Армия

2013-11-26, 14:14

Прощай, «Всемогущий»

Через месяц, 26 декабря, Военно-морской флот России мог бы отмечать 35 годовщину со дня закладки авианесущего крейсера «Баку». Но история распорядилась по-другому: Баку теперь столица другого государства, а авианосец покидает Россию навсегда  под именем «Викрамадитья», что в переводе с санскрита значит «Всемогущий». 

Его передача Индии должна была состояться еще прошлой осенью. Но во время ходовых испытаний – 17 сентября – у авианосца вышла из строя силовая установка. Кроме того, на судне вышел из строя ещё ряд механизмов, в том числе, по словам президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрея Дьячкова, «…поставленные странами НАТО… три холодильные машины, генераторы азота и ещё целый ряд оборудования». Незапланированный ремонт потребовал дополнительно 1 млрд рублей, а сдача авианосца Индии перенеслась на год.

Общая стоимость контракта первоначально оценивалась в 1,5 миллиарда долларов (974 млн долларов – на восстановление и модернизацию авианосца, а 530 млн долларов – на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27). Все работы по переоборудованию корабля в полноценный авианосец планировалось завершить в 2008 году. Однако сроки выполнения контракта сдвинулись. Российская сторона заявила о недооценке объема работ и о необходимости дополнительной выплаты на проведение модернизации корабля. 12 марта 2010 года, во время визита Владимира Путина в Индию, было подписано дополнительное соглашение об измененной стоимости ремонта и модернизации авианосца «Викрамадитья». Сейчас стоимость сделки оценивается, по данным индийской стороны, в 2,33 миллиарда долларов.

За 5 дней до нового, 1979 года его заложили на Черноморском судостроительном заводе и дали имя столицы Азербайджанской ССР. А уже весной 1982 года состоялся спуск на воду, но до окончательного завершения строительства авианосца оставалось целых  четыре года.

Государственные испытания ТАКР «Баку» начались 21 апреля 1987 года. В частности, в ходе испытаний были проведены стрельбы главного ударного комплекса. 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М. 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт — «Баку» был зачислен в СССР.  А 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.

В конце следующего, 1989 года «Баку» прибыл в Североморск – в главную базу Северного флота и больше далеко в море не выходил. Еще через год сменил название на  «Адмирала флота Советского Союза Горшкова».

Распался Советский Союз, авианосец сменил Военно-морской флаг на Андреевский, пережил сильный пожар, в результате которого погибли 6 членов экипажа, и надолго встал в ремонтный док.

В том же 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Согласно контракту, корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт крейсера задерживался из-за нехватки кадров:

-  Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны. Для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.


Потребовалось еще пять лет, чтобы завершить строительство и провести государственные испытания.

«Корабль отчалил в 08.38 по московскому времени. Дальше он выйдет в Белое море, где у него во время стоянки на рейде будет дозаправка», - сообщили сегодня представители «Севмаша». 

На борту вместе с индийским экипажем будут находиться около 180 специалистов «Севмаша» и предприятий-контрагентов. Они будут наблюдать за работой механизмов корабля, помогать индийскому экипажу правильно эксплуатировать их, оперативно устранять возможные неисправности.