Мнения

2022-02-04, 15:31
Фото: О. Аржанова, МГТУ

Ректор МГТУ: Человек с высшим образованием должен быть готов менять мир

Новым руководителем Мурманского государственного технического университета 26 января стала Мария Князева, которая до этого работала проректором по научно-исследовательской работе Мурманского арктического государственного университета. О том, какие итоги можно подвести спустя всего неделю, об обучении в Школе СКОЛКОВО и ключевых задачах, которые сегодня стоят перед Университетом, она рассказала в интервью.


Вы называете родными оба университета Кольского Заполярья, как так вышло?

Мой профессиональный путь связан и с МГТУ, и с МАГУ – в первом я прошла путь от ассистента до доцента кафедры физики, защитила кандидатскую диссертацию, во втором – училась, была старшим научным сотрудником, а впоследствии на посту проректора руководила научной деятельностью университета. В 2022 году дорога вновь привела в МГТУ.

А почему Вы выбрали для поступления именно педагогический институт?

Из-за расхожей для школ в 90-е годы ситуации с постоянной сменой учителей мои знания по физике оставляли желать лучшего. И когда настала пора выбирать вуз, помог шкаф с учебниками, оставшийся в семье от моей бабушки – известного в области учителя физики.

За все школьные годы я ни разу его не открыла, но на этапе выбора именно эти книги помогли понять: несмотря на пятёрку, этот предмет оставался единственным, уровень знаний по которому был далёк от совершенства.

По сути, профессия учителя физики стала для меня реальным шансом разобраться, что называется, «подтянуть хвосты» и выработать какое-то отношение к предмету. Результат превысил ожидания: физика стала любимым предметом, положив начало и профессиональной, и научной деятельности.

 

Превратилось ли стремление погружаться в предмет для восполнения пробелов в жизненную позицию? Или физика стала последним форпостом?

 

Скорее это составляющая характера: любой пробел воспринимаю как вызов, который надо преодолеть. Отчасти причина кроется в спортивном прошлом – я занималась рукопашным боем и привыкла работать на высокий результат.
 

Сейчас перед Вами снова стоят сложные задачи, требующие решения в сжатые сроки. Уже можно говорить о каких-то успехах?

 

Скорее, можно сказать о том, какие процессы удалось сдвинуть за эту неделю. Так, нормализован процесс дистанционного обучения. Не могу сказать, что это исключительно моя заслуга – процесс стартовал до моего назначения – но сегодня сделаны окончательные выводы, определены сроки и выстроена система, позволяющая не только сохранить качество образования, но и сделать принятый формат занятий максимально комфортным.  

Ещё один важный шаг – дан успешный старт процессу обучения в Школе управления СКОЛКОВО. За пять дней нам удалось синхронизироваться, как с коллегами из МГТУ, так и с другими представителями от региона.

Впервые консолидировав усилия, мы договорились о ключевых позициях для решения общей задачи – определения вектора развития системы высшего образования в регионе.

 

Насколько важна консолидация усилий в решении столь сложной задачи?

 

Нет смысла в разрозненной работе – мы или проигрываем все, или вместе определяем и начинаем реализовывать вектор развития высшего образования в регионе.

Ещё каких-то 20-30 лет назад существование двух и более вузов в одном регионе было совершенно реальным: учреждения, как правило, имели узкую профильность, ресурсов хватало на всех, и ситуация в целом была позитивной. Сокращение ресурсов привело к тому, что вузы стали конкурентами.

Сегодня борьба за молодые умы приобрела глобальный характер. Поэтому, если говорить категориями форсайта, консолидация усилий должна привести к тому, что высшее образование в Мурманской области должно стать конкурентным на национальном и мировом уровнях.

 

Ещё один вызов – переход на дистанционный формат обучения. В чём Вы видите риски и, возможно, преимущества такого формата?

 

Дистанционный или смешанный формат – это всегда история про технологии. И если вопрос в части технического и программного обеспечения закрыт, то данный формат даёт возможность существенно экономить время и делать процесс обучения более гибким.

Но важнее то, что это нам нужно подстраиваться, молодым людям – нет, они уже и так погружены в цифровую среду. Вполне вероятно, не будь пандемии, мы бы рано или поздно пришли к такой образовательной модели.

Другое дело – осознание пришло бы лишь тогда, когда на пары просто перестали бы ходить, разочаровавшись окончательно в самой системе высшего образования. Можно работать так, как привык, но тогда точно не осуществить главную задачу университета.

 

А в чём, на Ваш взгляд, она заключается?

 

В течение всей педагогической деятельности пытаюсь ответить для себя на вопрос, что такое высшее образование. Ответ для меня кроется в качественном изменении интеллекта. Не количественном, т.е. объёме полученных знаний, а именно качественном.

Для чего это нужно? После прохождения ряда обучений, участию в стратегических и форсайт-сессиях, той же Школе СКОЛКОВО появилось понимание – человек с высшим образованием должен быть готовым менять мир.

И задача университета – готовить выпускника, способного ставить цели, выбирать инструментарий, добиваться результата и, ключевое, принимать ответственность за эти решения.