Общество

2022-03-30, 12:01
Фото: moskvichmag.ru

Оборона в своей голове

От Мурманска до Киева несколько тысяч километров. Но события в мире отражаются и на каждом северянине. Ажиотажный спрос на сахар и гречку, мошенники, спекулирующие на теме спецоперации, проблемы с родственниками. Как справиться с собственными эмоциями? Как на это все реагировать? СеверПост поговорил со знатоками человеческих душ.

Когда сахар – лучшее оружие

Психологи и психотерапевты сейчас загружены работой, как никогда. Абсолютно все эксперты отметили, что число их клиентов за последние два года выросло, а сейчас и вовсе резко подскочило.

О том, что мирное население не может оставаться спокойным, убедительно показали и прилавки в магазинах. Резко опустели полки с сахаром, а кое-где магазины ввели ограничение на число пачек, проданных в одни руки.

Психологи считают такое поведение нормальной защитной реакцией организма на стресс. Причём, она особенно свойственна людям старшего поколения – сказываются последствия опыта тотального дефицита, который был в последние советские годы.


Фото: rupres.su

«Если людям так спокойнее - пусть купят всё то, что для них ассоциируется со спокойствием. Это ведь так немного. Если это помогает справляться с ситуацией хоть кому-нибудь — это работающий способ, - говорит частнопрактикующий психолог из Мурманска Наталья Гайнутдинова. - В стрессе вообще мало осознанного поведения».

Эксперты считают неоправданными обвинения запасливых покупателей в глупости. Реакцию «купить что-либо, чтобы успокоиться» специалисты называют компульсивным поведением. Так люди часто «регулируют свою тревогу». Только сейчас это случилось достаточно массово.

«В обществе есть вызов безопасности огромной силы. Поэтому и ответ на этот вызов такой значимый. По мере снижения стресса все придёт в рамки привычного поведения», - уверена психолог.

Она предупреждает, что после покупок беспокойство всё равно вернется. А это значит, что так или иначе придется учиться справляться со стрессом другими способами.

Враг близко

Настоящую опасность представляют злоумышленники, действующие на фоне событий в мире. Их жертвой можно стать даже сидя дома.

Если раньше от мошенников можно было услышать о «безопасном банковском счёте», то теперь спекулируют на теме спецоперации. Основной посыл здесь - случилась беда с родственником. Мол, в плен попал ваш сын, брат, внук, и нужен выкуп или оплата экспертизы.

Почему есть те, кто в это верит? Увы, эмоции могут сбить с толку. У неуверенного и напуганного человека, когда у него мало достоверной информации, может возникнуть, выражаясь языком профессионалов, «неадаптивное избыточное доверие».

В сложных, смятенных чувствах человек испытывает потребность опереться на кого-то более сильного, более знающего, более компетентного. На того, кто знает, как и что.


Фото: ocregister.com

«Эта потребность может быть очень неосознанной и сработать мгновенно. То есть моментально наделить постороннего человека, уверенно и громко что-то говорящего, чертами этого родителя», - пояснил психолог.

Этим и пользуются мошенники. И раньше, и сейчас.

«Как противостоять вовлечению в псевдодоверительные отношения? Как ни странно, это осознание того, что сейчас происходит ситуация неопределённости и высокой уязвимости. Достоверной любую информацию трудно назвать. Всё нуждается в критическом взгляде и здравом осмыслении происходящего. «Я знаю, что я не знаю». И доверять себе. Своим глазам», - объяснила Наталья Гайнутдинова.

Она ответила на вопрос, как уберечь возрастных близких от провокаций.

«Да просто быть для них хорошим взрослым. Трезвомыслящим. Внушающим доверие и доброжелательным. Поддерживающим, а не ругающим. Чтобы импульс поделиться происходящим у пожилого родственника был именно к вам. Больше говорить. Быть вместе», - советует эксперт.

Но есть и другая опасность. Фейки. И дезинформаторы «работают» не покладая рук. Далеко ходить за примером не надо.

Во вторник распространили сообщение, что в боях под Харьковом убит северянин Денис Курило - полковник, командир отдельной мотострелковой бригады военной части в Печенге.

Наверно, немало этому сообщению удивился сам Денис Курило, поскольку с ним удалось связаться и поговорить после появления фейка.


«Там работают очень «хорошие» пропагандисты, очень хорошие психологи. И они используют различные техники. Да, сейчас много говорится и про НЛП (нейролингвистическое программирование – ред.), - сказала практический психолог, гипнотерапевт Инна Воронова. - Не хочу обидеть свою любимую науку, потому что она также и созидательная, и разрушительная. Вы понимаете, что можно ножом колбасу порезать, а можно человека зарезать».

Она убеждена, что фейки придумывают люди с опытом работы в психологии, они умеют задеть чувства мирных граждан.

Ты мне больше не дочь

Ещё одна серьёзная опасность, которую многие недооценивают, – закончившиеся отношения. И речь тут даже не о дружбе или сотрудничестве между гражданами разных стран, а в прямом смысле о семьях.

Психотерапевтам приходится разбирать случаи, когда родной дом для клиента – больше не крепость, и со сторонником противоположных политических взглядов пришлось оказаться под одной крышей. Причём на боль в душе от разрыва с родными поступают жалобы с обеих сторон.

Пример привела психоаналитик Светлана Шумакова. Она рассказала про уроженку Запорожья, много лет прожившую в Мурманске. В конце прошлого года женщина уехала на Украину ухаживать за умирающим отцом.

В январе, после его кончины, она осталась поддержать мать и сестру, а билеты на Север взяла на 27 февраля. Уехать не успела.

«Она пишет: «Такого ужаса не видела. Мир перевернулся. Я стала врагом. Родные сестра и мать унижают, обзывают. Я оказалась виновата во всех бедах». Вот это бесчеловечно, вот это очень страшно, - говорит Светлана Шумакова. - Человечные связи… Очень важно оставаться человеком. Бояться нужно не голода, не того, что будет потом, а того, что происходит сейчас. Очень жестко рвутся корни», - рассказала Светлана Шумакова.


Фото: fb.ru

Она также отметила момент, который многие упускают. Сейчас родителям нужно больше времени проводить с детьми. Ведь они сейчас, как и поколение нынешних взрослых когда-то в девяностые, взрослеют, пока родители погружены в мировые новости.

Но как быть, когда близкий оказался «по ту сторону баррикад»?

«Когда стрессовая ситуация – не надо никому ничего доказывать. Вас не поймут, пока острая ситуация не пройдет, - говорит Инна Воронова. - Не надо обижаться на близких. Негатив чаще всего идет от страха. Нужно сказать человеку: «Да, по этому конкретному вопросу расходимся в мнении, но ты по-прежнему дорогой для меня человек». Если не получается – просто отходим в сторону, не сжигаем мосты».

«Людям, особенно с повышенной эмоциональной вовлеченностью, очень сложно. Если есть такие «оппоненты» - нужно оставить общение только с ними. Не вступать ни в коем случае в полемику, переписку в соцсетях. Иначе получается, что конфликт не разрешаем, только усугубляем, поступаем вредно для самих себя», - объяснила психолог, кандидат психологических наук Ольга Тузова.

«Свое бессилие переварить трудно»

Ещё одно новшество нынешнего времени. Российские граждане и русскоговорящие за границей теперь регулярно сталкиваются с дискриминацией, давлением. Например, в гостинице в Норвегии появилась надпись: «Русским здесь не рады». Или ещё один пример — прокололи колёса машины с российскими номерами.

Специалисты объясняют это так же – страхом перемен. Ужас перед неизвестностью трансформируется в злость.

Практический психолог, гештальт-терапевт Анастасия Думитрашко отметила, что в информационной войне многие против россиян. Объём негатива, который люди потребляют не в нашей стране, огромен.

При этом этот негатив на Западе создают и распространяют умышленно.

«Свое бессилие переварить трудно, поэтому будем через гнев (справляться – ред.). «Хоть какого русского, да обидим». И тогда таким людям кажется, что им полегчало», - пояснила Думитрашко.

«Это не останется навсегда! Это мое личное мнение: я считаю как психолог, что не останется однозначно. Человек — это биосоциальное животное. Мы живем в социуме, не оторванные друг от друга. У нас есть связи экономические, политические, дружественные все равно. Конфликт пройдёт все равно. Любой конфликт проходит. Опыт, история это показывает», - убеждена гипнотерапевт Инна Воронова.