Общество

2021-08-16, 16:50
Фото: СеверПост, правительство Мурманской области

Гиперборейский диалог: Как привлечь туриста в Заполярье

В Ковдоре на два дня высадился десант экспертов из разных сфер.  Сред них – социологи, аналитики, менеджеры, телеведущая-блогер и туроператоры региона. Все они участвовали в первом туристическом форуме «Гиперборейский диалог» и искали пути развития туризма в малых городах на примере Ковдора, который организовала компания «ЕвроХим» российского бизнесмена и мецената Андрея Мельниченко в честь своего 20-летия.


Близкая Арктика

Как отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис, открывая форум, туризм в нашем регионе носит всесезонный характер. За последние два года отрасль заработала 5 миллиардов рублей.

В пандемию российские туристы заместили азиатских. Причем средний чек за выходные сейчас составляет от 25 до 60 тысяч рублей.

«По сравнению с 2015 годом количество туристов выросло в два раза.  Сейчас 350 тысяч туристов в год приезжают – это гарантированный поток, официально посчитанный. За шесть месяцев текущего года – уже 250 тысяч туристов. Эта история про близкую Арктику, про то, что к нам приезжают лидеры общественного мнения, которые транслируют любовь к Северу и уникальную природу в своих аккаунтах в соцсетях – дала взрывной рост туризма», - сказал губернатор.

По словам Андрея Чибиса, Ковдор – один из тех примеров, когда промышленный моногород становится точкой притяжения для туристов. И это несмотря на сложную логистику, в отличие от более доступных маршрутов в Териберку и Хибины.

 

Вклад в соцатмосферу и экономику

Ковдор со дня своего рождения являлся моногородом. Но три года назад компания «ЕвроХим» - владелец Ковдорского ГОКа – решила заняться брендированием регионов присутствия.

Из семи субъектов идея нашла поддержку только в двух. Одной из них была Мурманская область. Так, Ковдор стал столицей Гипербореи, рассказал председатель Совета директоров ЕвроХим Игорь Нечаев.

«Когда появился бренд #насевережить – это все органично влилось в брендирование всей Мурманской области. Брендирование территории позволяет недорого, достаточно быстро и эффективно дать населению моногородов возможность заняться чем-то другим, отличным от направления основного бизнеса», - объяснил Нечаев.

Он отметил, что цель проекта – улучшить социальную атмосферу в Ковдоре. Компания также намерена поднять производство минимум на 10% для того, чтобы увеличить количество рабочих мест и предлагать достойную зарплату.

Кроме того, Ковдорский ГОК, Ковдорский район и правительство региона заключили концессию на модернизацию объектов теплоснабжения муниципалитета.

Согласно документу, Ковдорский ГОК берёт на себя содержание, ремонт и модернизацию объектов теплоснабжения на территории Ковдорского района. Первоначальные инвестиции предприятия в эти задачи составят порядка 20 млн рублей.

 

Повод для гордости

В режиме видеоконференции в форуме приняла участие заместитель главы Ростуризма Елена Лысенкова. Ведомство поддерживает развитие туризма в постиндустриальных городах.

Лысенкова отметила, что бренд Гипербореи является магнитом и для россиян, и для иностранных туристов.

«Мы уверены, что и этот чистый экспорт тоже даст дополнительный доход для территорий, а жителям самих городов позволит гордиться и видеть другую среду вокруг себя, включать детей в диалог с природой», - считают в Ростуризме.

 

Международный выход

Приняла участие в форуме и известная телеведущая, «Мисс Россия»-2003 Виктория Лопырёва. У фотомодели 4,4 миллиона подписчиков в Instagram. И теперь все они знают о Ковдоре. Лопырёва активно делилась впечатлениями о поездки на Север на своих страницах в соцсетях.

В частности, телеведущую впечатлило, что градообразующее предприятие думает не только о том, как увеличить свои мощности, а еще и о жизни вокруг.

Виктория Лопырёва провела опрос среди своих подписчиков и сформировала портрет потенциального туриста, готового приехать в Ковдор. Это уставший от городского шума и потока информации человек, который получает около шести тысяч сообщений в день.

«За эти три дня в моих соцсетях произошел взрыв. Люди, спрашивают, где я и как сюда попасть. Это искушенные туристы, которые готовы потратить много денег на то, чтобы провести время в девственном лесу на берегу озера. Нужно привлекать людей с высокими запросами, но для этого необходима подготовленная инфраструктура», – уточнила Лопырёва.

Для продвижения бренда Ковдора телеведущая предложила представить возможности региона на международной выставке Expo, а также на фестивале «Матрёшка» в Дубае. Внесла Лопырёва и свою лепту. Она сняла сторис о Ковдоре на английском языке для подписчиков из других стран.

 

Из алмаза создать бриллиант

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров представил на форуме результаты исследования «Магниты России. Как привлечь россиян в нетуристические места».

«Это очень круто -  не привязывать искусственно чужие идеи и легенды, а продать свое. У Ковдора уже очень многое получилось», - сказал Фёдоров, предваряя свой доклад.

Как показало исследование, 13% опрошенных взрослых россиян – а это около 13-14 млн человек -  планируют провести летний отпуск 2021 года в одном из городов или сёл России. Причем не в том, в каком живут.

В 2004 году таковых было в 2,5 раза меньше. За последние 5 лет 42% сограждан уже хотя бы однажды ездили отдыхать в другие регионы России. Треть из них делала это неоднократно.

Зачем россияне ездят по стране? Они хотят отдохнуть в сельской местности, на природе, посетить памятные места, изучить культуру и архитектуру. Каждый четвертый россиянин выбирает активный отдых или путешествие на автомобиле. Напомним, дорогу в Ковдор как раз недавно отремонтировали.

Последние два варианта - отличные направления для повышения привлекательности туризма в малых городах России, считает руководитель ВЦИОМ.

Однако 64% опрошенным мешает высокая стоимость. А также соотношение качественного питания и комфортного жилья с приемлемой ценой. При этом стала выправляться стоимость проезда из места проживания до курорта. 

«Шанс у нетуристических мест стать по-настоящему интересными есть. Его надо использовать. Это возможно, но непросто. Как из природного алмаза создать сверкающий бриллиант», - резюмировал Фёдоров.

В целом эксперты сошлись во мнении, что в регионе и в Ковдоре, в частности, есть на что обратить внимание. Как выяснилось, для этого порой надо просто смотреть под ноги.

Тот же ягель в ковдорском лесу и отсутствие мобильной связи могут стать магнитом для уставших от городского шума туристов. Ночь в палатках, песни у костра, сбор ягод и грибов – по сути медитация для современного человека. Как отметил один из экспертов, покой - новая роскошь. А расслабление – наркотик для городских жителей. Все это можно получить в Ковдоре.