Армия

2022-02-22, 17:36
Фото: Xinhua News Agency / СеверПост

Куда ушли советские авианосцы

В 90-е годы, перед развалом Советского Союза, на флоте СССР насчитывалось 6 действующих и один строящийся авианосец. Сейчас на флоте России только один авианосец. СеверПост выяснил, куда исчезли остальные шесть.

Проект 1143 «Кречет»

Проект 1143 «Кречет» был создан Невским проектно-конструкторским бюро. Строительство велось на Николаевском судостроительном заводе с 1970 года.

В ходе строительства корабли данного класса постоянно модифицировались. Первые четыре корабля имели простую взлётную палубу, последующие три — увеличенную с трамплином для взлёта самолётов.

Последний корабль этого класса, заложенный в 1988 году, в отличие от других собратьев, должен был быть оснащён ядерной силовой установкой.

Авианосцы могли нести до 36 летательных аппаратов. Кроме того, они были оснащены зенитно-ракетным, противолодочным и торпедным вооружением.

«На иголки»

Последний корабль проекта 1143 «Ульяновск» погиб первым. Авианосец, который планировалось оснастить ядерной силовой установкой и паровой катапультой, даже не был спущен на воду. Заложенный в 1988 году, он был разобран прямо на стапеле в 1992-м.

Такая же судьба постигла третий корабль серии «Новороссийск».

Авианосец был заложен в 1975-м и через три года спущен на воду. В 1982-м году авианосец вошёл в состав Тихоокеанского флота. Служил в течение 11 лет, а в 1993 году был выведен из состава флота.

Корабль был продан в Южную Корею и в 1997 году его разделали на металл.

«Он же Гога, он же — Гоша»

Два авианосца проекта не только неоднократно меняли имена, но сменили гражданство, пополнив флоты других государств.

Четвёртый корабль серии изначально получил название «Харьков», потом был переименован в «Баку», в 1990-м был назван «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», но сейчас известен под именем «Викрамадитья». Авианосец входит в состав ВМФ Индии.

После введения в эксплуатацию «Баку» был принят в состав Северного флота. По окончании службы в 2000 году был продан Индии, тогда началась модернизация корабля.

В ходе реконструкции на «Баку» была удлинена взлётная палуба, появился трамплин, как у последующих кораблей серии. В ноябре 2013 года корабль под именем «Викрамадитья» вошёл в состав ВМС Индии.

Пятый корабль серии, как и его собрат, сменил несколько имён. Изначально он назывался «Рига», но позднее сменил имя на «Варяг», потом на «Ши Лан», в наши дни носит имя «Ляонин» и входит в состав ВМФ Китая.

«Варяг» был заложен в 1985 году, спущен на воду тремя годами позднее, но достроен только на 70%, а при разделе СССР отошёл Украине.

В 1998 году фирма, базирующаяся в Макао и имеющая связи с Народной армией Китая, купила недостроенный корабль. Фирмой было заявлено, что корабль превратится в плавучий отель и казино.

Но позднее авианосец был выкуплен у фирмы правительством Китая и поставлен на достройку на верфи Даляня. В 2012 году корабль вошёл в состав ВМФ Китая.

Конструкция «Ляонина» схожа с конструкцией «Адмирала Кузнецова», но используются другие системы боевого вооружения.

Но бывшим «Баку» и «Риге» повезло. Они избежали судьбы стать дорогой китайской игрушкой, а вот два других авианосца оказались не столь удачливы.

Гостиница с боевым прошлым

Головной авианосец проекта 1143 «Киев» был заложен в 1970-м году и в 1975 году вошёл в состав Северного флота.

Корабль нёс боевую службу в Атлантике и Средиземном море, ходил в дальние походы, участвовал в учениях, и даже снимался в кино. В 1982 году авианосец засветился в фильме «Случай в квадрате 36-80».

К 1993 году корабль выработал ресурс, но денег на его ремонт не было. Авианосец вывели из боевого состава флота, а потом он был продан.

В 2000 году корабль отправился из Видяево в порт Тяньцзинь. В Китае авианосец стал частью тематического парка Binhai Aircraft Carrier Theme Park.

В 2011 году помещения ранее боевого корабля были превращены в роскошный отель. На это было потрачено 100 млн юаней.

В парке рядом с авианосцем построена улица в русском стиле. Там туристам предлагают посмотреть настоящие русские танцы, послушать русскую музыку, съесть борщ с чёрным хлебом и икрой, и выпить рюмку настоящей русской водки.

Тур по боевому кораблю стоит 220 юаней (2 700 рублей).

Поиграли и бросили

Авианосец «Минск» — второй авианосец серии, — был заложен в 1972 году, принят в эксплуатацию в 1978-м и служил на Тихоокеанском флоте.

Корабль был выведен из состава флота в 1993 году и вместе со своим собратом «Новороссийск» был продан в Южную Корею.

«Новороссийск», как говорилось выше, был разрезан на металл, а «Минск» перекупила китайская фирма Shenzhen Ming Si Ke Investment Co. Ltd.. Si Ke. За корабль было заплачено $4.3  млн.

Авианосец долго стоял на приколе, но был весьма привлекателен, и находилось немало желающих поглазеть на корабль вблизи. Местные предприниматели брали по пять долларов только за то, чтобы прокатить любопытных вокруг корабля на моторке.

В 2000 году авианосец стал частью парка Minsk World в Шеньчжене. На палубе корабля были выставлены для обозрения российские самолёты МиГ-23 и Миг-27, китайский самолёт Q-5 Fantan и российские вертолёты Ми-24.

В парке также демонстрировали и другое оружие советской эры, включая ракеты, бомбы и торпеды.

В 2016 году чиновники попросили освободить земли, отведённые для парка. Авианосец был переведён в Нантонг.

Там планировалось создать новый тематический парк, частью которого должен был стать «Минск», но что-то не получилось.

Бывший советский авианосец стоит в отстойнике на реке Янцзы рядом с мостом Сутонг, примерно в 50 милях на северо-запад от Шанхая.

В 2020-м году на корабле побывали блогеры, интересующиеся всевозможными «заброшками». Блогеры побывали внутри корабля и нашли в ангаре советские самолёты МиГ-23.

Такова печальная судьба советских авианосцев проекта 1143 «Кречет». В современной России остался только один корабль этого класса - «Адмирал Кузнецов», который в данный момент проходит ремонт.