Через месяц, 26 декабря, Военно-морской флот России мог бы отмечать 35 годовщину со дня закладки авианесущего крейсера «Баку». Но история распорядилась по-другому: Баку теперь столица другого государства, а авианосец покидает Россию навсегда под именем «Викрамадитья», что в переводе с санскрита значит «Всемогущий».
Его передача Индии должна была состояться еще прошлой осенью. Но во время ходовых испытаний – 17 сентября – у авианосца вышла из строя силовая установка. Кроме того, на судне вышел из строя ещё ряд механизмов, в том числе, по словам президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрея Дьячкова, «…поставленные странами НАТО… три холодильные машины, генераторы азота и ещё целый ряд оборудования». Незапланированный ремонт потребовал дополнительно 1 млрд рублей, а сдача авианосца Индии перенеслась на год.
Общая стоимость контракта первоначально оценивалась в 1,5 миллиарда долларов (974 млн долларов – на восстановление и модернизацию авианосца, а 530 млн долларов – на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27). Все работы по переоборудованию корабля в полноценный авианосец планировалось завершить в 2008 году. Однако сроки выполнения контракта сдвинулись. Российская сторона заявила о недооценке объема работ и о необходимости дополнительной выплаты на проведение модернизации корабля. 12 марта 2010 года, во время визита Владимира Путина в Индию, было подписано дополнительное соглашение об измененной стоимости ремонта и модернизации авианосца «Викрамадитья». Сейчас стоимость сделки оценивается, по данным индийской стороны, в 2,33 миллиарда долларов.
За 5 дней до нового, 1979 года его заложили на Черноморском судостроительном заводе и дали имя столицы Азербайджанской ССР. А уже весной 1982 года состоялся спуск на воду, но до окончательного завершения строительства авианосца оставалось целых четыре года.
Государственные испытания ТАКР «Баку» начались 21 апреля 1987 года. В частности, в ходе испытаний были проведены стрельбы главного ударного комплекса. 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М. 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт — «Баку» был зачислен в СССР. А 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.
В конце следующего, 1989 года «Баку» прибыл в Североморск – в главную базу Северного флота и больше далеко в море не выходил. Еще через год сменил название на «Адмирала флота Советского Союза Горшкова».
Распался Советский Союз, авианосец сменил Военно-морской флаг на Андреевский, пережил сильный пожар, в результате которого погибли 6 членов экипажа, и надолго встал в ремонтный док.
В том же 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Согласно контракту, корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт крейсера задерживался из-за нехватки кадров:
- Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны. Для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.
Потребовалось еще пять лет, чтобы завершить строительство и провести государственные испытания.
«Корабль отчалил в 08.38 по московскому времени. Дальше он выйдет в Белое море, где у него во время стоянки на рейде будет дозаправка», - сообщили сегодня представители «Севмаша».
На борту вместе с индийским экипажем будут находиться около 180 специалистов «Севмаша» и предприятий-контрагентов. Они будут наблюдать за работой механизмов корабля, помогать индийскому экипажу правильно эксплуатировать их, оперативно устранять возможные неисправности.
В этом году исполнилось ровно 20 лет со дня вступления в силу закона «Об альтернативной гражданской службе». Он позволяет заменить срочную службу работой на гражданке. Для кого-то — это личные убеждения. При этом сама альтернативная служба — тоже может быть разной, как и отношение к ней. Как живут и работают «альтернативщики» в Мурманской...подробнее
Военнослужащий не должен выручать другого военнослужащего из опасности и не является лицом, обязанным проявлять о нём заботу. Такого парадоксального мнения придерживается военный следственный отдел СК РФ по Североморскому гарнизону. И именно такие ответы уже более года военные следователи направляют отцу погибшего военнослужащего. Об этом СеверПост рассказала адвокат Яна...подробнее
Российские миротворцы продолжают выполнять задачи на территории Нагорного Карабаха после «контртеррористической» операции Азербайджана. Власти Азербайджана обнародовали план реинтеграции непризнанной республики. А армянское население покидает собственные дома. СеверПост публикует дневник российского миротворца из Мурманской области. Автор рассказывает о том, что...подробнее
«Есть такая профессия — Родину защищать». Эта фраза из легендарного фильма как нельзя лучше характеризует наших земляков, наших современников, завоевавших высокое звание Героя России. Разведчики, подводники, танкисты… Герои России из Заполярья, такие разные и такие непохожие, сходятся в одном. Все они – мужественные воины, готовые идти до конца в...подробнее
В Мурманской области в рамках частичной мобилизации призвали около тысячи человек. Им и членам их семей положены различные льготы, в том числе, прямые денежные выплаты. На что сегодня могут рассчитывать близкие уехавших в зону проведения специальной военной операции, и как эти меры могут измениться — в материале СеверПост. Выплата в 100 тысяч Каждая семья...подробнее
В Мурманской области собирают для участников специальной военной операции не только носки с трусами. Бойцам Северного флота на передовой не хватает современных снайперских винтовок, беспилотников и раций. Парадокс, но так говорят волонтёры. Кто собирает деньги на нужды военных и кто их жертвует, читайте в материале СеверПост. Помощь из тыла Одна из волонтёров – мать...подробнее
Объявление частичной мобилизации в Мурманске показало, что большинство северян-резервистов очень обстоятельно, по-военному, отнеслись к необходимости идти на фронт. Они, в частности, серьёзно подошли к своей полевой экипировке, затовариваясь в магазинах военного ассортимента. СеверПост выяснял, с чем мобилизованные сталкиваются. «Смели за...подробнее
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» встал в док 35-го судоремонтного завода 20 мая. Кадры захода единственного авианосца Военно-морского флота России в док запечатлел корреспондент СеверПост. Подробнее: https://www.severpost.ru/read/135888/ Подробнее: https://www.severpost.ru/read/135888/ Ранее с авианесущим крейсером произошло...подробнее
В армии Сюсюра пел, Шилов - чистил картошку тупыми ножами, а будущий священник мечтал о небе. Как известные северяне долг Родине отдавали, узнал СеверПост. Попов в армии спал стоя Глава мурманских коммунистов Артур Попов тянул солдатскую лямку в Киеве, совмещая её с учебой. Он один из тех дембелей, что и сейчас признается: тот армейский опыт до сих пор помогает ему в жизни и...подробнее
В 90-е годы, перед развалом Советского Союза, на флоте СССР насчитывалось 6 действующих и один строящийся авианосец. Сейчас на флоте России только один авианосец. СеверПост выяснил, куда исчезли остальные шесть. Проект 1143 «Кречет» Проект 1143 «Кречет» был создан Невским проектно-конструкторским бюро. Строительство велось на Николаевском...подробнее
В адрес ИА «СеверПост» обратилось АО «Металло-перерабатывающий завод «Аскона» (ИНН 2902045676) с требованием опубликовать опровержение ряда тезисов, указанных в статье «Иголочная империя на ломе Минобороны», рассказывающей о бизнесе и уголовном деле на одного из членов семьи Пальченко. К требованиям присоединилась лично Людмила...подробнее
Пожар на эсминце, затопленный миноносец и утонувшая подводная лодка. Это не сводки потерь во время активных боевых действий и не игра «Морской бой». Это элементы деятельности семьи бизнесменов из Мурманской области. За такую «утилизацию» им может грозить лишение свободы — к списку заслуг добавилось уголовное дело о мошенничестве. Ущерб...подробнее
20 лет назад, 12 августа 2000 года, произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота. В Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер К-141 «Курск». Это была одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек (111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й...подробнее
Грядущее обретение оперативной боевой готовности перспективными зенитно-ракетными комплексами С-350 (50Р6А) «Витязь», запланированное на IV квартал 2019 года, можно смело причислить к разряду эпохальных этапов становления передовых средств ПВО. Сверхманевренная зенитная управляемая ракета 9М96Е2 и её менее дальнобойная модификация 9М96Е в разы увеличат...подробнее
На протяжении последних трёх-пяти лет мы стали свидетелями устойчивой тенденции к обострению военно-политической и оперативно-стратегической напряжённости близ «Мурманской зоны A2/AD» (зоны ограничения и воспрещения доступа и манёвра сил потенциального противника).Военный обозреватель Евгений Даманцев специально для СеверПост рассмотрел константу боевой...подробнее