Общество

2022-01-28, 09:08
Фото: attuale.ru

Сложно организованный зверь

В декабре волк приходил в Ловозеро, а потом оттуда ушёл в Ревду. В январе другой волк на глазах у жителей Зареченска схватил кошку.

А ещё раньше зверь утащил таксу прямо от отдела полиции в центре Оленегорска.

Волки всё чаще выходят к людям в Мурманской области. Но почему звери вдруг стали чувствовать себя на земле человека, как дома? И откуда они пришли?

Имеем дело с волной жизни

И.о. директора Кандалакшского государственного природного заповедника Виктор Петров рассказал, что такое активное появление волков в населённых пунктах случается не впервые. Только на его памяти происходит это в третий раз. А живет руководитель заповедника в Мурманской области 28 лет.

По его словам, у волков, как и других животных, происходят колебания численности.

«И, соответственно, на пике этих колебаний они начинают чаще встречаться с людьми, чаще выходить. К населённым пунктам они всегда выходят. Просто, когда их поменьше, это не так заметно. Когда их побольше, это становится заметно, это проявляется в различных эксцессах», - сказал учёный.

Мнение северян о том, что хищнику может не хватать кормовой базы, Петров не разделяет. По его словам, голод зимой – для диких животных обычное дело. И, конечно, напасть на бродячую собаку для волка легче, чем искать другую жертву.


Фото: Ю. Максимов

Между тем, в городе для волка главную опасность представляют люди. И при меньшей численности волки об этом хорошо помнят.

На вопрос СеверПост, есть ли у волков осознание риска от встречи с человеком, Виктор Петров ответил: «Волк — это достаточно сложно организованное животное».

Он напомнил, что и собаки ведь не совсем глупы, и для их хозяев это очевидно. А волки - их предки, причём, живут в дикой среде, сталкиваются с разными ситуациями.

«Может, разума в человеческом понимании у них нет, но точно осознавать, понимать, чему-то учиться они могут», - сказал зоолог.

Он объяснил, что в научном мире колебания численности называют волной жизни.

«Если мы имеем дело с волной жизни, то основной состав этой волны жизни – это молодые животные, которые с человеком сталкивались мало. У них ещё нет опыта, им не на чем строить свои выводы. Это осознание (риска – ред.) – оно не передаётся автоматически от старых молодым. То есть, они могут научиться чему-то, пока ходят вместе. Но, если это одиночки, разбившиеся стаи, то молодые действительно просто не имеют этого опыта», - рассказал Петров.

Он подчеркнул, что у волков «достаточно сложная организация». И пусть в фильмах и книгах рассказывается о них, как о стайных животных, но они могут быть и одиночными.

Гости из Карелии

О том, что дело не в уменьшении кормовой базы, рассказала СеверПост директор государственного природного заповедника «Пасвик» Наталья Поликарпова.

«Численность волка растёт, волк продвигается на Север. Более того, стабильная популяция копытных есть у нас в регионе. Поэтому сейчас идёт повсеместное увеличение численности волка. Это естественные природные циклы роста популяции тех или иных видов», - сказала директор заповедника.

По её словам, стабильное поголовье лосей и косуль привлекает волков в Мурманской области. Между тем, нет большого числа новых волчат в тех стаях, что уже жили в Заполярье.

«Их не столько родилось больше, сколько идёт их продвижение на Север. Может, они заходят из Карелии», - предположила Поликарпова.

Со словами учёных согласен глава регионального Минприроды Сергей Абаринов. Тех волков, что обнаружили местные жители в Кольском, Кандалакшском и Ловозерском районах, он считает случайными гостями.

«Это, прежде всего, «заходные» волки. Это те волки, которые заходят из Карелии по путям миграции, - сказал Абаринов - В Карелии на сегодня численность волка подросла, и, соответственно, все те особи, которых мы обнаружили на территории региона – это, в основном, заходные волки».

Кстати, если раньше миграция проходила в основном вдоль государственных границ, то сейчас она сдвинулась в сторону центра области.

Специалисты рассказали, что отличить «своих» волков от случайно забредших несложно. Например, «наши» волки крупнее. Плюс, имея постоянную кормовую базу, они выглядят более упитанными, чем исхудалые, уставшие от долгой дороги путешественники.

Сколько же их на самом деле?

Волчье поголовье в Мурманской области – это 130-150 особей. Это всего на два-три животных больше, чем было год или два назад. К ним добавляются «заходные» - примерно пара десятков волков, которых не считают своими.

Однако заметна разница, если вспомнить двухтысячные годы. В 2002 году на Кольском полуострове жили всего 36 волков. Раньше хищников уничтожали активно, хотели снизить опасность для домашних оленей.

Сейчас же олени по-прежнему могут быть жертвами волков, вот только отношение у людей к хищнику изменилось.


Фото: north4you.com

«Но волк здесь был всегда, просто в своё время его истребили. А это плохо. Это было в 80-ые, в 90-ые года. Волка истребили до такой степени, что волков на Кольском стало очень мало. Истребили, потому что говорили, что волк нападает на оленя. Оленеводы выражали всяческие опасения», - рассказала Наталья Поликарпова.

По её словам, похожая ситуация и у наших соседей. Жители Норвегии и сейчас нередко жалуются властям, что волк задрал, например, овец, и просят решить вопрос с хищником. Однако такие просьбы зачастую не удовлетворяются. В ответ фермеров просят лучше следить, огораживать домашний скот.

«Волк стал чуть-чуть восстанавливаться. Не происходит какого-то колоссального роста численности волка. Он стал восстанавливаться в своем ареале. Это хорошо. Природа берёт свое, понимаете? Восстанавливается баланс тот, который должен быть. (Если – ред.)... сейчас все начнут паниковать, требовать от властей, чтобы его отстреляли, то что мы получим? Мы получим опять падёж численности волка и, соответственно, вспышку заболеваний среди копытных. Потому что волк забирает слабых, он санитар, и всё понятно. Поэтому всё не так просто», - объяснила Поликарпова.


Она заметила, что конфронтация фермеров и экологов «всегда присутствует в тех регионах, где есть домашнее оленеводство».

Между тем, те особи, которые заходят в населённые пункты в Мурманской области, всё-таки подлежат, выражаясь официальным языком, «регулированию».

Как только хищник начинает ходить в посёлок или город, как к себе домой, и представлять собой опасность, охотник выслеживает его. Для этого специалисты выясняют пути перемещения волка. А эти пути всегда упорядочены.

Например, в Оленегорске есть мост через небольшой ручей. Волк заходил в город по одну сторону моста, вдоль одной опоры, а уходил – мимо другой. Это было видно специалистам по следам.

«Волк – не хаотичный охотник. У него также есть свои точки, свои места», - сказал Сергей Абаринов, подчеркнув, что у хищника есть свои «охотничьи угодья».

На вопрос же о том, опасен ли волк для человека, специалисты отвечают уклончиво.

«Волк вообще само по себе сильное животное», - говорят они.