Фото: Instagram.com/dmitrievaanna/
Продать дом и уйти в десятимесячный рейс на лодке с тремя детьми. И все это в период пандемии в мире. Такова реальность для семьи уроженца Мурманска Сергея Дмитриева. Детали необычного вояжа и аргументы, почему надо перестать бояться своих желаний, он поведал СеверПост.
«Привычка выходить из зоны комфорта»
«Я не знаю, сколько я проживу. Поэтому сейчас идёт наша жизнь, а не детей, и надо делать то, что хотим мы. У них будет своя жизнь», - так Сергей Дмитриев объясняет происхождение идеи продать дом, купить лодку и отправиться догонять горизонт.
О себе Сергей говорит, что всегда был искателем приключений.
Родился Сережа в семье мурманчан. Его мама работала фельдшером в торговом порту, а папа - механиком в рыболовецком колхозе.
Сергей учился в 8-ой школе, после 8-ого класса поступил в Мурманский техникум информатики и вычислительной техники.
На третьем курсе, когда оставалось доучиться последний год, уехал изучать рыбопереработку в Норвегию. Там, в Ботсфьорде работал по 16 часов на рыбной фабрике: чистил креветок, разделывал рыбу, грузил ящики, мыл полы.
За год, проведённый за границей, выучил язык, и благодаря этому уже студентом физмата Мурманского государственного педагогического института устроился работать в компанию, которая импортировала из Норвегии сыры и салаты, а экспортировала морошку и оленину.
Впрочем, в Норвегию Сергей еще вернется, пополнив ряды студентов факультета строительства и гражданской инженерии. По его признанию, в стране фьордов в общей сложности он провел 25 лет.
При этом, сам Сергей считает, что хорошо понимает норвежцев, но норвежцем от этого не стал.
Кстати, со своей второй половинкой - Анной - он познакомился на сайте знакомств: она жила в Москве, он - в Осло.
Уже спустя неделю от «смотрин» Сергей сделал девушке предложение, а через месяц они поженились. За 10 лет брака, став многодетными родителями, Дмитриевы сменили не несколько квартир, а стран.
«В 2015 году переезжали с тремя детьми в США. В 2017 перебрались на 2 года в Москву. Потом снова в Норвегию, и вот на яхту. Так что нам точно не сидится на месте. Мы делаем то, что нам хочется. Наслаждаемся жизнью и имеем привычку выходить из зоны комфорта», - добавляет Дмитриев.
Последний тому пример - идея переехать с твёрдой поверхности в море.
Во всем виноват - ковид
«Звёзды сложились сами собой. Ковид перевёл работу, учебу детей в режим удалёнки. Кроме того, подвернулся удачный вариант долгосрочной аренды лодки», - объясняет Сергей.
Так уроженец Мурманска продал свой дом в 300 квадратных метров в Норвегии и взял в долгосрочную аренду лодку.
Её длина почти 16 метров (51 фут), она состоит из двух корпусов, в каждом из которых по три каюты с собственным душем и две зоны: кухня обычная и «летняя» - с обеденным столом на улице.
«Мы перевезли на неё свои вещи, позвали друзей и поехали кататься по заливу Осло, дошли до острова-крепости Oscarsborg и классно отдохнули», - описывает первый выход в море на своем плавучем доме Сергей.
Дальше - больше.
Дмитриевы запаслись топливом, пресной водой, едой и ушли догонять горизонт.
По словам 44-летнего капитана, они понятия не имели, на сколько именно отправляются в море. Но были спокойны в плане безопасности, ведь их плавучий дом технически оборудован всем необходимым.
За 10 месяцев Дмитриевы сменили более 100 городов в 11 странах, пройдя 6 500 морских миль (более 10 тысяч км) от Норвегии до Италии.
За время пути Анна активно вела свою страницу в Instagram, и тысячи людей стали свидетелями их вояжа.
В Португалии про российскую чету сняли документальное кино. Этим летом они также стали героями русского Youtube после выхода популярной программы «Редакция» Алексея Пивоварова.

«Все это время мы знакомимся с историей, архитектурой и культурной жизнью разных стран. Что вдвойне отрадно, мы посещали места, обычно переполненные туристами, в совершенном одиночестве. Это дало нам уникальную возможность увидеть пустые и безлюдные города Европы, пройтись в одиночестве по Помпеям. Я не думаю, что такое ещё повторится в нашей жизни», - подводит итоги самого удивительного года в своей жизни Сергей.
По словам путешественника, за этот период они встретили невероятное количество фантастических людей.
«Местные или яхтсмены с соседних лодок приглашали нас, совершенно незнакомых им людей, в свои дома с ночёвками, давали свои машины, чтобы мы могли закупиться продуктами, сидели с нашими детьми, чтобы мы с женой могли побыть наедине... Кроме того, рыбаки и фермеры всегда были готовы рассказать про свои родные места или дать советы, что стоит посмотреть и куда съездить», - дополняет Сергей.
Ложкой дегтя стала иностранная полиция, которая неприветливо встретила гостей.
«Французские жандармы встретили нас в штыки. Связано это было с тем, что в то время в их стране был жёсткий локдаун и была остановлена навигация. А мы всё равно перемещались, поскольку нам хотелось продвигаться дальше на юг. В итоге нам дали разрешение на перемещение в виде исключения», - комментирует глава семейства.
Что касается расходов при жизни на воде, то, как утверждает Сергей Дмитриев, они такие же, как и при жизни на суше.
«То, что раньше мы платили за дом, теперь платим за аренду лодки. То, что прежде было коммунальными платежами, стало расходами на стоянки в маринах», - объясняет он.
По признанию Дмитриева, почти каждую ночь их лодка стоит в порту, а потому нет необходимости затаривать впрок продукты.
«Захотелось чего-то - сходили в магазин и купили. Так же, как при жизни на суше. Рыбу пытаемся ловить только ради развлечения, и пока поймали её лишь один раз за 10 месяцев», - смеется Сергей.
Как отмечает глава семейства, голодать или пить дождевую воду ни разу не приходилось.
А вот уставать от «домочадцев» - случалось.
Сергей признается, что «погода в их плавучем доме» не всегда штиль.
«Конечно, бывали такие дни, когда мы ссорились, расстраивали или надоедали друг другу. Иногда я или жена уходили от «остальных» в гостиницу на берег на ночь, чтобы отдохнуть и побыть в одиночестве. Но уже наутро с новыми силами шли на «мировую»», - признается Сергей.
Как убить время в море
«Большую часть времени мы проводим на земле в разных городах и странах. Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Испания, Португалия, Монако, Италия - вот список тех стран, что мы посетили. Всего более 100 (!) разных городов и деревень. Общение не составляет для нас труда, так как мы с супругой говорим на английском и норвежском, понимаем шведский и датский, Аня знает ещё и французский. Я же, пользуясь случаем, немного поучил испанский. Мы ходим в походы пешком и на «тузике» (маленькая надувная лодка с мотором)», - уточняет Сергей.
За время пути Дмитриевы и сами не стали пиратами и не встретились с ними.
«Вот если бы мы у берегов Судана или Сомали путешествовали, то, может, пути наши и пересеклись бы. А в Европе морских разбойников нет. Тут всё очень цивилизованно», - смеется он.
По словам главы семейства, морской вояж по Европе сродни путешествию на самолёте - для этого достаточно шенгенской визы.
«В дороге мы читаем, играем в настольные игры, шахматы, карты, в слова или в «крокодила», - описывает действительность капитан.
Впрочем, даже в путешествии Сергей продолжает работать боссом своей консалтинговой компании.
«Даже в море я читаю онлайн -тренинги, созваниваюсь с клиентами в программе Zoom, и по телефону. Иногда ухожу на пару дней в гостиницу, чтобы поработать без детей», - говорит он.
По мнению Сергея, в мире очень много профессий, где для работы не нужно находиться в офисе.
При этом он уточняет, что пользуется обычным мобильным интернетом с телефона, ведь они обычно уходят недалеко (за 10-15 миль) от берега. А в дороге всегда можно воспользоваться автопилотом.
Кстати, обычная скорость передвижения их лодки - 5-7 узлов - это примерно скорость велосипеда - 10-15 км/ч.
О приобретениях
По его признанию, это путешествие ни для кого не было пустой тратой времени.
«За 10 месяцев странствий и жизни онлайн мы очень сблизились с детьми, научились разруливать конфликты и договариваться. Мальчишки стали больше говорить на английском и расширили свои границы и взгляды на мир», - утверждает многодетный отец.
Как отмечает глава семейства, 9-летний Максим, 7-летний Денис и пятилетка Филипп могут приготовить себе еду, управлять моторной лодкой, заказать себе еду в ресторане или сходить в магазин за покупками в другой стране.
А в плавучем доме дети делают все тоже самое, что их «сухопутные» сверстники, к их списку добавились лишь несколько пунктов.
«К обычным развлечениям типа лего, красок, пластилина и оригами добавилась ловля краба, рытье ям в песке, завязывание морских узлов, лазанье по мачте и погружение с маской в Атлантическом океане», - перечисляет Дмитриев.
Глава семейства рассказывает, что в море математика, астрономия, география становятся прикладными науками и на реальных примерах можно объяснить детям, почему дует ветер, откуда берутся волны и электричество в лебедке, и зачем им это знать.
При этом даже во время переходов мальчишки «ходят» в школу. А старший дополнительно занимается с репетитором китайского.
«Наши дети знакомятся с науками в совершенно иных условиях. Так, в частности, они изучают историю, гуляя по руинам города Помпеи, видят воочию мыс Трафальгар в Испании (место, где прошла Трафальгарская битва, и адмирал Нельсон задал жару французам), ходят по руинам Колизея или Форта Сагреш в Португалии. Эти знания не из книг. Они изучают природу, поднимаясь на вулкан Везувий или бегая за ящерицами в заповеднике на острове Кабрера. Они видят разные типы дельфинов в дикой природе вместо дельфинария», - перечисляет Сергей.
«Опасности повсюду»
За время путешествия семейную пару не раз атаковали хейтеры. Их называли бомжами, детьми, которые заигрались, забыв об ответственности за собственных чад.
Впрочем Дмитриевы давно научились не обращать внимания на критику.
«Люди, которые это пишут, на самом деле не представляют, каково это жить на лодке. Мы всегда планируем наши переходы в зависимости от погодных условий: ветра, течений, приливов и отливов, расположения безопасных портов, в которых можно укрыться в случае непогоды», - уверяет Сергей.
Его супруга дополняет:
«Люди проецируют свои страхи. Им кажется, что жить в море - это сесть на лодку и уплыть далеко в океан, отказаться от всего социума и рыбку ловить. Все спрашивают, а вдруг что-то случится? Случиться может и на суше что угодно. Например, перед переездом на лодку мы обедали в своём доме в Норвегии. Сидели за столом всей семьей и ели салат с рыбой. И я подавилась петрушкой из салата! Я не могла дышать, махала руками, Серёжа спас меня. И это реальная история: в своем доме подавилась петрушкой... Помните, как в известном мультфильме про котёнка Гав: опасности повсюду! Можно сидеть и дрожать, опасаясь чего-то, а можно просто наслаждаться, где бы жизнь ни проходила. Мы выбираем второе».
И это не финальная точка, обещают Дмитриевы. Через пару месяцев они окажутся в Норвегии. Пройдёт чуть больше года с момента начала их путешествия. И им надо подумать о новом доме.
«Мы планируем полететь в Калифорнию и попробовать пожить там - уж очень привлекает их тёплый климат, океан и большой рынок. А где мы встретим старость - загадывать пока рановато. Может, когда дети упорхнут из гнезда, мы купим яхту поменьше и отправимся с женой в кругосветное плавание лет на пять», - мечтает Сергей.
По его признанию, самое кайфовое в таком образе жизни - ощущение невероятной свободы.
«Наш плавучий дом полностью независим. У нас своя еда, вода, электричество, мы можем выжить в этом огромной мире, рассчитывая на свои силы и знания. А яхтинг стирает границы между государствами, и мы можем быть там, где хотим и с кем хотим», - подытоживает Сергей.
Так уж случилось, что в пору блэкаута больше всего досталось жителям Ленинского округа Мурманска. Тёмное во всех смыслах время они переживали по-разному: одни просили помощи, другие – помогали сами. Во вторник, 27 января, губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил о полном восстановлении энергоснабжения. И так хотелось бы, чтобы после включения света человеческое...подробнее
Как изучение защиты электродвигателей помогает развивать Арктику, и какой заботой необходимо окружить особенных малышей Севера? Ответы на эти и другие вопросы – в материале СеверПост. Ключ к освоению Арктики Студент, по определению, существо любопытствующее, а потому дипломы и проекты молодёжи в вузах зачастую поднимают актуальные вопросы человечества....подробнее
Инициатива общественников об изменении графика работы детских садов стала настоящим «порталом в ад». Одни считают, что долгий день нужен исключительно тем, кто «рожал для пособий». Другие убеждены: массовый «пристрой» дошкольников в неурочное время государству мало интересен. Мнения северян по этому поводу собирал...подробнее
19 января все православные отмечают большой праздник, один из двенадцати главных христианских праздников – Крещение Господне. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. С праздником связаны как добрые традиции, так и устойчивые заблуждения. Настоятель мурманского храма Спаса на Водах, секретарь епархиального управления протоиерей...подробнее
Индустрия подержанных вещей становится всё популярнее, а «охотников» за уникальными, пусть и бывшими в употреблении, вещами становится больше. Почему северяне взяли в моду донашивать за кем-то, выяснял СеверПост. Жизнь в чужих брюках «Каждый снимает стресс по-своему: кто-то любит ходить в баню, кто-то смотрит сериалы или занимается спортом....подробнее
Длинные новогодние каникулы мало располагают к систематическому чтению новостных лент. Оливье, телевизор и диван – слишком сильные аргументы в пользу сытой праздности. СеверПост решил прийти на помощь землякам и напомнить о самых громких событиях Новогодья в Мурманской области. Морозы Экстремальные по силе и продолжительности морозы на Кольском полуострове...подробнее
Что объединяет улицу Ленинградскую, площадь Пять Углов, центр «Родина», новый корпус онкодиспансера в Мурманске, дворец культуры «Восход» в Никеле? Все они не сданы в срок. Почему так выходит, выяснял СеверПост. Опрошенные эксперты строительной сферы отметили, что на работы влияет рост цен, длительные задержки доставки материалов и оборудования,...подробнее
В российском обществе укоренилось одно любопытное противоречие. Многие наши соотечественники, можно даже сказать, большинство, считают себя людьми воцерковлёнными, но в то же время не знают ни одной молитвы. Однако это вовсе не мешает широко отмечать Пасху и крестить детей. И на венчание в наши дни решаются ровно по такому же принципу. Что по этому поводу думают...подробнее
6 января у православных россиян Рождественский сочельник, или, если официально – навечерие, то есть, день накануне праздника Рождества Христова. Суть предстоящего праздника, его отличие от встречи Нового года, его значение в жизни всего человечества в беседе с СеверПост раскрывает настоятель мурманского храма Святого великомученика Пантелеимона, секретарь архиерейского...подробнее
Предновогодняя пора – традиционное время корпоративов. Часто, уже вскоре после начала, предпраздничные посиделки с коллегами перестают быть томными и оборачиваются множеством историй, о которых порой и вспомнить стыдно. Курьёзные рассказы собирал СеверПост. «Кто-то из нас летит в Ленинград» Семь лет назад новогодняя вечеринка для...подробнее
Почему Дед Мороз не всегда передвигается на оленях? Почему таксисты отказывают новогоднему волшебнику с внучкой и с какими несказочными проблемами они сталкиваются под Новый год, в материале СеверПост. «Быть Снегурочкой — и праздник, и работа» Людмила Белая последние пять лет новогодние праздники посвящает тому, что дарит радость детям и взрослым....подробнее
С нового 2026 года жителей Заполярья ждут изменения, которые затронут кошелёк, быт и социальную сферу. Рост одних тарифов власти стараются компенсировать увеличением доходов для отдельных категорий и введением новых льгот. СеверПост собрал все ключевые нововведения, которые начнут действовать в Мурманской области с 1 января и позже. Питание в школах и...подробнее
Их легко найти и невозможно забыть – так мурманские таксисты, работающие в новогоднюю ночь, отзываются о своих пассажирах. Для многих автолюбителей, занимающихся извозом, первый праздник года – не только самое хлебное время, но вместе с тем и самое богатое на впечатления. В какие только истории не попадали заполярные шофёры! Подробнее – в материале...подробнее
В преддверии наступления нового, 2026 года, СеверПост обратился к целому ряду известных и уважаемых в Заполярье людей с одним вопросом: «Чем главным Вам запомнится уходящий 2025 год»? Интересно, что северяне во многом не отделяют свои личные впечатления и воспоминания от своей работы, своей общественной жизни, жизни всего региона. И поэтому в ответах на этот вопрос...подробнее
Новый год — это не только праздник, но и кулинарный марафон. Именно поэтому мы решили заглянуть на кухни известных персон региона и выяснить, какие блюда украсят их праздничный стол в главную ночь года. Подробности - в материале СеверПост. Селедка с гранатовым браслетом от культурного деятеля Руководитель литературно-драматургической части Мурманского...подробнее