречу, они, видя меня с синяками, понимали, что я вряд ли стану научным сотрудником», - улыбается Ирина.

Всего за 5 лет девушка получила черный пояс по тхэквондо. Но для этого Ирина вкалывала по полной. Каждый день, без выходных и каникул.

На минуточку, на сборах ей приходилось тренироваться три раза в день по два часа. И это не считая часового утреннего кросса.

При этом дисциплина в коллективе была жесткой: самостоятельная прогулка всегда заканчивалась билетом домой.

«Чем выше разряд, тем больше возможностей выехать на соревнования, на сборы. А чем больше тренировок, тем лучше результат. Это было моей мотивацией. Сначала нужна медаль, потом кубок, потом цель - попасть в сборную. На поединок мы выходили не с желанием разбить сопернику нос, получить удовольствие от вида крови. Цель одна - выиграть, чтобы забраться выше», - добавляет Ирина.

В таких ежовых рукавицах ковался характер и лидерские качества.

Кроме того, девчонки за победы получали премиальные. Так, за победу в 2007 году сумма составила 200 евро. Для студентов того времени, по признанию Ирины, это были большие деньги.

Девушка отмечает, что годы, проведенные в российской сборной, дали ей настоящих подруг.

«Помните историю Элины Гисмеевой: одна девушка нырнула за другой, и обе погибли. Это пример дружбы спортсменок. Я и сегодня могу позвонить в разные города за помощью к девчонкам из сборной, и они сделают все, что от них зависит. Так поступлю и я», - уверена Ирина.

Дома спортсменку всегда ждали фирменные блинчики, пироги, макароны с котлетами, чипсы и лимонад - все, что было запрещено в период подготовки к соревнованиям.

А в ее комнате со стен смотрели постеры Жан Клод Ван Дама, братья Кличко.

Дома, кстати, были томы энциклопедии, которые ей постоянно дарили, но в которых было очень мало пользы в виду того, что изучать боевую технику в теории невозможно.

«Это как учить играть без инструмента», - добавляет она.

После окончания школы Ирина по родительскому наказу поступила в педагогический институт. Но недолго проучившись, поняла, что о сборах и тренерской работе знает больше педагогов и, забрав документы, перевелась на факультет «Юриспрунденция» в другой вуз.

Судьба, круто повернув баранку, определила дело жизни Ширяевой. На протяжении более 7 лет она следит за общественным порядком.

Предотвращать попытки ударить полицейского при несении службы - это часть ее работы сегодня.

«Догнали»«сложили»«упаковали»

Решение связать жизнь с правоохранительными органами Ирина также приняла самостоятельно.

«По завершении института я шесть лет проработала в службе служебных приставов. А потом захотела пойти в полицию», - объясняет Ирина.

В 2015 году Ирина начала службу в патрульно-постовой службе.

Скандалы, разбой, поножовщина – вот типичный набор «рабочих» ситуаций. Может быть, именно поэтому считается, что службы в ППС не для хрупких женских плеч.

«Начала работу с патруля на североморских улицах. Работала непосредственно на свежем воздухе. Реакция на меня всегда была разной, чаще положительной», - описывает действительность Ирина.



«Однажды в пятницу вышли мы с коллегой на патрулирование улицы. И вдруг картина маслом: видим мужчину, который перегородив проезжую часть, мешает движению транспортных средств - танцует на дороге, матерится и показывает неприличные жесты. Мы подошли, представились, предложили последовать в полицейский участок. Он отказался и побежал по центральной части. Я его догнала, применила приемы борьбы и доставила в участок. По его словам, он целеустремленно хотел проверить, догонят ли его сотрудницы полиции. Но не на тех напал: «догнали», «сложили», «упаковали», - смеется Ирина.

Кроме того, довелось ей заниматься охраной общественного порядка, кадрами по боевой служебной подготовке флотской столицы.

Сейчас девушка работает в управлении Мурманска - инспектором по охране порядка. Но обеспечение безопасности на публичных мероприятиях никуда не делось из списка ее обязанностей.

Признается, что зачастую людям нужен не полицейский, а психолог.

«Приходилось выезжать на семейные конфликты, и на разбирательство с соседями. Бывало приходилось уговаривать, чтобы положили нож, топор», - приводит примеры Ирины.

Как подчеркивает Ирина, для дам на службе нет никаких поблажек. Такой же ненормированный рабочий день, ночные дежурства, командировки и другие тяготы полицейской службы.

Одним словом, женщины в полиции ничуть не уступают мужчинам в профессионализме, выдержке и самоотдаче, поэтому даже язык не поворачивается назвать их слабым полом.

Отдыхать от службы Ирина предпочитает тренируя детей, в лыжных походах и в компании 8-летнего сына Вани.

Она успешно доказала, что служба в полиции вполне по плечу и женщинам, а погоны – это вовсе не для украшения.

«Я обычная женщина, которую может растрогать букет цветов или сентиментальное кино. Просто я никогда не считала, что хорошие девочки не дерутся», - улыбается.

Ирине всего 32. Сбавлять обороты она не собирается, а значит, о ней мы еще услышим. И на службе, и на татами.