В последний месяц в СМИ часто мелькает фраза «ажиотажный спрос». В первые дни санкций с полок сметали сахар, гречку, лекарства, женские прокладки и детские подгузники. Потом закрывать свои магазины начали европейские бренды одежды. Мы решили пройтись по крупным мурманским торговым центрам и проверить, реально ли там стало меньше одежды и обуви.
Похоже, больше всего закрытых торговых точек в «Мурманск Молле». Там сейчас практически вымерло одно крыло целого этажа. Модникам сюда путь заказан. По крайней мере, пока.
Свет приглушен, в коридоре одиноко прогуливается охранник. Но по старой памяти забредают покупатели, смотрят на закрытые двери и спешно ретируются.
Закрыты двери магазинов Stradivarius, Bershka, Pull & Bear. Однако товар как был, так и остался на своих местах. По факту, работа просто приостановлена.
Похоже, магазины не спешат уходить со своих насиженных мест. В самом «Мурманск Молле» комментировать ситуацию по телефону отказываются, отправляя писать официальные запросы.
Но, зная политику торговых центров, скорее всего, арендную плату магазины продолжают платить, иначе их бы оперативно попросили освободить торговые площади.
На месте и магазин шведско-американской сети H&M. Хотя объявление на закрытой двери гласит, что продажи в России временно приостановлены.
Продолжают работу и магазины финской сети «Стокманн». Кстати, в «Мурманск Молле» их магазин открылся недавно. И там нам рассказали, что закрываться не планируют.
Правда, в этом магазине, как и во многих других, идёт переоценка товара. Так что окончательную стоимость покупки лучше узнавать на кассе.
Приобрести итальянское нижнее бельё по-прежнему можно в зарубежных Tezenis, Calzedonia и Intimissimi.
А вот Reebok и Adidas свои магазины пока закрыли. И спорт, и спортивная одежда всё-таки оказались внутри политики.
Собственно, не открывается с 11 марта и мурманский магазин финского бренда «Luhta». Говорят, закрыты до мая. Но это не точно.
В соцсетях компании продолжают рассказывать о товарных новинках. Правда, о приостановке деятельности российским покупателям там решили не рассказывать.
Что стало с сотрудниками магазинов, пока тоже неясно. Говорят, их отправили в отпуска с сохранением зарплаты.
Но, как известно, в сфере торговли основные заработки связаны именно с количеством продаж. А потому, скорее всего, зарплата у работников в простое стала ниже.
Получить оперативный комментарий в трудовой инспекции не удалось. Но ранее там заявляли, что мониторят ситуацию. Правда, в чём заключается «мониторинг», объяснять не стали.
К слову, всегда открыты двери российских магазинов с иностранными названиями. Как-то так повелось, что россияне почему-то считают импортные товары более качественными. А потому на рынке много отечественных компаний с «западными» названиями.
Так, женская и мужская одежда от «Gloria Jeans» на самом деле российская.
Бренды Zarina, Befree, Love Republic и Sela также входят отечественную компанию «Melon fashion group» и продолжают работать.
Никуда не собирается и турецкая торговая марка повседневной одежды Colins.
Собственно, понять известные зарубежные бренды можно. Российский рынок для них – что золотая жила.
Кроме того, закрыть магазины за один день попросту невозможно. Это сложная юридическая процедура. Нужно уволить людей, куда-то деть товарные остатки, закрыть юрлица, отчитаться перед налоговой. В общем, одни убытки: и финансовые, и репутационные.
Тем более ушедшим с нашего рынка будет непросто вернуться, считает директор ЭАЦ «Северо-Запад», политолог Екатерина Колесникова.
По её мнению, иностранные бренды будут искать лазейки для возврата на российский рынок, но вряд ли им здесь будут рады.
«Российские парламентарии тоже как из рога изобилия сыплют ответными санкциями в адрес инокомпаний. Легко им не будет. И в итоге, может, не в этом году, но социальный взрыв на рынках Европы, США неизбежен», - считает политолог.
Но отвлечемся от одежды. Помнится, ажиотажным спросом в первые дни санкций пользовались подгузники. Заходим в «Детский мир» в том же «Мурманск Молле».
Подгузников полно, полки ломятся от товаров разных марок. Есть и теперь уже недружественные нам американские памперсы, и японские подгузники.
Нет проблем и с детской косметикой. А вот с игрушками, видимо, перебои. Магазин российской сети «Toy.ru» закрыт. Неизвестно, связано ли это с санкциями или нет.
В объявлении на двери уже наевшая оскомину фраза «Магазин закрыт по техническим причинам». На горячей линии сети ситуацию не прояснили, предложив сделать заказ в онлайн-магазине.
А вот на фудкорте - изменения. У закусочной McDonald,s непривычно пусто.
А вот его главнейший конкурент «Burger King» снимает сливки. Очереди теперь у них.
В торговом центре «Волна», кажется, ничего не изменилось. Всё те же золото, электроника, сувениры и одежда.
А мурманский магазин польской сети «Sinsay» и вовсе занимает пол-этажа. Удивительно, учитывая, сколько антироссийской пропаганды льётся со стороны Польши. Но бизнес есть бизнес.
В общем, даже беглый осмотр показал, что товаров на полках навалом. А вот магазины заграничных сетей продолжают простаивать, теряя деньги и репутацию.
В Кировске прошли торжественные мероприятия в честь 95-летнего юбилея комбината «Апатит». Сейчас это Кировский филиал АО «Апатит» (Группа «ФосАгро»). К этой дате предприятие подошло с новыми рекордами, наградами и идеями. Какими достижениями в свой юбилей гордится «Апатит» и какие сюрпризы приготовила компания...подробнее
Одно их крупнейших предприятий Мурманской области – горно-обогатительный комбинат «Апатит» – отмечает свое 95-летие. Основанный вблизи крупнейших месторождении апатит-нефелиновых руд Хибинского массива, из небольшого треста он вырос до ведущего профильного предприятия федерального и даже мирового уровня. От рудников – до городов Только...подробнее
Российские предприятия вынуждены непрерывно искать новые бизнес-модели, подстраиваясь под изменения и справляясь с вызовами для отечественной экономики. Важно в этом отношении формирование устойчивого производственного потенциала с акцентом на сотрудников компании. Этому была посвящена неделя инноваций и производительности IN’HUB, которая проходила в Мурманске....подробнее
Компания «ФосАгро» возглавила обновлённый рэнкинг компаний с лучшими корпоративными практиками в области ESG, составленный независимым агентством RAEX. Российский агрохимический гигант стал лучшим из 80 его участников, а также абсолютным лидером по социальному фактору. Рэнкинг формируется с 2018 года на основе всестороннего анализа качества управления ESG-рисками и...подробнее
На непосвящённых расшифровка аббревиатуры АО «НИУИФ» – Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам – может навевать тоску и скуку. Казалось бы, ну что интересного может быть в этой сфере? Те, кто хоть немного в теме, относятся к научному заведению имени профессора Я. В. Самойлова с неподдельным уважением и восхищением. Это...подробнее
В Апатитах и Кировске успешно реализуется полный цикл подготовки специалистов для горной промышленности. Путь в инженерные профессии начинается со школьной скамьи, а после обучения в вузе выпускников ждет трудоустройство в компанию «ФосАгро». За последние 10 лет в выстраивание собственной образовательной модели «Школа – колледж/вуз –...подробнее
«На Севере - жить!» — это слоган стратегического плана губернатора. Его характеризуют как широкий перечень направлений и мероприятий по развитию Мурманской области. Что это означает - с ходу не разобраться. СеверПост «разбирает на винтики» важный блок плана, посвящённый поддержке предпринимателей. Залог качества жизни Малый и средний бизнес -...подробнее
Государство принимает различные меры к изъятию из оборота некачественных и фальсифицированных товаров. С 2017 года появились правила, обязывающие производителей и продавцов маркировать некоторые категории товаров и продукции. В 2024 году это станет обязательным и для мурманских производителей рыбных консервов. СеверПост выясняет основные проблемы для рыбообработчиков Мурмана и...подробнее
«Национальные проекты Поморья» - компания-интегратор по оснащению муниципальных организаций в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения. Команда профессионалов подберет оборудование под потребности заказчика, окажет консультационную и юридическую помощь на каждом этапе проекта - от разработки проектно-сметной документации до сдачи объекта в...подробнее
Впервые в Мурманске прошла необычная бизнес-конференция - Альфа Конфа. Более 1200 предпринимателей Заполярья взглянули под новым углом на процессы, которые должны привести их к коммерческому и личному успеху. Как творческий подход даёт новый импульс для развития? Почему внутренняя гармония – залог прогресса, а ошибки помогают взлететь? И чем бизнес подобен...подробнее
«На Севере - жить!» - это слоган стратегического плана губернатора. План характеризуют как широкий перечень направлений и мероприятий по развитию Мурманской области. Что это означает - с ходу не разобраться. СеверПост «разбирает на винтики» план «Социальный контракт». Открыть собственный бизнес иногда бывает не просто. Малому и среднему...подробнее
Как создать более 10 миллиардов кВт электроэнергии и не оставить углеродных следов? Сколько стоит построить АЭС? Кто будет строить станцию и где найти атомщиков? Кому нужна заполярная электроэнергия и сколько? Обо всем этом рассказал директор Кольской АЭС Василий Омельчук на пресс-конференции, посвященной итогам полугодия на предприятии. Мы можем больше В плане на 2024 год...подробнее
Группа «Акрон», российский вертикально интегрированный производитель минеральных удобрений, в 2023 году инвестировала 3,1 млрд рублей в мероприятия в области устойчивого развития. Затраты на экологические программы, мероприятия по охране труда и промышленной безопасности, социальные и благотворительные программы, а также программы социально-экономического развития...подробнее
О ее механике и результатах работы участникам панельной сессии «Квалификация будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений» рассказал первый заместитель генерального директора компании «ФосАгро» Сиродж Лоиков. Открывая работу площадки, ее модератор президент РСПП Александр Шохин рассказал, что...подробнее
Компания «ФосАгро» нарастит инвестиции в укрепление рудно-сырьевой базы Кировского филиала АО «Апатит» до 160 млрд рублей в перспективе до 2033 года. Предприятие является одним из ключевых партнеров правительства Мурманской области в реализации социальных проектов. В ходе Петербургского международного экономического форума генеральный директор ФосАгро...подробнее