Общество

2022-03-11, 13:36
Фото: ugra-tv.ru, войнасфейками.рф

Фейки. Помните о гигиене

Вместе с началом спецоперации России на Украине в мире началась ещё и информационная война. Солдатами на этой войне становятся журналисты известных изданий, «звёзды» и простые граждане, которые делятся сообщениями в соцсетях. По каким целям бьют, и как противостоять негативу из соцсетей, выяснял СеверПост.


В ход идет всё – эпизоды из фильмов и компьютерных игр, старые фотографии, в том числе, с реальных боевых действий в других странах, банальные выдумки.

Какие-то фейки призваны сеять панику среди населения – сообщения типа того, что у россиян заберут накопления, какие-то - рисуют образ врага, который стреляет по мирному населению.

Самые страшные и циничные фейки – о бомбёжках, человеческих жертвах, с кровавыми фотографиями и плачущими детьми. Цель одна – бить на эмоции.

Ведь нормальный человек отреагирует на чужую боль, но вряд ли сможет отличить разрушенный дом в Луганске от дома в Харькове.

Один из последних таких фейков - российские войска обстреляли роддом в Мариуполе. По заявлению президента Украины Владимира Зеленского, в результате российской атаки погибли три человека, включая одного ребенка, 17 человек ранено. 

При этом почему-то не было фотографий с места событий. Как и других каких-либо доказательств его слов. 

В реальности же здание роддома в Мариуполе было захвачено батальоном «Азов». Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

«На заседании Совета Безопасности ООН были предъявлены факты нашей делегацией о том, что этот родильный дом давно захвачен батальоном «Азов» и прочими радикалами, откуда выгнали всех рожениц, всех медсестёр и вообще весь обслуживающий персонал. Это была база ультрарадикального батальона», - сказал он.

Как уточнил глава МИД России, репортаж об обстреле мариупольского роддома является попыткой западных СМИ манипулировать мировым общественным мнением.

В России для борьбы с подобными вбросами создали ряд ресурсов.

В частности, одним из них является сайт войнасфейками.рф и одноимённый telegram-канал. Эксперты по косточкам разбирают «горячие новости», со ссылками на источники фото и роликов, которые были использованы для создания фейка.

Вот лишь несколько примеров оттуда. Как видим, порой элементарные навыки поиска в Сети могут разоблачить такой фейк.

Много ли людей в мире знает в лицо жену президента Украины Зеленского? Думаем, что нет.  Этим и пользуются фейкомёты.

Так, в Сети появилась якобы фотография Елены Зеленской с оружием в руках. Мол, жена президента Украины лично встала на защиту рубежей Родины.

Вот только снимок этот 2011 года, да еще и с фотостока. А на самой фотографии - девушка в датской военной форме, но с нашивками ВСУ.

Мало кто знает, а кто знал, вряд ли вспомнит, что в 2011 году в Киеве делегации стран НАТО участвовали в параде. Там и было сделано фото.

Попадают впросак, умышленно или случайно, западные информационные агентства и СМИ. Так Мисс Украина-2014 Анастасия Ленна у них внезапно стала защитницей страны.

Девушка ещё до начала спецоперации, 22 февраля, выложила в Instagram фото в экипировке со страйкбольным ружьём из командной тактической игры. Так и превратилась в почти реального солдата.

Неизвестно, было ли это провокацией или нет. Но сейчас подпись под фото гласит: «Руки прочь от Украины». Вполне вероятно, запись поменяли уже после 24 февраля, и вполне осознанно.

Ну, и в целом активно разгоняется тема простых девушек, которые кастрюли поменяли на ружья. При этом фото используются с различных флешмобов и новостных сюжетов из Донецка прошлых лет.

К распространению фейков присоединились даже иностранные звёзды. Так Ким Кардашьян, у которой 289 млн подписчиков в Instagram, восхитилась Владимиром Зеленским. Мол, он отказался эвакуироваться и попросил принести ему амуницию.

Всё это было проиллюстрировано фотографией Зеленского в бронежилете и шлеме, сделанной в 2021 году, когда он осматривал позиции ВСУ.

Сестра Ким Кортни Кардашьян пошла ещё дальше, и репостнула видеоролик, на котором  якобы жительницы Украины со слезами на глазах провожают своих мужчин на фронт. Вот только своей аудитории в 163 млн человек она не сообщила, что это кадры из украинского фильма 2017 года «Война химер».

В это же время на российские СМИ совершаются хакерские атаки, в некоторых соцсетях их маркируют спецметкой. А через YouTube, Facebook и контекстную рекламу Google призывают искать якобы погибших сыновей.

К слову, часто это активничают мошенники. На одном из сайтов под видом составления анкеты для уточнения сведений о возможном пленном у россиян вытягивают личные данные и деньги. Куда пойдут эти средства – догадаться несложно. 

В общем, фильтровать теперь нужно не только воду, но и информацию. В  эти дни как никогда актуальны принципы информационный гигиены. 

В свою очередь, в Госдуме одобрили введение уголовной ответственности за фейки о вооруженных силах РФ