Пандемия коронавируса и санкции — два удара по экономике всего мира. В Мурманске рыбной отрасли всегда не хватало стабильности. Что новые катаклизмы принесли нового? Хватает ли ему рыбы? Почему мурманские траулеры до сих пор бункеруются в Норвегии? На эти и другие вопросы отвечает исполнительный директор Мурманского морского рыбного порта Даниил Полещук.
Диверсификация и аналоги
- Экономическая ситуация в мире весьма неоднозначная, она затрагивает всех без исключения. Насколько это утверждение справедливо для рыбного порта в Мурманске?
– Несмотря на эту политическую обстановку, санкции, рыбный порт продолжает работать. Своих сложностей хватает, но для нас они не настолько критичны. В настоящий момент заканчивается мойвенная путина, грузооборот по рыбному направлению в марте составил более 20 тысяч тонн.
- Сначала пандемия, теперь – санкции. Успели приспособиться к быстро изменяющимся условиям?
- Пандемия действительно затронула и Мурманский морской рыбный порт. Но, к счастью, у нас количество одновременно заболевших сотрудников от общей численности персонала даже в пики составляло, наверное, около 1%.
Санкции затронули все сферы экономики и бизнеса в целом. Что касается рыбного порта, то это в первую очередь санкции на поставку запасных частей и невозможность исполнения контракта по поставке рыбных кранов и его перенос. Комплектующие все импортные, смотрим возможность диверсификации техники и замены комплектующих на российские аналоги.
Но с этим сложно, в России конкурентное оборудование подобного типа просто не производят.
В отрасли же есть тенденция на замедление программы «Квота под киль». Это замедление строительства судов рыбопромыслового флота, модернизации судов. Наши предприятия не могут быстро переориентироваться в условиях санкций и изменить логистику поставок.
Всё это сказывается и на нас.
- Сейчас государство проводит целый ряд мер для поддержки бизнеса и стратегических отраслей экономики страны. Порт в программу попал?
- Поддержка рыбному порту оказывается, как и всем сферам экономики в виде предоставления льготных условий кредитования, ограничения контрольно-надзорных мероприятий. Мы уже получили уведомления от ряда контролирующих органов, что до конца 2022 года запланированные проверки проводиться не будут.
Конкуренция и геополитика
- Санкции-санкциями, но российским рыболовецким судам всё же не запретили заходить в иностранные порты. Для региона, конечно, наиболее актуальны порты в Норвегии. Почему так происходит, с вашей точки зрения?
- Норвежские власти, с одной стороны, присоединяются к санкциям в отношении России, но с другой стороны, продолжают обслуживание российского рыбодобывающего флота по стопроцентной предоплате.
Нашу рыбопродукцию норвежцы продолжают покупать, потреблять и реализовывать дальше. Только бизнес, ничего личного.
Что это значит для нас? Это негативно сказывается на судовладельцах и российских рыбаках. В настоящий момент им достаточно сложно оплачивать услуги в Норвегии из-за введенных санкций.
На положении рыбного порта Мурманска эта история никак не сказывается. Рыбаки как выгружаются в Норвегии, так и приходят в рыбный порт Мурманска. Разделение клиентов давно произошло.
Не случайно к нам, например, рыбаки в большей степени возвращают улов не самостоятельно, а на транспортных судах.
- И всё же, почему суда предпочитают не возвращаться из Норвегии? Топливо там сейчас, по последним данным, почти в 3 раза дороже, чем в Мурманске.
- На последнем заседании рыбохозяйственного совета крупным рыбодобывающим холдингом «Норебо» и крупной компанией «СЗРК» были озвучены цифры по стоимости топлива - порядка 1400 долларов за тонну, что уже бьет по карману рыбодобывающих компаний.
В Мурманске — около 500 долларов за тонну. Это если говорить о точных цифрах.
Но сегодня рыбакам по логистике быстрее выгрузиться в порту Норвегии и забункероваться там, нежели терять рыбопромысловые сутки на переход в Мурманск.
- Вот это конкурентное поражение вообще возможно отыграть?
-Это всё-таки, наверное, геополитика. Я думаю, что это конкурентноспособный плюс, который играет именно нам на руку: российскому берегу и рыбному порту Мурманска. Другой вопрос, что государство должно бы здесь устанавливать правила игры, регулируя рынок, корректируя существующую ситуацию для поддержания национальных интересов. Пока это не так заметно. Подождем — увидим, что будет дальше.
Рыбаков ждут дома
- Тогда тема ответных санкций. Как относитесь к идее принудительного возврата незаходных судов в российские порты?
- Количество незаходных судов сейчас большое. Но программа «Квота под киль» работает, и крупными холдингами построены современные и мощные суда с высокой производительностью под российскими флагами.
Механизм возврата незаходных судов в российские порты существует – авансовая «растаможка». Не всю сумму сразу надо заплатить, а частями. Механизм действует. Часть мурманских компаний этим уже воспользовалась.
Есть другая особенность: не управляя причальными стенками, мы не понимаем, как будет развиваться история с постановкой и обслуживанием - швартовые операции, стоянка в порту, снабжение продуктами.
Причальные гидротехнические сооружения стареют и требуют капитального ремонта в порту. Мы на эту ситуацию не влияем, но решать её нужно.
- Ещё об ответных санкциях. Если на уровне правительства будет принято решение о возврате на Родину судов с российской квотой, к каким последствиям это приведет?
- В Мурманском рыбном порту это приведет к росту грузооборота. Для Норвегии это будет тяжёлым контрударом, потому что последний десяток лет вся инфраструктура там была заточены на российский флот. Порт Киркенеса вообще фактически был построен благодаря рыбодобывающему флоту Российской Федерации.
- Вы готовы к такому объему грузов? К обслуживанию такого количества судов?
- Готовы, почему нет. Для нас это желаемая мера. Мы с радостью примем всех наших рыбаков, которые будут возвращаться в родной порт.
Мурманский рыбный порт был, есть и будет конкурентоспособен, потому что он не замерзает. В свое время он обрабатывал порядка 500 тысяч тонн рыбопродукции. И к этому показателю с имеющимися возможностями нашими по большой и малой механизации мы готовы.
Я очень рассчитываю, что логистические потоки сменят свое направление. Это даст шанс и толчок для развития рыбного порта Мурманска из-за увеличения грузооборота.
Профиль не меняют
- Современные условия диктуют новые требования. Многие морские порты осваивают совершенно новые направления деятельности. Останется ли рыбный профиль главным в работе предприятия?
- От этого мы не уходим. Рыба и связанные с ней грузы занимают порядка 85% нашего грузооборота. Конечно, в условиях нынешней экономики мы ищем возможности для диверсификации производства. Нерыбных грузов от общего объема около 15%. Это сыпучие грузы и металлоконструкции для шельфовых проектов и сопутствующие грузы – картон, тара, жесть, металл. Но на сегодняшний момент о смене профиля работы даже говорить не стоит.
- Раз уж мы заговорили о новом, то что же интересного появилось в порту для ускорения процесса перевалки рыбы с заходящих судов на Кольский берег? Что планируете приобрести?
- Мы подписали контракт на поставку трех новых рыбных кранов и одного мобильного крана. Санкции сроки введения в эксплуатацию скорректировали, но поставщик от выполнения договора не отказывается.
Готовность мобильного крана – 90%, рыбных кранов – порядка 30%. Наш поставщик ищет возможность привезти их из так называемых недружественных стран и реализовать этот проект.
Планируем приобретение техники китайского производителя. Участвуем в программе производительности труда. Ищем минусы в работе для того, чтобы быстрее и качественнее обслуживать рыбодобывающий флот.
- Хватает ли специалистов? Что у них с зарплатой?
- Настроение в коллективе хорошее, труд в порту нелегкий, но достаточно хорошо оплачиваемый. В декабре 2021 года провели индексацию от 9 до 10 процентов всему персоналу. После повышения МРОТ снова проиндексируем зарплату.
При этом уровень зарплаты основного звена докеров-механизаторов был проиндексирован за счёт увеличения сдельных расценок на выгрузку пелагических пород рыбы, таких как мойва. Думаю, что докеры рыбного порта останутся довольны и заработают денег.
Потенциал Севморпути
- Не так давно «Норебо» заявило о планах по развитию второй причальной зоны в Кольском заливе. Нужен ли второй рыбный порт в Мурманске?
- Если смотреть по грузообороту рыбного порта за последние 5-6 лет, то он где-то на одном уровне колеблется в пределах от 190 до 240 тысяч тонн рыбы в год. В эти цифры входят все рыбодобывающие компании, включая холдинг «Норебо». На мой взгляд, строительство ещё одного терминала не целесообразно, потому как объема поступающей рыбопродукции сейчас не хватает для загруженности текущих мощностей.
Мы на разных площадках говорили, что мы готовы переваливать полмиллиона тысяч тонн рыбопродукции в год. На сегодняшний момент этого за глаза хватит всем.
- А как вы относитесь к идее транспортировки рыбы с Дальнего Востока по Севморпути?
- У нас есть успешный опыт, когда коллеги из компании «Доброфлот» с Дальнего Востока приходили к нам с рыбой без ледокольной проводки. Было выгружено два транспортных рефрижератора объемом 6,5 тысяч тонн рыбопродукции.
Но если правильно понимаю, то идея транспортировки рыбы с Дальнего Востока по Севморпути предполагает совершенно другие объёмы.
Но даже так нас цифры не пугают, холодильные мощности свободные есть.
А для того, чтобы сам проект рыбы с Дальнего Востока стал успешным надо искать логистические цепочки загрузки обратного направления.
Сегодняшние санкции только ускоряют проработку возможностей доставки рыбопродукции по этому маршруту.
Обратно по Севморпути могут пойти, например, продукты, строительные материалы и другие генеральные грузы.
- Каким порт по вашим ожиданиям будет в будущем?
- Порт будет развиваться и жить. Как 7 лет назад, так и последние годы мы видим переориентирование логистических потоков. Держим руку на пульсе и готовы меняться, развиваться.
В Кировске прошли торжественные мероприятия в честь 95-летнего юбилея комбината «Апатит». Сейчас это Кировский филиал АО «Апатит» (Группа «ФосАгро»). К этой дате предприятие подошло с новыми рекордами, наградами и идеями. Какими достижениями в свой юбилей гордится «Апатит» и какие сюрпризы приготовила компания...подробнее
Одно их крупнейших предприятий Мурманской области – горно-обогатительный комбинат «Апатит» – отмечает свое 95-летие. Основанный вблизи крупнейших месторождении апатит-нефелиновых руд Хибинского массива, из небольшого треста он вырос до ведущего профильного предприятия федерального и даже мирового уровня. От рудников – до городов Только...подробнее
Российские предприятия вынуждены непрерывно искать новые бизнес-модели, подстраиваясь под изменения и справляясь с вызовами для отечественной экономики. Важно в этом отношении формирование устойчивого производственного потенциала с акцентом на сотрудников компании. Этому была посвящена неделя инноваций и производительности IN’HUB, которая проходила в Мурманске....подробнее
Компания «ФосАгро» возглавила обновлённый рэнкинг компаний с лучшими корпоративными практиками в области ESG, составленный независимым агентством RAEX. Российский агрохимический гигант стал лучшим из 80 его участников, а также абсолютным лидером по социальному фактору. Рэнкинг формируется с 2018 года на основе всестороннего анализа качества управления ESG-рисками и...подробнее
На непосвящённых расшифровка аббревиатуры АО «НИУИФ» – Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам – может навевать тоску и скуку. Казалось бы, ну что интересного может быть в этой сфере? Те, кто хоть немного в теме, относятся к научному заведению имени профессора Я. В. Самойлова с неподдельным уважением и восхищением. Это...подробнее
В Апатитах и Кировске успешно реализуется полный цикл подготовки специалистов для горной промышленности. Путь в инженерные профессии начинается со школьной скамьи, а после обучения в вузе выпускников ждет трудоустройство в компанию «ФосАгро». За последние 10 лет в выстраивание собственной образовательной модели «Школа – колледж/вуз –...подробнее
«На Севере - жить!» — это слоган стратегического плана губернатора. Его характеризуют как широкий перечень направлений и мероприятий по развитию Мурманской области. Что это означает - с ходу не разобраться. СеверПост «разбирает на винтики» важный блок плана, посвящённый поддержке предпринимателей. Залог качества жизни Малый и средний бизнес -...подробнее
Государство принимает различные меры к изъятию из оборота некачественных и фальсифицированных товаров. С 2017 года появились правила, обязывающие производителей и продавцов маркировать некоторые категории товаров и продукции. В 2024 году это станет обязательным и для мурманских производителей рыбных консервов. СеверПост выясняет основные проблемы для рыбообработчиков Мурмана и...подробнее
«Национальные проекты Поморья» - компания-интегратор по оснащению муниципальных организаций в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения. Команда профессионалов подберет оборудование под потребности заказчика, окажет консультационную и юридическую помощь на каждом этапе проекта - от разработки проектно-сметной документации до сдачи объекта в...подробнее
Впервые в Мурманске прошла необычная бизнес-конференция - Альфа Конфа. Более 1200 предпринимателей Заполярья взглянули под новым углом на процессы, которые должны привести их к коммерческому и личному успеху. Как творческий подход даёт новый импульс для развития? Почему внутренняя гармония – залог прогресса, а ошибки помогают взлететь? И чем бизнес подобен...подробнее
«На Севере - жить!» - это слоган стратегического плана губернатора. План характеризуют как широкий перечень направлений и мероприятий по развитию Мурманской области. Что это означает - с ходу не разобраться. СеверПост «разбирает на винтики» план «Социальный контракт». Открыть собственный бизнес иногда бывает не просто. Малому и среднему...подробнее
Как создать более 10 миллиардов кВт электроэнергии и не оставить углеродных следов? Сколько стоит построить АЭС? Кто будет строить станцию и где найти атомщиков? Кому нужна заполярная электроэнергия и сколько? Обо всем этом рассказал директор Кольской АЭС Василий Омельчук на пресс-конференции, посвященной итогам полугодия на предприятии. Мы можем больше В плане на 2024 год...подробнее
Группа «Акрон», российский вертикально интегрированный производитель минеральных удобрений, в 2023 году инвестировала 3,1 млрд рублей в мероприятия в области устойчивого развития. Затраты на экологические программы, мероприятия по охране труда и промышленной безопасности, социальные и благотворительные программы, а также программы социально-экономического развития...подробнее
О ее механике и результатах работы участникам панельной сессии «Квалификация будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений» рассказал первый заместитель генерального директора компании «ФосАгро» Сиродж Лоиков. Открывая работу площадки, ее модератор президент РСПП Александр Шохин рассказал, что...подробнее
Компания «ФосАгро» нарастит инвестиции в укрепление рудно-сырьевой базы Кировского филиала АО «Апатит» до 160 млрд рублей в перспективе до 2033 года. Предприятие является одним из ключевых партнеров правительства Мурманской области в реализации социальных проектов. В ходе Петербургского международного экономического форума генеральный директор ФосАгро...подробнее