Бизнес

2022-05-06, 15:25
Фото: СеверПост/Александр Логинов

О рыбаках, санкциях и ценах на рыбу

7 мая Норвегия закрывает свои порты для российских судов. Исключения – рыболовные, спасательные и научно-исследовательские суда. За что российским рыбакам такой «бонус», не ждут ли они ограничений и для себя, и что будет с ценами на рыбу на российских прилавках? Об этом СеверПост узнал у полномочного представителя директора УК «Норебо» Владимира Григорьева. 

В рамках очередного пакета санкций Министерство иностранных дел Норвегии объявило о запрете на заход в порты континентальной части страны всем судам под российским флагом водоизмещением более 500 тонн, занятым в международных коммерческих перевозках, пишет портал Shengenvisainfo. 

По его информации, аналогичное ограничение предусмотрено для яхт и прогулочного флота РФ, сообщает Fishnews. Из-под санкций полностью выведен и архипелаг Шпицберген. 

Министр рыболовства и морских дел Норвегии Бьернар Скьяран заявил, что исключение для рыбаков «сделано специально для защиты российско-норвежского сотрудничества в области рыболовства в Баренцевом море, а также двустороннего взаимодействия в поиске и спасении на море». 

Выстрелят ли норвежцы себе в ногу?


Однако в самой Норвегии раздаются голоса в пользу полного закрытия портов королевства для россиян, включая и рыбаков. По всей видимости, эти «ястребы» «немножко не догоняют». 

Ведь что будет делать население того же, например, Киркенеса, без судозаходов мурманских рыбаков? И без того депрессивная коммуна Сёр-Варангер просто обезлюдеет. Киркенес скончается. 

По информации NRK, за прошлый год в норвежские порты было совершено 978 судозаходов российских рыбаков. 

Опасений такого сценария не придерживается и Владимир Григорьев: «Здравый смысл, конечно, должен возобладать. Но риск есть. Хотя должен заметить, что Европа [страны Евросоюза – прим. ред.] тоже рыбаков не трогает, и рыбу принимает. Они там уже шестой комплект санкций ввели, а рыбаки как заходили, так и заходят». 

Он при этом заметил, что, в то же время, не все европейцы продолжают обслуживать и снабжать наших рыбаков в портах. Отказались, к примеру, Исландия и Фарерские острова. 

«В Норвегию же рыболовные суда могут заходить и обслуживаться, и рыботранспортные суда, которые перевозят рыбу с промысла, тоже могут заходить. И смену экипажей там можно производить», - говорит Владимир Григорьев. 

Курс – на Мурманск

 

Но вообще флот «Норебо» практикует заходы и смену экипажей в Мурманске. 

«К этому нас приучила пандемия. Если из 30-50 членов экипажа попадался в Норвегии один с коронавирусом, то простои судов из-за карантина были очень серьёзными. Поэтому мы приходили в Мурманск, здесь отсекали всех подозрительных, и без потери времени спокойно уходили на промысел», - рассказывает представитель холдинга. 

Как это влияет на скорость доставки рыбы потребителю и потери времени? Владимир Григорьев утверждает, что всё зависит от объекта промысла. 

«Если мы говорим про треску, то первая половина года, до июня, промысел идёт, в основном, в норвежской зоне, потом – в островной. Это далековато – двое суток до Мурманска. Поэтому у Шпицбергена выгружаемся на транспорты. А второе полугодие мы работаем рядом, в Баренцевом море. Переход – всего до суток». 



Почём наша рыбка?


Как же нынешняя ситуация сказывается и дальше скажется на цене рыбы в мурманских магазинах? 

«В конце февраля – начале марта цены на рыбу резко подскочили. Ну и что? Перестали покупать. И сейчас цены откатились на уровень, который ниже, чем был до начала спецоперации на Украине. Мы очень сильно зависим от покупательской способности и затоваривания рынка. Если люди не покупают – цена падает, до того момента, когда люди начнут рыбу вновь раскупать». 

Сейчас от нашей рыбы закрылись США, Канада и Великобритания ввели 35% пошлинный барьер. Соответственно, больше мурманской рыбопродукции появится на российском рынке, делает вывод Владимир Григорьев. 

Так что, рыбка дороже не станет. Другое дело, что прибыли самих рыбаков при этом упадут: «Рентабельность уменьшается, себестоимость растёт… поэтому рыбакам надо будет внимательно отслеживать бизнес, чтобы не уйти в минус». 

Как следствие – уменьшение рыбацких налоговых поступлений в бюджеты. Так, к примеру, в России стоимость топлива практически не изменилась, а за рубежом – взлёт с $600-700 до $1 300 за тонну. Затраты больше, прибыль меньше, налоги тоже меньше.

«Так что, надо ориентироваться на порт Мурманска тем, кто этого ещё не сделал», - резюмировал Владимир Григорьев.


Читайте также: Заполярных рыбаков предупредили о сильном шторме