В Мурманской области найдётся немало населённых пунктов, добраться до которых можно только по воздуху, или морем, но не всегда. В список попали Островной, Краснощелье, сёла Терского берега. Для местных жителей билеты на «вертушку» - льготные. Для остальных цены кусаются очень больно. Настолько, что слетать в Париж будет дешевле, чем в условную Чаваньгу. Но расценки, похоже, скоро будут ещё выше.
Комитет по тарифной политике Мурманской области 30 декабря 2020 года установил новые тарифы на перевозки воздушным транспортом. Стоимость перелёта по маршруту Ловозеро — Сосновка составляет 21 140 рублей в один конец, а за билет из Ловозера в Краснощелье обычному россиянину придётся заплатить 8 773 рубля.
Для резидентов удалённых сёл цены на билеты льготные. К примеру, из Ловозера в Краснощелье они смогут добраться за 3,4 тысячи рублей, а жители Сосновки потратят на билет примерно 3,5 тысячи рублей. Но всё равно это слишком дорого для жителей небольших селений.
Возникает логичный вопрос - почему перелёты стоят так дорого? Ответ на него тоже простой. В Мурманской области, как и в России в целом, практически отсутствует современная малая авиация.
В России развита авиация большая. Там и цены по этой причине ниже.
Так, согласно данным сайта Aviasales.ru, полёт почти в любую европейскую страну, включая дорогие Францию и Британию, обойдётся даже дешевле 21 140 рублей. Кроме того, на эти деньги можно купить билет в Израиль, Турцию, Египет, Казахстан...
За 8 773 рубля вполне возможно приобрести авиабилет на самолёт в Новосибирск, в Кыргызстан, Калининград.
Интересно сравнить и стоимость одного километра полёта в разных авиакомпаниях.
Стоимость авиабилета Мурманск - Москва на 25 июня в среднем составляет около 2,5 тысячи рублей, а расстояние между городами 2 550 км. Один километр пути обойдётся примерно в 1 рубль в «экономе» и в 15 рублей в бизнес-классе (цена на билет чуть менее 39 тысяч).
Более того, по тарифу в 78 рублей за километр (420 000 руб за почти 5,5 тыс. км) можно совершить путешествие по маршруту Лондон - Дубай в салоне первого класса авиакомпании Emirates.
В стоимость входят: отдельный сьют с кроватью, шампанское и другие алкогольные напитки в баре салоне, обед, приготовленный первоклассным поваром, телевизор, душ-спа и тому подобные «ништяки».
Логика здесь проста: чем больше вместимость и загруженность самолёта, тем билет будет дешевле.
Теперь для сравнения. В Мурманской области «Вологодские авиалинии» предлагают доставить из Ловозера в Краснощелье за 8 773 рубля. Расстояние между этими двумя пунктами составляет 112 км, и один километр полёта обойдётся в 78,3 рубля. Это расценки на вертолёт.
Но, что удивительно, даже аренда небольшого бизнес-джета обойдётся выгоднее полёта в мурманскую глубинку.
Один из российских сайтов предлагает в аренду самолёт Як-40 с салоном бизнес-класса по цене от 165 000 рублей за лётный час (включает ГСМ, зарплату пилотов, сборы, налоги, техобслуживание, амортизацию и другие расходы).
В то же время, один лётный час вертолёта АО «Вологодское авиационное предприятие» по калькуляции Комитета по тарифному регулированию Мурманской области стоит 179 693 рубля.
И уровень комфорта салона вертолёта Ми-8, используемого при полётах в отдалённые сёла Мурманской области, не идёт ни в какое сравнение с салоном бизнес-джета Як-40.
Конечно, жители отдалённых селений имеют разнообразные льготы и компенсации. Да и доставку грузов государство частично компенсирует.
Глава Терского района Наталия Самойленко говорит: «Для чего правительство оказывает содействие в компенсации расходов, да, транспортных расходов предпринимателю? Для того чтобы уровень цен продажи продуктов был практически одинаковым, как в Умбе. Как там, где есть транспортная доступность, где есть дороги».
Глава Терского района рассказала, что существует перечень товаров, цены на которые регламентируются. И, если, к примеру, свёкла в Умбе стоит 90 руб за килограмм, то и в магазинах всего Терского берега она не может стоить дороже 90-92 рублей за килограмм. Это касается всех продуктов и товаров, которые представлены в перечне социально значимых.
Может ли перевозка пассажиров и грузов в отдалёнку быть дешевле? В существующих реалиях — нет.
Для этого нужно пересесть с вертолёта на самолёт. Но к этому не готовы аэродромы в регионе, да и техники нет.
Один из бывших пилотов, летавший на Ан-2 и Ан-28, в частном разговоре с СеверПост пояснил, что перевозка пассажиров и грузов на «кукурузнике» обойдётся значительно дешевле, но, к сожалению, самолёты такого класса в России уже не производят.
«Замены Ан-2 пока нет. Одни только проекты и всего лишь», - рассказал собеседник агентства.
И когда будет создан самолёт такого типа, пока неизвестно. Чешский же самолёт L-410, который, к примеру, используют в Красноярском крае для полётов в малые аэропорты, использовать в малых аэропортах Мурманской области не получится.
«Они с грунта не работают, им асфальт нужен», — сообщил бывший пилот. Он добавил, что эти самолёты морально устарели: «Они были актуальны в 70-е и 80-е годы, но тогда их у нас не было».
Потому жителям отдалённых районов Мурманской области, как и авиакомпаниям, и пилотам, приходится лишь надеяться на лучшее, и вспоминать прошлые годы, когда российский авиапарк был оснащён Ан-2, самолёты летали в отдалённые сёла по 4 раза в неделю, а билет стоил 7 рублей в одну сторону (в Москву — 26 руб, в Ленинград — 18).
Но в обозримом будущем при перевозках в отдалёнку могут возникнуть новые проблемы.
Премьер Михаил Мишустин 5 октября 2020 года подписал Постановление №1603, согласно которому вводятся повышенные требования безопасности на всех посадочных площадках и вертодромах.
Малые аэропорты и посадочные площадки должны быть оснащены ограждениями с сигнализацией, контролем доступа и видеонаблюдением, системами связи и оповещения, сбора и обработки информации, интернетом, группами быстрого реагирования и другими «прибамбасами». Срок реализации — к октябрю 2021 года.
Примечательно, что невыполнимость этого постановления признал даже руководитель Росавиации Александр Нерадько, который на расширенном заседании коллегии Росавиации признал, что переоснащение аэропортов потребует значительных финансовых затрат, или просто будет невозможно из-за кризиса в отрасли.
Один из сотрудников авиакомпании «Вологодские авиалинии» подтвердил СеверПост слова главы Росавиации. Многие требования выполнить просто невозможно или очень дорого: «Многие меры, они оплачиваемые и требуют денег, денежных вливаний, а это затраты».
По словам представителя компании, раньше в малых аэропортах был только сторож, сейчас же требуется создавать подразделение транспортной безопасности.
Кроме того, даже в таких малых аэропортах, как Умба или Ловозеро, согласно новым требованиям, следует устанавливать видеокамеры, рентгеновские аппараты, проводить полный досмотр, как в больших аэропортах.
И никаких субсидий для операторов аэропортов и посадочных площадок или внесения изменений в новые регламенты не планируется: «Разговоры идут, но это лишь разговоры. Конкретики никакой нет пока», — пояснил наш источник.
Что же касается работы аэропортов с октября 2021 года, то, по словам представителя авиакомпании, перевозки не встанут: «Они (перевозки — прим. ред) будут продолжаться, но с нарушениями, а нарушения — это штрафные санкции со стороны надзора».
Вопрос о том, на чьи плечи ляжет дополнительная финансовая нагрузка в виде выплаты штрафов, ответа пока не имеет.
Чаще всего подобные вопросы бизнес решает за счёт потребителей. Хотя есть и второй путь — увеличивать размер госпомощи. Как будет в этот раз — узнаем осенью.
В 2004 году в городе построили одно из главных его украшений - храм Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Спустя 20 лет здание капитально отремонтировали, сделав храм ещё более величественным и прекрасным. Драгоценный дар И строительство, и реконструкция храма были выполнены на средства компании «ФосАгро». Это стало подарком для кировчан:...подробнее
За безликими стенами единственной в области детской больницы скрывается особый мир онкологического отделения, где каждый день наполнен борьбой за здоровье, а порой и жизнь. Недели и даже месяцы проводят дети вдали от дома, там, где и воздух кажется стерильным. СеверПост узнал, кто и как скрашивает серые будни маленьких пациентов. Страшный диагноз – ещё не...подробнее
Более 100 представителей бизнеса, федеральных и региональных структур власти, экспертов собрались на масштабном форуме «День экспорта Мурманской области». В офлайн и онлайн режимах, на сессиях и в кулуарах участники активно делились мнениями о современных мерах поддержки, способах проведения расчётов в текущих экономических реалиях и перспективах развития...подробнее
Начавшаяся реконструкция площади Пяти Углов в Мурманске поставила перед городскими властями нелёгкую задачу. Непонятно, где теперь разместить главную ёлку областного центра и определить место для традиционных гуляний в новогоднюю ночь и на Рождество. СеверПост попытался прикинуть варианты. Оставим в стороне вопрос, почему при планировании работ на площади никто...подробнее
Журнал Forbes рассказал об эффективных ESG-практиках ФосАгро. Они охватывают самые чувствительные непроизводственные сферы - от экологии до образования, и везде приносят осязаемые плоды. К такому выводу пришли журналисты авторитетного делового издания. В конце октября в свет вышел специальный выпуск делового журнала Forbes, на страницах которого представлен анализ...подробнее
Ещё недавно у Натальи Щебаровой была размеренная жизнь: она работала в мурманском офисе экономистом. Но в 34 года поняла, что хочет тёплого климата и перемен в жизни. Спустя 15 часов перелёта из Москвы она оказалась в Азии. Теперь каждое утро она едет в школу на байке, где дети называют её мисс Натали. Учитель во вьетнамской школе. Новый мир и новая жизнь. Без оценок...подробнее
Профессионалы от Бога. Именно так в самом прямом смысле можно сказать о героях нашей истории. При этом к сану все они шли разными путями. Одним привили религиозный образ мысли ещё в детстве, другие обратились к вере в сознательном возрасте. Но так или иначе, все они решили посвятить жизнь духовному служению. Как становятся священниками? Истории жителей Мурманской области...подробнее
Потенциальное расширение списка причин для эвтаназии уличных животных вызвало целую бурю в обществе региона. По традиции зоозащитники выступили против «высшей меры» для собак, а в поддержку инициативы выступают муниципальные чиновники и часть северян.Если посмотреть официальную статистику последних лет, то становится понятным, почему власти заинтересованы в...подробнее
Университет «Синергия» открыл в этом году в Мурманске колледж цифровых профессий. 2-го сентября 2024 г. студенты колледжа уже начали свое обучение по следующим направлениям: программирование; графический дизайнер; интернет-маркетинг. «Открытие колледжа — это хорошая возможность для ребят обучиться современным и востребованным профессиям в регионе....подробнее
СеверПост продолжает знакомить своих читателей с удивительными семьями Мурманской области. В Год семьи мы намерены поделиться историями самых необычных представителей Кольского полуострова. Наша цель – честно поведать о жизни и быте этих людей и вместе с экспертами дать ответы на актуальные вопросы. Наша сегодняшняя героиня – 17 летняя девушка, которая два года...подробнее
Результаты репродуктивной диспансеризации в Мурманской области удивили врачей. Оказалось, что ситуация ещё хуже, чем ожидалось. У 75% тех, кто прошёл обследование, обнаружили риски развития заболеваний репродуктивной сферы, либо уже имеющиеся отклонения. О том, какие патологии выявляют у северян, и только ли они влияют на способность зачать ребёнка, СеверПост поговорил с...подробнее
Новый проект реконструкции площади Пять Углов представили в национальном центре «Россия». Эксперты оценили его высоко. Мы поговорили с главой команды создателей проекта, главным архитектором бюро «Базис» Иваном Охапкиным. Каким он видит центр Мурманска — в материале СеверПост. Главный проект - Архитектурное бюро...подробнее
Коллектив аварийно-спасательного отряда города Мурманска массово увольняется. В течение нескольких месяцев служба, к которой относится специальное подразделение, лишилась 15 человек. А накануне октября заявления написали ключевые сотрудники – сами спасатели. «Это была лучшая работа в мире!» - так они попрощались с тысячами благодарных за их работу северян. В...подробнее
Она 14 раз приходила на выписку из роддома. 14 раз она видела первые шаги и первый зуб. Каково это быть бабулей для 14 детей? В преддверии Международного дня пожилых людей, который мы отметим 1 октября, СеверПост предлагает историю многодетной бабушки. Большие и маленькие Жени и Саши «Сейчас уроки закончатся, прибегут со школы внучок, внучка и дочка, они...подробнее
Раньше детей учили читать и писать в школе. Теперь там проверяют, как детей всему этому научили дома. Впрочем, некоторые особо щепетильные родители нанимают для своих отпрысков репетиторов уже с возраста 5-6 лет. К ним добавляются занятия по иностранному языку (чаще английскому), спортивная секция и творческий кружок. Весь спектр занятости называется витиевато –...подробнее