Общество

2021-11-08, 15:32
Фото: СеверПост

Мы строили, строили... Но что-то пошло не так

На Кольском полуострове целый ряд очень важных для его жителей объектов оказался в списке долгостроев. Причины вереницы задержек, срывов и переносов сроков ремонтов или строительства в каждом случае весьма разнообразны, но от этого не менее интересны. Их объединяет только одно: и заказчики, и подрядчики считают эти причины абсолютно объективными. СеверПост попытался выяснить, так ли это.

 

Нет людей, дорогие материалы и вынырнувшая из земли скала

 

Так, строительство нового детсада в Мурманске демонстрирует нам целый букет отговорок. При начале строительства планировали до конца 2020 года выполнить «коробку» здания.

В эксплуатацию детсад должны были сдать к 30 сентября 2021 года. Но что-то пошло не так.

Уже в мае отставания в графике работ стали видны невооружённым глазом. Были названы первые две причины этого безобразия — нехватка рабочих рук на стройке и удорожание материалов.

Выяснилось, что для успешного ведения работ необходимо в два раза больше людей, чем выделил на объект подрядчик. В июне подрядчик, уже прикрываясь ростом цен на материалы, приостановил все работы на объекте.

С фиксацией цен на металл для стройки обещала помочь Москва. В июле на стройке вновь появились рабочие.

«В сентябре подрядчик обещает завершить работы по кровле и благоустройству и приступить к внутренней отделке здания», – сообщила тогда и.о. замминистра строительства региона Александра Седлецкая.

Но в сентябре зампредгорсовета Мурманска Андрей Сысоев озвучил новую причину катастрофического отставания от графика.

«Здесь ситуация осложняется ещё и непростой геологией участка. При производстве работ подрядчик наткнулся на скалу. Пришлось менять проектные решения, проводить незапланированные буровзрывные работы, что тоже отразилось на сроках», - сказал он.

И для сведения: контракт на строительство детского сада на улице Орликовой в Мурманске был подписан в августе 2020 года. Общая стоимость работ — около 160 млн рублей. Сдача объекта должна была произойти 30 сентября.

Подрядчик — семейная фирма Веллеров «АСМ».

 

Сбежавший подрядчик, «неправильный грунт» и стратегический кабель

 

Список причин, по которым крайне необходимый для жителей Полярного пешеходный мост через овраг вот только сейчас готовят к сдаче, ещё более экзотичен.

В феврале 2020 года администрация ЗАТО Александровск объявила тендер на строительство этого моста. Согласно документации, опубликованной на едином портале госзакупок, пешеходный мост должен связать улицы Душенова и Моисеева. Его длина - 78,5 метров, ширина – 3,2 метра.

Подрядчик должен был сдать сооружение до 15 декабря 2020 года. Но что-то пошло не так, и в конце октября 2020 года объект остался без подрядчика

«Подрядчик сбежал, бросив работу на начальном этапе», - написал тогда в соцсети губернатор Андрей Чибис.

В январе 2021 года в Полярном всё-таки нашли подрядчика взамен сбежавшего, и он приступил-таки к сносу старого и строительству нового моста.

Но в августе работы вновь тормознулись. Причина - ошибки при проектировании и определении свойств грунта под опорами.

Возникла угроза обрушения опор и повреждения силового кабеля, снабжающего электроэнергией базу Кольской флотилии Северного флота. Возникла угроза чрезвычайной ситуации. 

Пришлось дополнительно укреплять грунт у основания опор будущего моста. Соответственно, сроки завершения работ основательно сдвинулись вправо.

Подрядчик, напуганный такими «сюрпризами», даже пригласил на стройку православного священника из Оленьей Губы отца Леонида для освящения конструкций сооружения.

И вот сегодня на «оперативке» в правительстве региона новый глава администрации ЗАТО Александровск Ильяс Мазитов доложил: «Насколько я знаю, работы там завершены. Идёт приёмка и устранение замечаний».

 

Вологодский завод, не те панели, ковид и не те перила

 

А эта история ещё древнее. В 2017 был разрушен старый мост, соединявший село Колвица в Кандалакшском районе с Большой землёй. В августе того же года началось строительство новой артерии, соединяющей остров с остальным миром.

На это правительство региона выделило 30 миллионов. Начали стройку в августе, а завершить планировали в декабре того же года.

Вологодский завод металлоконструкций за полгода так и не смог поставить на стройку необходимые элементы для новой переправы. Работы встали.

В июле 2018 года долгожданные конструкции прибыли на место. Но, как оказалось, подрядчик нахалтурил при производстве работ, и они были приостановлены.

«При проведении плановой проверки выявлено, что плиты проезжей части моста не соответствуют проектной документации. Качество материалов, которые применялись при изготовлении плит, не соответствует требованиям строительных норм и правил. Ввиду неисполнения обязательств договор с ООО «Магнит» был расторгнут в одностороннем порядке с выставлением штрафных санкций», - сообщили тогда в региональном Минтрансе.

А тогдашний глава района Михаил Павлов рассказал СеверПост, что с подрядчиком пришлось разрывать отношения через суды. В результате бракодел обанкротился.

Поиски нового подрядчика начались весной 2020 года. Он местным властям приглянулся. «У нас есть полная уверенность, что эта многосерийная эпопея закончится уже 30 октября», обещал тогда Михаил Павлов.

Но что-то снова пошло не так. В ноябре глава района объявил о новом переносе строков строительства. На этот раз, по информации подрядчика, причиной стал коронавирус. Короче, хэппи энд — все заболели. Павлов назвал новый срок завершения работ — середина декабря 2020 года.

Но что-то опять пошло не так, и наступил и 2021 год. И в мае называется новая дата — к 1 сентября.

Но ведь и снова что-то пошло не так. Оказалось, что ни один завод не производит стойки под ограждение, предусмотренные проектом. Пришлось проектанту и подрядчику «колхозить» на ходу. Выход нашли.

Мост официально ещё не принят, но хоть движение по нему уже идёт. И то хлеб. 

 

«Левый» проектировщик, нарушение Федерального закона и нарушение обещаний

 

А вот история, можно сказать, уже доисторическая. Ещё в 2015 году суды всех инстанций признали незаконными работы по перестройке объекта культурного наследия — здания кинотеатра «Родина» в Мурманске. Арендатор, ООО «Моисей», фактически, уничтожил весь исторический интерьер здания.

Летом 2016 года здание вернули в собственность Мурманска. Потом в течение двух лет в администрации думали, а зачем оно городу.

В 2018 было торжественно заявлено о реконструкции «Родины» под городской Дом Молодёжи.

Однако первые подающие признаки практической жизни изменения начались только в феврале 2019 года. Тогда был заключён контракт на проектирование нового «молодёжного счастья» мурманчан.

Но что-то пошло не так.

Сроки выполнения работ по разработке научно-проектной документации для приспособления 80-летнего здания к современному использованию сдвинулись с конца сентября на декабрь 2019 года.

Между тем, согласно тендеру стоимостью почти 22 миллиона рублей, проект должны были предоставить ещё 30 сентября. А времени на его изготовление отводилось 7,5 месяцев.

Когда же, наконец, многострадальный проект был в муках рождён, оказалось, что «отцы города», уподобившись прежнему арендатору, решили поступить с объектом культурного наследия не менее варварски, надстроив здание и изменив его первоначальный архитектурный облик.

А это уже прямое нарушение Федерального закона.

Впрочем, ничего удивительного. Проектировщик «прославился» своими «косяками» и откровенной недобросовестностью до такой степени, что 21 декабря 2020 года операции по счетам компании приостановлены.

А проверкой ФНС сведения о местонахождении общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, признаны недостоверными. И этой фирмёшке с уставным капиталом в 10 тысяч рублей «городские» доверили 22 миллиона денег мурманчан.

20 января 2021 года на пресс-конференции, посвящённой планам работы муниципального образования город Мурманск, тогдашний городской голова Андрей Сысоев заявил о том, что реконструкция кинотеатра «Родина» начнётся в 2020 году.

Простите, сейчас конец какого года, а?


Что нужно для того, чтобы всё пошло так?

 

Конечно, во многих случаях вина и просчёты подрядчиков на виду. Их штрафуют. А как же те чиновники, которые заключали контракты, не контролировали, не подгоняли, не били тревогу? Почему бы не штрафовать их?

Кроме того, в изрядном количестве подобных историй явственно видны уши материальной заинтересованности этих самых заказчиков. Вот если прокуратура и правоохранители будут активнее тащить за эти уши, тогда точно — всё пойдёт так, как надо.