Общество

2022-05-08, 12:33
Фото: Kolamap / krigsbilder.net

Немецкая «канатка» в наших сопках

Война в Заполярье началась 29 июня 1941 года. По плану «Голубой песец» Мурманск планировалось захватить за три дня. Ведь до города было всего-то сто километров. Немецкие планировщики посчитали, что на захват больше времени и не понадобится. Но, казалось бы, прекрасно просчитанный план провалился, войска застряли в тундрах, их нужно было как-то снабжать. Но как доставить грузы по северному бездорожью?

 

Эх, дороги…

От Печенги к линии фронта вела всего одна дорога — «Russenstrasse». Узкая полоса, виляющая меж скал и озёр, не справлялась с тем потоком грузов, который требовалось доставить к линии фронта. Немцы немного расширили и улучшили, приспособили для передвижения военной техники, но всё равно для бесперебойного снабжения войск этого было недостаточно.

Расширять дорогу было дорого, строить новую — ещё дороже и дольше. И тогда генерал-майор Фердинанд Шёрнер, известный своим умением выдвигать нетривиальные идеи и с блеском претворять их и в жизнь, предложил построить к линии фронта канатную дорогу.

Карта дороги с сайта Kolamap

Воплотить идею в жизнь было не так и сложно, если учитывать, что ранее в Норвегии была построена канатная дорога для перевозки грузов. Правда, строителей перевели в другое место, но их же можно было вернуть.

 

Команда Seilbahn 601

Команда была создана, как армейский отряд 20 апреля 1940 года. С конца 1940 и до середины 1941-го года она работала в Норвегии, а потом отправилась на Украину, сначала в Днепропетровск, потом в Запорожье.

16 мая команда получила приказ отправиться на строительство дороги на Кольский полуостров, и уже 27 мая 1942 года Seilbahn 601 приступила к обмеру и строительству канатки Титовка – Парркина.

«Полевая канатная дорога длиной 28 км построена 601-й командой подвесной канатной дороги с сапёрами-железнодорожниками и солдатами-строителями летом 1942 года постройка заняла 11 недель», - написано на табличке, которая висела на узловой станции в районе Старой Титовки.

 

11 недель на всё

За 11 недель Seilbahn 601 построила подвесную дорогу длиной (согласно отчёту командира гауптмана Майра) 27,789 км. Материал для дороги был закуплен у фирмы «Bleichert» из Лейпцига, которая производила оборудование такого профиля.

Дорога представляла собой систему деревянных опор с верхними поддерживающими конструкциями, комплекта подвесных платформ 2 видов (металлический ковш или деревянная платформа) и приводных механизмов с дизельными двигателями.

Примерно через каждые три километра пути были устроены промежуточные станции. Первая, нулевая станция, находилась в Печенге (Петсамо).

Основная трасса была проложена к Титовке, там она расходилась на два ветки. Одна вела к перешейку у полуострова Средний, где у подножия горы в 800 метрах от ручья Пьяный была построена конечная станция. Вторая ветка была проложена к Западной Лице, где находилась линия фронта.

Промежуточная перегрузочная база Hildе, находилась в 41 км от Печенги, отсюда грузы шли на главную базу «Лица», а с этой базы к конечной станции Munitionbеrg, неподалёку от лагеря-базы снабжения Betty.

Фотография сделана в районе посёлка Спутник. На заднем плане виден спуск от озера Санта-ярви к Каккуринъ-ярви на пути от Титовки к Печенге (Петсамо).

Канатная дорога была проложена недалеко от грунтовой дороги, чтобы можно было следить за работой механизмов и быстро проводить необходимые ремонтные работы.

Для поддержания работы канатной дороги с 1 октября 1943 года был задействован 412-й строительно-сапёрный батальон, куда были прикомандированы 176 советских военнопленных. Батальон выполнял обслуживание линии в любую погоду.

 

Конец немецкой канатки

Дорога работала до октября 1944 года, времени начала наступления советских войск. Во время ожесточённых боёв дорога была частично разрушена, часть имущества растащили местные жители. Есть сведения о том, что часть дороги была демонтирована и перевезена в Мурманск. Администрация города хотела сделать из неё аттракцион.

Наши войска использовали остатки дороги для нужд наступления, а опоры приспособили под линии электропередачи.

Потому некоторые подробности строительства дороги, пленных красноармейцев, участвовавших в стройке и точки прокладывания канатки можно увидеть только на фотографиях, которые собрал на своём сайте Торе Эгган.