Бизнес

2022-03-23, 16:58
Фото: СеверПост

Ушёл, но обещал вернуться

В последний месяц в СМИ часто мелькает фраза «ажиотажный спрос». В первые дни санкций с полок сметали сахар, гречку, лекарства, женские прокладки и детские подгузники. Потом закрывать свои магазины начали европейские бренды одежды. Мы решили пройтись по крупным мурманским торговым центрам и проверить, реально ли там стало меньше одежды и обуви.

 

Похоже, больше всего закрытых торговых точек в «Мурманск Молле». Там сейчас практически вымерло одно крыло целого этажа. Модникам сюда путь заказан. По крайней мере, пока.



Свет приглушен, в коридоре одиноко прогуливается охранник. Но по старой памяти забредают покупатели, смотрят на закрытые двери и спешно ретируются.

Закрыты двери магазинов Stradivarius, Bershka, Pull & Bear. Однако товар как был, так и остался на своих местах. По факту, работа просто приостановлена.

Похоже, магазины не спешат уходить со своих насиженных мест. В самом «Мурманск Молле» комментировать ситуацию по телефону отказываются, отправляя писать официальные запросы.

Но, зная политику торговых центров, скорее всего, арендную плату магазины продолжают платить, иначе их бы оперативно попросили освободить торговые площади.

На месте и магазин шведско-американской сети H&M. Хотя объявление на закрытой двери гласит, что продажи в России временно приостановлены.

Продолжают работу и магазины финской сети «Стокманн». Кстати, в «Мурманск Молле» их магазин открылся недавно. И там нам рассказали, что закрываться не планируют.

Правда, в этом магазине, как и во многих других, идёт переоценка товара. Так что окончательную стоимость покупки лучше узнавать на кассе.  

Приобрести итальянское нижнее бельё по-прежнему можно в зарубежных Tezenis, Calzedonia и Intimissimi.

А вот Reebok и Adidas свои магазины пока закрыли. И спорт, и спортивная одежда всё-таки оказались внутри политики. 

Собственно, не открывается с 11 марта и мурманский магазин финского бренда «Luhta». Говорят, закрыты до мая. Но это не точно.

В соцсетях компании продолжают рассказывать о товарных новинках. Правда, о приостановке деятельности российским покупателям там решили не рассказывать.

Что стало с сотрудниками магазинов, пока тоже неясно. Говорят, их отправили в отпуска с сохранением зарплаты.

Но, как известно, в сфере торговли основные заработки связаны именно с количеством продаж. А потому, скорее всего, зарплата  у работников в простое стала ниже.

Получить оперативный комментарий в трудовой инспекции не удалось. Но ранее там заявляли, что мониторят ситуацию. Правда, в чём заключается «мониторинг», объяснять не стали. 

К слову, всегда открыты двери российских магазинов с иностранными названиями. Как-то так повелось, что россияне почему-то считают импортные товары более качественными. А потому на рынке много отечественных компаний с «западными» названиями.

Так, женская и мужская одежда от «Gloria Jeans»  на самом деле российская.

Бренды Zarina, Befree, Love Republic и Sela также входят отечественную компанию «Melon fashion group» и продолжают работать.

Никуда не собирается и турецкая торговая марка повседневной одежды Colins.  

Собственно, понять известные зарубежные бренды можно. Российский рынок для них – что золотая жила.

Кроме того, закрыть магазины за один день попросту невозможно. Это сложная юридическая процедура. Нужно уволить людей, куда-то деть товарные остатки, закрыть юрлица, отчитаться перед налоговой. В общем, одни убытки: и финансовые, и репутационные.

Тем более ушедшим с нашего рынка будет непросто вернуться, считает директор ЭАЦ «Северо-Запад», политолог Екатерина Колесникова. 

По её мнению, иностранные бренды будут искать лазейки для возврата на российский рынок, но вряд ли им здесь будут рады.

«Российские парламентарии тоже как из рога изобилия сыплют ответными санкциями в адрес инокомпаний. Легко им не будет. И в итоге, может, не в этом году, но социальный взрыв на рынках Европы, США неизбежен», - считает политолог. 

Но отвлечемся от одежды.  Помнится, ажиотажным спросом в первые дни санкций пользовались подгузники. Заходим в «Детский мир» в том же «Мурманск Молле».



Подгузников полно, полки ломятся от товаров разных марок. Есть и теперь уже недружественные нам американские памперсы, и японские подгузники.

Нет проблем и с детской косметикой. А вот с игрушками, видимо, перебои. Магазин российской сети «Toy.ru» закрыт. Неизвестно, связано ли это с санкциями или нет.



В объявлении на двери  уже наевшая оскомину фраза «Магазин закрыт по техническим причинам». На горячей линии сети ситуацию не прояснили, предложив сделать заказ в онлайн-магазине.

А вот на фудкорте - изменения. У закусочной McDonald,s непривычно пусто.



А вот его главнейший конкурент «Burger King» снимает сливки. Очереди теперь у них.

В торговом центре «Волна», кажется, ничего не изменилось. Всё те же золото, электроника, сувениры и одежда.

А мурманский магазин польской сети «Sinsay» и вовсе занимает пол-этажа. Удивительно, учитывая, сколько антироссийской пропаганды льётся со стороны Польши. Но бизнес есть бизнес. 

В общем, даже беглый осмотр показал, что товаров на полках навалом. А вот магазины заграничных сетей продолжают простаивать, теряя деньги и репутацию.