Общество

2021-03-18, 13:03
Фото и видео: СеверПост

Полный голубой песец!

Голубой песец в нашей стране живёт только в Пушном. Здесь расположена единственная в России ферма, где выращивают этого зверька. Песец в прошлом - настоящий кольский бренд, и, в какой-то мере, символ ушедшего СССР. Но, похоже, у предприятия в Пушном настал весьма сложный период... В деталях и красках — с места событий.

В посёлке Пушной пытаются сохранить единственную в стране популяцию уникального зверя - кольского серебристо-голубого песца. Его шкура с советских времён ценилась во всём мире за свою неповторимость.

Такого густого, красивого и теплого меха нет у его собратьев из других стран и регионов. Потому что выводили породу северные звероводы в условиях суровых морозов.

Сейчас первое, что бросается в глаза - разруха. Раньше всё было иначе.


«Мягкое золото»

Полвека назад Пушной гремел на весь Советский Союз, жизнь здесь била ключом.

В 32-ом году прошлого века был организован зверосовхоз «Мурманск», в 1959-ом в хозяйство привезли первых пушных зверей и до «нулевых» годов дела шли в гору.

В 70-х годах посёлок отстраивался, и темпы строительства ошеломляли: деревянные бараки сменили двух- и пятиэтажные дома, появилась школа и сельский Дом культуры.

По словам местных жителей, совхоз был миллионером, его руководство купалось в «мягком золоте»…

В советское время Пушной давал по 60 тысяч шкурок норки и 40 тысячи песца в год.

В Пушной приезжали по комсомольской «путевке». В зверосовхозе работало 150 человек в 8 бригадах.

Старожилы уверяют, что со всей области очередь стояла, чтобы в зверосовхоз попасть, работали даже 15-летние.

К «нулевым» предприятие развалилось. За дело взялся частник, но его энтузиазма хватило ненадолго.

Сегодня в Пушном держат чуть больше 1 тысячи песцов. Константин Гладких - хозяин комплекса.

В 2019 году на грант от регионального министерства рыбного и сельского хозяйства - 2,5 млн рублей - он купил 230 песцов, 1 мясорубку и одну машинку, которая снимает шкурки.

Через два года зверьков стало больше 1000. Нужно улучшать качество породы. Цена шкурки песца зависит от её размеров, нужно обновление «стада», как говорят специалисты - свежая кровь.

Хорошие разработки селекции есть в соседней Финляндии, там благодаря искусственному осеменению песцы имеют крупные размеры, но на сегодняшний день приобрести селекционный материал из Финляндии сложно. Да и чтобы освоить новые технологии, опять же нужны средства.

Ещё одна немаловажная проблема - корм для зверьков.

Пока работал «ЕвроРос», проблем с кормами особо не было. Магазины охотно отдавали просроченные продукты, которые путем специальной переработки превращали в белковый корм для песцов.

С появлением в регионе торговых точек федеральной сети вместо «ЕвроРоса» начались сложности.

Заниматься сдачей продуктов для переработки, по словам фермера, федералы не хотят.

Хотя выгода вроде бы обоюдная: одним нужно без вреда для окружающей среды утилизировать просроченные продукты, а зверовода, в свою очередь, интересует дешёвый и очень нужный для животных белковый корм.


Есть и другая проблема... На кормокухне, где изготавливается корм, оборудование 60-х годов. Устаревшие механизмы нуждаются в модернизации и обновлении. Новая техника стоит порядка 6-7 млн, кредит на эти цели ни один банк не даёт.

«Сюда вложений надо много, а дохода практически нет. В структуре расходов на выращивание - 70% приходится на корма и 30% на налоги и зарплату. Если брать рацион по кормовой базе из расчёта рыночной цены на продукты, то питание 1 особи песца обходится где-то в районе 6 тысяч рублей в месяц. На 60 особей - более 60 тысяч в месяц», - рассказывает фермер и продолжает:

«Субсидия на корма от регионального правительства привязана к рождению самки. Каждый год их правила редактируются, как и суммы. В прошлом году на содержание песцов мне дали 750 тысяч рублей. Причём, субсидия полагается только на самок, по «правилам» она должна родить не меньше шести щенков. Как я её уговаривать должен?! При этом самцов вообще не субсидируют, как будто они кушать не хотят. Цены же при этом безбожно растут. Два года назад солярка стоила 27 рублей, а сейчас - 53, про продукты в магазинах вообще молчу», - сокрушается зверовод.


Чудеса имеют свойства заканчиваться

«Более 600 звероферм в России было, в настоящее время в стране производством пушнины занимаются всего 29 зверохозяйств. Количество предприятий ежегодно сокращается», - отмечает депутат Мурманской областной Думы Игорь Найдёнов.

Как отмечает Найдёнов, даже то, что осталось сегодня от когда-то известного на всю страну зверосовхоза, можно назвать чудом.

«Я считаю, что  сохранение популяции серебристо-голубого песца, как бренда Кольского полуострова, необходимо. Ещё это и одна из ниш сельскохозяйственного туризма, который из года в год находит развитие в других регионах. Это и ценный пух из которого создаются практичные, теплые, красивые вещи, это и обеспечение самозанятого населения материалом для всевозможных поделок. По сути, направлений много, но главное - это сохранение популяции песца», - уверен Игорь Найденов.

Чудом сохранили, но чудеса имеют свойства заканчиваться. Пушной замер в истории и вытащить его помогут только инвестиции. В том числе и государственные.

Иначе существование песцов и зверофермы в Пушном закончится...