Война в Заполярье началась 29 июня 1941 года. По плану «Голубой песец» Мурманск планировалось захватить за три дня. Ведь до города было всего-то сто километров. Немецкие планировщики посчитали, что на захват больше времени и не понадобится. Но, казалось бы, прекрасно просчитанный план провалился, войска застряли в тундрах, их нужно было как-то снабжать. Но как доставить грузы по северному бездорожью?
Эх, дороги…
От Печенги к линии фронта вела всего одна дорога — «Russenstrasse». Узкая полоса, виляющая меж скал и озёр, не справлялась с тем потоком грузов, который требовалось доставить к линии фронта. Немцы немного расширили и улучшили, приспособили для передвижения военной техники, но всё равно для бесперебойного снабжения войск этого было недостаточно.
Расширять дорогу было дорого, строить новую — ещё дороже и дольше. И тогда генерал-майор Фердинанд Шёрнер, известный своим умением выдвигать нетривиальные идеи и с блеском претворять их и в жизнь, предложил построить к линии фронта канатную дорогу.
Карта дороги с сайта Kolamap
Воплотить идею в жизнь было не так и сложно, если учитывать, что ранее в Норвегии была построена канатная дорога для перевозки грузов. Правда, строителей перевели в другое место, но их же можно было вернуть.
Команда Seilbahn 601
Команда была создана, как армейский отряд 20 апреля 1940 года. С конца 1940 и до середины 1941-го года она работала в Норвегии, а потом отправилась на Украину, сначала в Днепропетровск, потом в Запорожье.
16 мая команда получила приказ отправиться на строительство дороги на Кольский полуостров, и уже 27 мая 1942 года Seilbahn 601 приступила к обмеру и строительству канатки Титовка – Парркина.
«Полевая канатная дорога длиной 28 км построена 601-й командой подвесной канатной дороги с сапёрами-железнодорожниками и солдатами-строителями летом 1942 года постройка заняла 11 недель», - написано на табличке, которая висела на узловой станции в районе Старой Титовки.
11 недель на всё
За 11 недель Seilbahn 601 построила подвесную дорогу длиной (согласно отчёту командира гауптмана Майра) 27,789 км. Материал для дороги был закуплен у фирмы «Bleichert» из Лейпцига, которая производила оборудование такого профиля.
Дорога представляла собой систему деревянных опор с верхними поддерживающими конструкциями, комплекта подвесных платформ 2 видов (металлический ковш или деревянная платформа) и приводных механизмов с дизельными двигателями.
Примерно через каждые три километра пути были устроены промежуточные станции. Первая, нулевая станция, находилась в Печенге (Петсамо).
Основная трасса была проложена к Титовке, там она расходилась на два ветки. Одна вела к перешейку у полуострова Средний, где у подножия горы в 800 метрах от ручья Пьяный была построена конечная станция. Вторая ветка была проложена к Западной Лице, где находилась линия фронта.
Промежуточная перегрузочная база Hildе, находилась в 41 км от Печенги, отсюда грузы шли на главную базу «Лица», а с этой базы к конечной станции Munitionbеrg, неподалёку от лагеря-базы снабжения Betty.
Фотография сделана в районе посёлка Спутник. На заднем плане виден спуск от озера Санта-ярви к Каккуринъ-ярви на пути от Титовки к Печенге (Петсамо).
Канатная дорога была проложена недалеко от грунтовой дороги, чтобы можно было следить за работой механизмов и быстро проводить необходимые ремонтные работы.
Для поддержания работы канатной дороги с 1 октября 1943 года был задействован 412-й строительно-сапёрный батальон, куда были прикомандированы 176 советских военнопленных. Батальон выполнял обслуживание линии в любую погоду.
Конец немецкой канатки
Дорога работала до октября 1944 года, времени начала наступления советских войск. Во время ожесточённых боёв дорога была частично разрушена, часть имущества растащили местные жители. Есть сведения о том, что часть дороги была демонтирована и перевезена в Мурманск. Администрация города хотела сделать из неё аттракцион.
Наши войска использовали остатки дороги для нужд наступления, а опоры приспособили под линии электропередачи.
Потому некоторые подробности строительства дороги, пленных красноармейцев, участвовавших в стройке и точки прокладывания канатки можно увидеть только на фотографиях, которые собрал на своём сайте Торе Эгган.
Некоторые детские сады Мурманской области ждёт реинкарнация. Дошкольные учреждения в регионе закрывают под лозунгом повышения бюджетной эффективности. На их месте откроют спортивные и образовательные центры, турбазу и офисы общественных организаций. Какая неожиданная вторая жизнь уготована дошкольным учреждениям, в материале СеверПост. В апатитских детсадах будут...подробнее
На берегу озера Имандра в Мончегорске прошёл водный фестиваль «Раскачай Имандру!». Он стал частью масштабной программы событий, посвященных 90-летнему юбилею «Норникеля». Корреспондент СеверПост попытался исполнить роль Фигаро: побывать везде и увидеть всё. Город мореплавателей в окружении гор Мончегорск находится в окружении не только гор, но и...подробнее
Новый день – новый «кормилец». Так живут «тарелочницы» - любительницы ходить по свиданиям, заказывать самые дорогие блюда, а после - бесследно исчезать. И да, в Мурманске они тоже обитают. Почему местные рестораны всегда им рады? В тонкостях бытия заполярных «тарелочниц» разбирался СеверПост. «Она смылась,...подробнее
В ближайшие годы Полярные Зори ждут по-настоящему крутые перемены. Вектор развития города будут определять строительство второй очереди Кольской атомной станции, продление сроков эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 и расширение открытого распределительного устройства Кольской АЭС, которое будет задействовано в важнейшем для Мурманской области проекте – газификации. На...подробнее
Что важно при озеленении заполярных городов? Почему не стоит сажать в нашем регионе туи и каштаны? Кому в Мурманской области расти хорошо, а кому не очень? На эти и другие вопросы СеверПост ответил директор Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н.А. Аврорина Евгений Боровичёв. Недавно многих северян удивил тот факт, что на Поморской набережной в Коле...подробнее
В Мурманске дали символический старт строительству жилого квартала GloraX Кольский. Его возведут на улице Морской, вблизи озера Варничное. Проект предусматривает благоустройство парка с различными функциональными зонами. Излюбленное место отдыха мурманчан не только сохранят, но и преобразят по современному стандарту. Масштабный инвестиционный проект будет...подробнее
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее
«Вас что, правда так зовут?» Эту фразу обладатели необычных имён слышат чуть ли не каждый день. Как в наше время живётся мужчине с именем Ананий? В каких случаях Клеопатра выбирает быть просто Машей и почему Констанция терпеть не может «Трёх мушкетёров»? Истории людей с оригинальными именами собирал СеверПост. Хорошо, что не Хилари Отцу мурманчанки...подробнее
Вглядитесь в эти фото. На снимках – один и тот же человек. Первый кадр – то, как 75-летняя мурманчанка Александра Фёдоровна выглядела в последние несколько лет жизни. Второй – спустя всего 10 дней пребывания в Мурманском доме-интернате инвалидов и престарелых. В госорганизации пожилая женщина получила инсульт, пневмонию, гнойные пролежни, сепсис и оказалась в...подробнее
Сотни заполярных поисковиков с приходом лета надевают полевую форму, берут металлоискатели, лопаты и отправляются на поиски тех, кто встретил свой последний час в наших стылых сопках, именуемых на картах высотами. Вроде бы, год за годом порядок действий один, но каждый поисковый сезон в Заполярье отличается от другого. Итогами поискового сезона 2024 год и планами на новый...подробнее
Областной суд 14 мая может поставить точку в скандальном уголовном деле о мошенничестве в Ковдоре. Процесс уже стал эталоном бодания прокуратуры и юристов защиты. Здесь есть всё: и облажавшееся обвинение в виде эксперта с поддельным дипломом, и гуглфото в качестве доказательства, и выполненные «сверх» контракта работы, и чиновник под следствием, и ущерб почти в 12...подробнее
В день 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Мурманске по традиции прошёл военный парад, а вслед за ним - шествие «Бессмертного полка». О том, как всё это было - репортаж СеверПост. Мурманчане занимали места за несколько часов до начала парада:Первыми к трибуне привозили ветеранов, которым помогали подниматься и рассаживаться...подробнее
Начальник грузового двора станции Мурманск Василий Фомич Гольцов пережил войну. Пережил самую страшную бомбёжку Мурманска 18 июня 1942 года, когда прямо в земле испеклась картошка, которую мурманчане сажали во дворах. Но умер он спустя всего пять лет после Победы. Ему тогда было всего 35 лет. И ни внуков, ни правнуков, ни праправнуков он, конечно, не застал. Но вот они, его...подробнее