Политика

2021-04-30, 12:39

Хотят ли мурманчане жить среди лягушек?

То, что  обсуждение годового отчёта главы администрации Мурманск перед депутатами горсовета будет жарким, никто и не сомневался. Но столь масштабный доклад Евгения Никоры перед избранниками в роли сити-менеджера за полтора пандемийных года был вообще первым. И то, что депутаты за это время явно застоялись, стало понятно с самого начала.

В начале заседания Евгений Никора попросил дополнить повестку вопросом об отмене ряда правовых актов, которые серьёзно ограничивают работу администрации.

Проще говоря, согласовывать с мурманским Вече приходится буквально каждый чих. Взять, к примеру, недавний скандал с латанием ям во дворах, когда депутаты, наплевав на горожан, запретили области дать на этот насущный для нас вопрос 60 миллионов рублей, уперевшись рогом в те самые нормативные акты.

А учитывая, что город сейчас стал участником масштабных проектов, в том числе, по собственному благоустройству и реконструкции, включая национальные, юридически закрепил полномочия столицы Арктики, которые надо поддерживать, да и вообще получил стратегический вектор развития, который уже в этом году переходит в практическую плоскость, то работы, мягко говоря, стало больше, и отжившие свой век бюрократические препоны сейчас — не просто тормоз, а движение назад.

Но для городских депутатов  эти аргументы, похоже, прозвучали как свисток к старту и они дружно ринулись в бой, сходу отметая и предложение дополнить повестку, и конкретную просьбу Никоры вернуть должность ещё одного первого заместителя главы администрации.

Рост объёмов работы требует контроля и это вполне логично. Но не для горсовета Мурманска.

Что умилило, так это напоминание зампредсовета Тамары Прямиковой о том, что да, действительно, такая ставка у городского руководства  когда-то существовала, но несколько лет назад оказалась упразднена, поскольку «должность была не востребована».  А теперь это утверждено структурой администрации и точка!

То есть, читаем между строк — в предыдущие годы администрация города была бесполезна настолько, что даже должность первого заместителя главы этой администрации оказалась не востребована?  Так получается?

Впрочем, навык чтения между строк очень полезен в попытках понять логику нынешних отношений горсовета к собственным избирателям, но об этом позже.

Упреждающий депутатский демарш не смутил закалённого политика Евгения Никору, когда, размявшись перед боем, горсовет, наконец, допустил его на трибуну.

А между тем, цифры и факты отчёта, снабжённого говорящими слайдами,  наглядно демонстрировали, что можно быстро сделать, сотрудничая с правительством области, а не воюя.

Одним из бронебойных аргументов здесь можно назвать строительство двух детских садов в общей сложности на 240 мест. Они откроются к концу года на ул. Орликовой и Достоевского.

Также начаты проектные работы по возведению двух новых школ в Казарменном переулке и на ул. Советская, в которых смогут учиться 1300 детей. Школы планируется ввести в эксплуатацию к концу 2022 года. Этот пункт отчёта оказался настолько мощным, что депутаты предпочли обойти его даже в последовавших прениях.

Еще бы, последняя школа была построена в Мурманске в 1993 году, при Олеге Найдёнове. И несмотря на беби-бум последних десятилетий и стоны родителей, с тех пор «росли» в Мурманске в основном торговые центры. Но это к слову.

Как не раз подчёркивал в отчете сам Евгений Викторович, смещение акцентов в городском развитии стало возможно именно благодаря сотрудничеству города с регионом. Главный результат, который удалось получить в этом тандеме — сохранить сбалансированность горбюджета и его социальную направленность. 

Почти половина городской казны сейчас состоит из невозвратных средств, предоставленных областью. В прошлом году они были увеличены еще на 22 процента.

Выстраивание внутрирегиональных отношений позволило перейти от залатывания дыр к структурной работе.

И если коротко, то прошлый год совместной работы администрации и области, это:  40 тысяч кв. м капитально отремонтированных,  более 240 тысяч кв. м. отреставрированных и 326 приведенных в порядок дворовых дорог, приобретение более ста квартир для  расселения людей из аварийного жилья, предоставление 122 семьям социальных выплат на приобретение жилья, поддержка малого бизнеса в период пандемии.

А ещё строительство крытого катка с искусственным льдом «Метеор» (и здесь вообще непонятен вопрос одного из депутатов, почему в Мурманске не развиваются зимние виды спорта?), создание 198 спортивных городских площадок против 4-х в 2011 году, трёх совершенно новых общественных территорий, двух скверов, и возведение двух  новых памятников, сохранение для почти 30 тысяч мурманчан городской карты поддержки, при том, что поддерживавшая её сеть «Евроросов»  самоликвидировалась.

С мёртвой точки удалось сдвинуть глобальный вопрос рекультивации свалки в Дровяном. На ближайшую перспективу она станет самым крупным проектом для Мурманска. Речь идёт о более 2,7 млрд рублей вложений и, как признался Евгений Викторович, было крайне непросто добиться на федеральном уровне открытия такого финансирования.

Это, конечно, далеко не всё, и это только начало. Как отметил сити-менеджер, многое удалось сделать и делается благодаря участию города в нацпроектах, но работа эта облегчается, а иногда и форсируется, поскольку многие мероприятия НП перекликаются с региональной стратегией «На Севере жить. 2030».

«Она показала себя как уникальный инструмент реализации глобальных целей развития страны, региона, города. Основные мероприятия стратегии являются логическим продолжением масштабной работы, проводимой администрацией Мурманска на протяжении последних лет. Её реализация позволит значительно улучшить качество жизни мурманчан», - отметил Евгений Никора.

Столичной составляющей стратегии стали проекты «Наш Мурманск» и фактически, создание с нуля прибрежного оазиса «Новый Мурманск». О том и другом СМИ писали много и подробно.

Напомним лишь, что среди основных моментов проекта «Наш Мурманск» -  установка 20 новых остановок общественного транспорта, обустройство 5 километров велодорожек и 10 станций велопроката, 15 детских и спортивных площадок, поддерживающий ремонт в более чем 300 дворах, создание 3 кинологических площадок, строительство 7 видовых зон в панорамой на Кольский залив и тому подобное. И это только в нынешнем году.

Разумеется, как подчеркнул Евгений Никора, уже во время ответов на вопросы, практически все эти мероприятия так или иначе подразумевают подготовку Мурманска к встрече своего 105-летия.

Завершил же свое выступление глава администрации выводом: «Главное — слушать и слышать мурманчан. А в желании сделать город лучше никакого деления полномочий не нужно. Я работал с четырьмя губернаторами и знаю, о чём говорю».

Впрочем, о настрое депутатов на конструктив говорит хотя бы то, что вопросы и последовавшие прения заняли у них в пять раз (!) больше времени, чем было дано докладчику на отчёт.

При этом, памятуя, что работать приходится на камеры, все понимали —  отчёт принимать придётся, иначе не поймут тогда уже те, кто весь этот год и обеспечивал развитие города. Так что, являя чудеса политической изворотливости, зайти депутаты решили с тыла.

Домашней заготовкой в виде фиги в кармане оказались публикации в «СеверПост» о ситуации в Управлении дорожного хозяйства, попавшем действительно в сложное  положение и в части зарплаты, и в части быта работников.

Судя по многозначительным репликам и тщательно разделяемым словам Андрея Сысоева, этим копьём он рассчитывал «пригвоздить» оппонента к трибуне, но тот «увернулся», продемонстрировав знание предмета, а заодно напомнив, что проблема с фондом  оплаты труда работников УДХ, который формируется по фактической, а не штатной численности, существует много лет, что, кстати, наглядно было понятно до недавнего времени по состоянию улиц.

Однако в прошлом году, когда Мурманск удалось отбить от снега всеми возможными и невозможными ресурсами, хроническое недофинансирование вылилось в 200 миллионов рублей зарплатных денег.

Сейчас сити-менеджер подписал обращение в адрес горсовета о корректировке бюджета в этой части. Проблему может решить перевод  фонда оплаты труда от фактической к штатной численности работников и заключение коллективного трудового договора.

Всё это требует согласования опять-таки с горсоветом. Но он... пока решил провести служебную проверку и обязать главу администрации по её итогам дать опровержение в СМИ. В свою очередь, Евгений Никора предложил заодно проверить хроническое недофинансирование УДХ за 2019 и 2018 годы.

Из того, что действительно интересует мурманчан, был вопрос о переходе океанариума в собственность города.

Процесс приостановился, но не прекращён, заверил сити-менеджер. Пауза возникла из-за необходимости арендатору погасить задолженность по налогам, и только после этого сможет стартовать разработанная дорожная карта этого процесса.

Цена вопроса - порядка 76-90 млн рублей на три года, 50% из которых составит опять-таки софинансирование области.


Отдельным блоком пикировки депутатов с главой администрации стала работа с управляющими компаниями. Никора и здесь стоял на своем, пытаясь уверить оппонентов, что метод «кнута и пряника», индивидуальный в каждом случае, ещё никто не отменял. И даже отказался цитировать некоторые свои реплики, употребляемые в разговоре с руководителями отдельных УК.

В то же время, Никора согласился, что в ситуации с Мурманской областной УК видит выход в её ликвидации, однако, прежде чем сделать это, нужно «чётко понимать, на что мы её будем менять».

Хорошей новостью для жителей Росты и других отдалённых районов Мурманска стала информация о том, что этот Новый год не только центр города, но и его отдалёнка  встретят с красочной иллюминацией.

Привычную усмешку членов городского совета вызвал призыв Евгения Никоры работать над корректировкой законов, если они не позволяют менять жизнь в городе в пользу мурманчан, и депутаты ещё раз подчеркнули, что раз КСП сказала, что нельзя брать денег у области на ремонт дворов, значит — не брать!

Устанавливать бюст герою Советского Союза Николаю Кононову без согласования с горсоветом тоже нельзя, а комиссия такого согласования не даёт, и вообще ещё думает. В общем, за соблюдение буквы закона депутаты выступили единым фронтом,  плечом к плечу, демонстрируя, что не намерены уступить ни запятой.

Однако кульминация битвы за «интересы мурманчан» разразилась в прениях, где депутаты явно дали понять, что программа «Наш Мурманск» действует на них, как красная тряпка на быка.

Общий смысл высказываний сводился к тому, что: «Говорите вы, конечно, красиво, но мы не верим!». А старожилы депутатского корпуса выразили отдельное  недоумение прокатам велосипедов, назвав это «сомнительным» достижением.

Хотя более семи тысяч прокатов за два летних месяца прошлого года говорят об обратном, но кого это интересует, когда баба Яга против?

Нет, мы никого не хотим обидеть. Но в свою очередь и мы имеем право понедоумевать по поводу аргумента, приведённого всё теми же старожилами депутатского корпуса как пример истинной работы с потребностями населения.

Они вспомнили, как в своё время пытались начать реконструкцию Семеновского озера, но «к нам пришли общественники, которые сказал: мы прожили всю жизнь там с лягушками, дайте нам с ними и дожить!»...

Но даже через два с половиной часа ритуальных плясок  отчёт главы  администрации депутатам принимать пришлось. И чудеса изящества здесь продемонстрировала Тамара Прямикова, упредив голосование выводом, что результат работы администрации города действительно хороший, но! Просто потому, что новому сити-менеджеру досталась в наследство хорошая команда.

Евгений Никора, в свою очередь заметил, что если бы реакция на его отчёт была лицеприятной, он решил бы, что что-то идёт не так. Но подобные пикировки привычно придают драйва, тем более, что есть куда стремиться. Сам свою работу за минувший год в разговоре с журналистами Евгений Викторович оценил пока только на тройку.