Пожар на эсминце, затопленный миноносец и утонувшая подводная лодка. Это не сводки потерь во время активных боевых действий и не игра «Морской бой». Это элементы деятельности семьи бизнесменов из Мурманской области. За такую «утилизацию» им может грозить лишение свободы — к списку заслуг добавилось уголовное дело о мошенничестве. Ущерб министерству обороны оценивают в 61 млн рублей.
В России традиционно одним из самых прибыльных бизнесов является ремонт и утилизация военных кораблей. Путь этот ведет к миллионным доходам на госконтрактах и частым посадкам. Достаточно вспомнить массу уголовных дел судоремонтного завода «Звездочка». Но даже после них желающих «заработать» на обороне страны меньше не становится. Видимо, слишком велик куш.
Схема увода
Свою мини-империю на утилизации подлодок и эсминцев сколотил и выходец из Гремихи Иван Пальченко. После его кончины компании перешли к его супруге – Людмиле Иосифовне Пальченко и частично сыну – Николаю Пальченко. Но под новым управлением дела пошли не так ладно. Череда экологических катастроф, судебные иски, угроза банкротства и как вишенка на торте – уголовное дело за мошенничество в особо крупном размере.
Возбудили его против Людмилы Пальченко как руководителя некоего АО «МПЗ «Аскона». Металло-перерабатывающий завод зарегистрирован в Архангельской области и является одним из контрагентов Минобороны.
В 2020 году Людмилу Пальченко заподозрили в афере, в результате которой Минобороны потеряло 61 млн рублей. Выявила возможные хищения проверка военной прокуратуры Североморского гарнизона. Об этом сообщил «Интерфакс».
По информации источника СеверПост, сейчас по материалам проверки следователями Управления МВД по Мурманской области возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК). Максимальное наказание по этой статье – до 10 лет лишения свободы.
«Потерянные» миллионы Пальченко должны были вернуть в федеральный бюджет. Это деньги от реализации металлолома после распила двух эскадренных миноносцев проекта 956 «Гремящий» и «Безудержный».
Госконтракт стоимостью в 201,8 млн рублей «Аскона» подписала с «Минобороны» еще в 2017 году. Он предусматривал, что завод после утилизации реализует металлом и отдаст полученные средства государству.
Первую часть этого условия – «продать» – компания выполнила. С 2018 по 2019 фирма Пальченко активно торговала металлом на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Со второй – «вернуть» – вышла загвоздка.
«Покупатели суммарно заплатили за металлолом 63,9 млн рублей, однако, установило следствие, в доход федерального бюджета по государственному контракту МПЗ «Аскона» перевело только 2,9 млн рублей», - рассказывает «Интерфакс».
Сумма, по состоянию на июль 2020 года была именно такой.
Вот так легким движением руки в кармане семьи Пальченко, судя по всему, осел и растаял 61 миллион рублей.
Для справки
Всего у МПЗ «Аскона» с 2014 года было восемь контрактов с Минобороны на сумму больше 450 млн рублей. Компания уже пустила на иголки крейсер «Маршал Устинов», ТАРКР «Адмирал Нахимов» и подлодку «Леопард».
По данным Руспрофиль, в 2017 завод выиграл тендеры на утилизацию дизель-электрических подводных лодок проекта 877 заводской № 601, 602 и тех самых эскадренных миноносцев проекта 956 заводской № 870, 874.
Суд без дела
Впрочем, сотрудничеством с заводом Минобороны, похоже, не очень довольно. В Арбитражном суде Москвы сейчас рассматривается дело о взыскании с «Асконы» в пользу ведомства 204 млн рублей.
Ранее суд уже удовлетворил несколько ходатайств о взыскании миллионных неустоек с завода.
Несколько раз «Аскону» пытались и обанкротить. ООО «Стальное дело» заявило о требованиях кредитора в Архангельский арбитражный суд, но позднее отказалось от иска, так как долги все же были погашены.
Заявляет о несостоятельности завода и ООО «Гидротехплюс».
«Аскона» зажигает
Еще несколько судебных решений касаются уже не финансов, а экологии. Семья Пальченко, судя по всему, не особо церемонится с окружающей природой при утилизации опасных объектов.
В июле прошлого года в бухте Козьмина под Находкой частично затонул списанный эсминец «Боевой», переданный на утилизацию «Асконе».
ЧП в Приморском крае могло остаться незамеченным для широкой общественности, но корабль начал уходить на дно еще в июне на глазах у местных жителей в районе фермы, где занимаются выращиванием гребешка, трепанга и устриц. Владельцам прибыльного бизнеса загрязнение акватории ни к чему. Они и стали бить тревогу.
Это не единственное ЧП на Дальнем Востоке. В декабре 2019 года в Японском море на грунт легла подлодка, которую буксировали для утилизации на завод «Аскона».
В родной для семьи Пальченко Мурманской области «Аскона» тоже успела отличиться. Еще в 2018 году эксперты канала «Арктик ТВ» говорили о многочисленных нарушениях при разделке военных кораблей на улице Полярная прямо под окнами североморцев.
«Я уже не говорю о пожаробезопасности, о взрывобезопасности. Ко мне обратились люди, а насколько эти действия могут угрожать жителям города?» – отмечал адвокат Валерий Стадник. Он обратил внимание на отсутствие причалов и оборудования, необходимого для проведения работ и предупредил о возможной экологической катастрофе.
И как оказалось не зря. В 2019 году у причала загорелся эсминец «Гремящий». Во время работ вспыхнул мазут. Площадь возгорания тогда составила 20 квадратных метров.
На этом инциденте череда ЧП не закончилась. В марте 2020-го телеканал «Арктик ТВ» в программе «Рамки закона» сообщил, что в Североморске в Кольском заливе затонул списанный миноносец, а еще один корабль оказался под угрозой затопления.
При этом, похоже, спешить поднимать остатки эсминца никто не стал, впрочем, как и выставлять боновые заграждения в месте разлива нефтепродуктов.
Неудивительно, что после таких казусов последовали проверки прокуратуры. В апреле фирму проверило Дальневосточное ведомство. Результат – проверка выявила отсутствие положительного заключение Госэкспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.
Арендная афера?
В Североморске Пальченко режут корабли на иголке на земельном участке с кадастровым номером 51:06:0030102:162 на улице Полярная. По данным Россрестра с он находится в собственности публично-правовых образований.
СеверПост удалось выяснить, что участок, обнесенный забором и защищенный как минимум двумя КПП, использует ООО «Баррикада» - еще одна компания империи семьи Пальченко. При этом фирма тоже не гнушается прикарманить бюджетные деньги.
Взыскивать арендные платежи, которые общество не платило с 2012 (!) года Росимуществу пришлось через суд. Речь шла о сумме в 7 млн рублей. Однако ответчику удалось снизить ее, сославшись на сроки исковой давности. Тем не менее, в судебном решении от января этого года компанию обязали вернуть государству 2,3 млн рублей.
Представители ООО просили суд о рассрочке до ноября, ссылаясь на тяжелое финансовое положение, но получили отказ.
В январе 2020 Арбитражный суд по иску Росимущества обязал «Баррикаду» ликвидировать захламление, несанкционированное складирование мусора на земельном участке с кадастровым номером 51:06:0030102:162 в двухмесячный срок и привести его в состояние, позволяющее его использовать в соответствии с видом разрешенного использования.
Вместо того, чтобы исполнить предписание, компания пошла по апелляционным инстанциям. На то, чтобы заняться экологией Североморска, у компании-господрядчика Минобороны тоже, видимо, нет денег.
Решение суда до сих пор не исполнено – на промплощадке в огромных количествах складируется мусор от разделки кораблей.
Более того, для облегчения условий труда на участке изменили береговую линию – на снимках с Google maps видно, что в его границах появился выдающийся на сушу водный канал. Стоит ли говорить, что заключения государственной экологической экспертизы и договора водопользования у компании нет?
Любопытно, что ООО «Баррикада» буквально на днях сменила учредителя. Пойдут ли все неисполненные судебные решения по компании в этой связи на новый судебный круг — вопрос открытый.
Дело семейное
Удивляет, что при этом всем МПЗ «Аскона» остается подрядчиком Минобороны. С нерадивой компанией не разрывают контракт и не включают ее в реестр недобросовестных поставщиков.
Людмиле Пальченко уже грозит серьезная уголовная ответственность, а вот ее сын Николай, похоже, хочет выйти сухим из воды, хотя о своей причастности к проблемному бизнесу Николай Пальченко, сейчас занимающий пост руководителя регионального отделения «Партии Роста» ранее заявлял публично. Так, в интервью ТАСС он представлен как совладелец компаний «Аскона» и «Капитал».
Помимо скандального МПЗ «Аскона» семье Пальченко принадлежат сразу несколько фирм. Большинство из них зарегистрировано в Мурманске по адресу Домостроительная, 7.
Там в частности находится ООО «Аксиома Норд» со штатной численностью в одного человека, практически без доходов и ежегодными расходами в 23 млн рублей.
Владеют странной компанией в равных долях Людмила Пальченко, Олег Павлович Устюгов и Екатерина Михайловна Жукова.
Устюгов является генеральным директором в другом интересном активе семьи Пальченко – ООО «Баррикада», зарегистрированного в Североморске на улице Заводская, дом 20. Директор - Анатолий Иванович Мытько.
Есть у Людмилы Пальченко и ликвидный актив в Мурманске – ЗАО «Мурманский завод металло-пластиковых конструкций», который по итогам 2019 года показал прибыль. Директором в фирме трудится Валерий Васильевич Саган.
Еще одной ее фирмой - ЗАО «Кольская инжиниринговая компания» - официально руководит сын Николай Пальченко. Эта компания, специализирующаяся на прибыльной оптовой торговле ломом, однако стабильно показывает убытки. Интересно, что доли в ЗАО есть у двух других владельцев Валентины Ивановны Устюговой и Виталия Евгеньевича Капелько. Они так же владеют долями в скандальном МПЗ «Аскона» и ООО «Баррикада».
«Кольская инжиниринговая компания» находится в состоянии банкротства. Компания участвовала в рассматриваемых делах в качестве ответчика на сумму исковых требований больше 24 миллионов рублей. У нее нет сотрудников и нулевая рентабельность.
Еще одна фирма империи Пальченко – ООО «Капитал». Учредителем и директором является Николай Пальченко. С нее пытается взыскать чуть больше 1,5 миллионов рублей Комитет имущественных отношений Мурманска.
Количества фирм хватает на маленькую империю, соответственно, забот у семьи Пальченко, судя по масштабам бизнеса и количеству судов, тоже предостаточно.
В этом году исполнилось ровно 20 лет со дня вступления в силу закона «Об альтернативной гражданской службе». Он позволяет заменить срочную службу работой на гражданке. Для кого-то — это личные убеждения. При этом сама альтернативная служба — тоже может быть разной, как и отношение к ней. Как живут и работают «альтернативщики» в Мурманской...подробнее
Военнослужащий не должен выручать другого военнослужащего из опасности и не является лицом, обязанным проявлять о нём заботу. Такого парадоксального мнения придерживается военный следственный отдел СК РФ по Североморскому гарнизону. И именно такие ответы уже более года военные следователи направляют отцу погибшего военнослужащего. Об этом СеверПост рассказала адвокат Яна...подробнее
Российские миротворцы продолжают выполнять задачи на территории Нагорного Карабаха после «контртеррористической» операции Азербайджана. Власти Азербайджана обнародовали план реинтеграции непризнанной республики. А армянское население покидает собственные дома. СеверПост публикует дневник российского миротворца из Мурманской области. Автор рассказывает о том, что...подробнее
«Есть такая профессия — Родину защищать». Эта фраза из легендарного фильма как нельзя лучше характеризует наших земляков, наших современников, завоевавших высокое звание Героя России. Разведчики, подводники, танкисты… Герои России из Заполярья, такие разные и такие непохожие, сходятся в одном. Все они – мужественные воины, готовые идти до конца в...подробнее
В Мурманской области в рамках частичной мобилизации призвали около тысячи человек. Им и членам их семей положены различные льготы, в том числе, прямые денежные выплаты. На что сегодня могут рассчитывать близкие уехавших в зону проведения специальной военной операции, и как эти меры могут измениться — в материале СеверПост. Выплата в 100 тысяч Каждая семья...подробнее
В Мурманской области собирают для участников специальной военной операции не только носки с трусами. Бойцам Северного флота на передовой не хватает современных снайперских винтовок, беспилотников и раций. Парадокс, но так говорят волонтёры. Кто собирает деньги на нужды военных и кто их жертвует, читайте в материале СеверПост. Помощь из тыла Одна из волонтёров – мать...подробнее
Объявление частичной мобилизации в Мурманске показало, что большинство северян-резервистов очень обстоятельно, по-военному, отнеслись к необходимости идти на фронт. Они, в частности, серьёзно подошли к своей полевой экипировке, затовариваясь в магазинах военного ассортимента. СеверПост выяснял, с чем мобилизованные сталкиваются. «Смели за...подробнее
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» встал в док 35-го судоремонтного завода 20 мая. Кадры захода единственного авианосца Военно-морского флота России в док запечатлел корреспондент СеверПост. Подробнее: https://www.severpost.ru/read/135888/ Подробнее: https://www.severpost.ru/read/135888/ Ранее с авианесущим крейсером произошло...подробнее
В армии Сюсюра пел, Шилов - чистил картошку тупыми ножами, а будущий священник мечтал о небе. Как известные северяне долг Родине отдавали, узнал СеверПост. Попов в армии спал стоя Глава мурманских коммунистов Артур Попов тянул солдатскую лямку в Киеве, совмещая её с учебой. Он один из тех дембелей, что и сейчас признается: тот армейский опыт до сих пор помогает ему в жизни и...подробнее
В 90-е годы, перед развалом Советского Союза, на флоте СССР насчитывалось 6 действующих и один строящийся авианосец. Сейчас на флоте России только один авианосец. СеверПост выяснил, куда исчезли остальные шесть. Проект 1143 «Кречет» Проект 1143 «Кречет» был создан Невским проектно-конструкторским бюро. Строительство велось на Николаевском...подробнее
В адрес ИА «СеверПост» обратилось АО «Металло-перерабатывающий завод «Аскона» (ИНН 2902045676) с требованием опубликовать опровержение ряда тезисов, указанных в статье «Иголочная империя на ломе Минобороны», рассказывающей о бизнесе и уголовном деле на одного из членов семьи Пальченко. К требованиям присоединилась лично Людмила...подробнее
20 лет назад, 12 августа 2000 года, произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота. В Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер К-141 «Курск». Это была одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек (111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й...подробнее
Грядущее обретение оперативной боевой готовности перспективными зенитно-ракетными комплексами С-350 (50Р6А) «Витязь», запланированное на IV квартал 2019 года, можно смело причислить к разряду эпохальных этапов становления передовых средств ПВО. Сверхманевренная зенитная управляемая ракета 9М96Е2 и её менее дальнобойная модификация 9М96Е в разы увеличат...подробнее
На протяжении последних трёх-пяти лет мы стали свидетелями устойчивой тенденции к обострению военно-политической и оперативно-стратегической напряжённости близ «Мурманской зоны A2/AD» (зоны ограничения и воспрещения доступа и манёвра сил потенциального противника).Военный обозреватель Евгений Даманцев специально для СеверПост рассмотрел константу боевой...подробнее
День Военно-Морского Флота – один из наиболее значимых праздников в России. Этот праздник начали отмечать благодаря Адмиралу Флота Советского Союза Николаю Кузнецову. По его инициативе День ВМФ был утверждён постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) 22 июня 1939. 41 год этот праздник отмечался 24 июня. А в 1980 году его решили перенести на последний выходной день...подробнее