7 мая Норвегия закрывает свои порты для российских судов. Исключения – рыболовные, спасательные и научно-исследовательские суда. За что российским рыбакам такой «бонус», не ждут ли они ограничений и для себя, и что будет с ценами на рыбу на российских прилавках? Об этом СеверПост узнал у полномочного представителя директора УК «Норебо» Владимира Григорьева.
В рамках очередного пакета санкций Министерство иностранных дел Норвегии объявило о запрете на заход в порты континентальной части страны всем судам под российским флагом водоизмещением более 500 тонн, занятым в международных коммерческих перевозках, пишет портал Shengenvisainfo.
По его информации, аналогичное ограничение предусмотрено для яхт и прогулочного флота РФ, сообщает Fishnews. Из-под санкций полностью выведен и архипелаг Шпицберген.
Министр рыболовства и морских дел Норвегии Бьернар Скьяран заявил, что исключение для рыбаков «сделано специально для защиты российско-норвежского сотрудничества в области рыболовства в Баренцевом море, а также двустороннего взаимодействия в поиске и спасении на море».
Выстрелят ли норвежцы себе в ногу?
Однако в самой Норвегии раздаются голоса в пользу полного закрытия портов королевства для россиян, включая и рыбаков. По всей видимости, эти «ястребы» «немножко не догоняют».
Ведь что будет делать население того же, например, Киркенеса, без судозаходов мурманских рыбаков? И без того депрессивная коммуна Сёр-Варангер просто обезлюдеет. Киркенес скончается.
По информации NRK, за прошлый год в норвежские порты было совершено 978 судозаходов российских рыбаков.
Опасений такого сценария не придерживается и Владимир Григорьев: «Здравый смысл, конечно, должен возобладать. Но риск есть. Хотя должен заметить, что Европа [страны Евросоюза – прим. ред.] тоже рыбаков не трогает, и рыбу принимает. Они там уже шестой комплект санкций ввели, а рыбаки как заходили, так и заходят».
Он при этом заметил, что, в то же время, не все европейцы продолжают обслуживать и снабжать наших рыбаков в портах. Отказались, к примеру, Исландия и Фарерские острова.
«В Норвегию же рыболовные суда могут заходить и обслуживаться, и рыботранспортные суда, которые перевозят рыбу с промысла, тоже могут заходить. И смену экипажей там можно производить», - говорит Владимир Григорьев.
Курс – на Мурманск
Но вообще флот «Норебо» практикует заходы и смену экипажей в Мурманске.
«К этому нас приучила пандемия. Если из 30-50 членов экипажа попадался в Норвегии один с коронавирусом, то простои судов из-за карантина были очень серьёзными. Поэтому мы приходили в Мурманск, здесь отсекали всех подозрительных, и без потери времени спокойно уходили на промысел», - рассказывает представитель холдинга.
Как это влияет на скорость доставки рыбы потребителю и потери времени? Владимир Григорьев утверждает, что всё зависит от объекта промысла.
«Если мы говорим про треску, то первая половина года, до июня, промысел идёт, в основном, в норвежской зоне, потом – в островной. Это далековато – двое суток до Мурманска. Поэтому у Шпицбергена выгружаемся на транспорты. А второе полугодие мы работаем рядом, в Баренцевом море. Переход – всего до суток».
Почём наша рыбка?
Как же нынешняя ситуация сказывается и дальше скажется на цене рыбы в мурманских магазинах?
«В конце февраля – начале марта цены на рыбу резко подскочили. Ну и что? Перестали покупать. И сейчас цены откатились на уровень, который ниже, чем был до начала спецоперации на Украине. Мы очень сильно зависим от покупательской способности и затоваривания рынка. Если люди не покупают – цена падает, до того момента, когда люди начнут рыбу вновь раскупать».
Сейчас от нашей рыбы закрылись США, Канада и Великобритания ввели 35% пошлинный барьер. Соответственно, больше мурманской рыбопродукции появится на российском рынке, делает вывод Владимир Григорьев.
Так что, рыбка дороже не станет. Другое дело, что прибыли самих рыбаков при этом упадут: «Рентабельность уменьшается, себестоимость растёт… поэтому рыбакам надо будет внимательно отслеживать бизнес, чтобы не уйти в минус».
Как следствие – уменьшение рыбацких налоговых поступлений в бюджеты. Так, к примеру, в России стоимость топлива практически не изменилась, а за рубежом – взлёт с $600-700 до $1 300 за тонну. Затраты больше, прибыль меньше, налоги тоже меньше.
«Так что, надо ориентироваться на порт Мурманска тем, кто этого ещё не сделал», - резюмировал Владимир Григорьев.
В Москве прошел очередной съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, в ходе которого вручили награды победителям первой Национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса». Национальная премия «Лидеры ответственного бизнеса» - новый ориентир для той части российского предпринимательского сообщества, которая разделяет тезис о том, что...подробнее
В Мурманске проходит профессиональная конференция «Горнорудная промышленность России и СНГ: строительство и модернизация». Место проведения мероприятия, к слову, уже четвёртого по счёту, было выбрано неслучайно. Кольское Заполярье по праву носит звание одного из крупнейших промышленных центров страны. Основа экономики Большое событие собрало...подробнее
На Кировском руднике АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») пущен в промышленную эксплуатацию новый подземный горизонт + 10 метров. Его работа позволит увеличить общий объём запасов апатит-нефелиновой руды, вовлекаемых в отработку, до 300 миллионов тонн, а также нарастить объёмы добычи руды до 25 миллионов тонн к 2025 году. Задел на будущее По планам...подробнее
Агентство развития Мончегорска поможет участникам проекта «Академия грантов» получить государственную поддержку в размере от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Цель «Академии грантов» — помочь местным предпринимателям открыть новый или масштабировать уже существующий бизнес. Для участия в академии надо подать заявку на лендинге...подробнее
На промышленной площадке Кольской АЭС в ближайшие годы планируется возведение стендового испытательного комплекса (СИК) по производству водорода. Это необходимо для того, чтобы «обкатать» процесс его получения посредством нового электролизёра. Всё понятно, но возникают вопросы: почему, зачем и для чего это нужно? Давайте разбираться. Начнём с самого начала,...подробнее
Морская прогулка – одно из самых популярных развлечений в Териберке. На данный момент там работает лишь одно судно, у которого есть официальное разрешение. Все остальные действуют в так называемой «серой зоне». Что мешает судовладельцам легализовать бизнес? Какие подводные камни обнаружили в теме представители туриндустрии? И сколько тысяч рублей...подробнее
Владимир Путин в формате видеоконференции принял участие в церемонии запуска в промышленную эксплуатацию нового завода по производству минеральных удобрений Группы «ФосАгро» в Ленинградской области. Группа «ФосАгро» остается ведущим поставщиком на динамично растущем российском рынке минеральных удобрений. В прошлом году компания через собственную сеть...подробнее
Почему кольские саамы конфликтовали с мурманской воспитательницей? Как пенсионер из Териберки стал экскурсоводом? И зачем 70-летней бабушке статус самозанятой? СеверПост предлагает истории тех, кто на пенсии не захотел скучать и круто изменил свою жизнь. Из воспитательницы в бизнес-леди «Наконец, я не просыпаюсь в 6-7 утра, а встаю, как нормальная богатая...подробнее
13-й по счёту пакет санкций для Мурманска - почти родной. В него англосаксы включили сразу несколько компаний из региона. Причём, эти компании так или иначе тесно связанным с развитием Мурманской области. Чем это грозит (или не грозит) нашему региону, попытался выяснить СеверПост. 22 февраля Британия включила в список антироссийских санкций, в том числе, руководство...подробнее
Индексация зарплат в ФосАгро вызвала не только позитивную реакцию у работников предприятий Группы, но и встретила одобрение в обществе и руководстве Мурманской области. С 1 февраля сразу на 15% выросли зарплаты сотрудников одной из флагманских промышленных компаний Мурманской области – ФосАгро. Как подчеркнул генеральный директор компании Михаил Рыбников, решение об...подробнее
Компания стала лучшей в большинстве номинаций и одержала заслуженную победу в Национальной бизнес-премии «Лидеры ответственного бизнеса». В рамках Социального форума Российского союза промышленников и предпринимателей «Развитие человеческого потенциала как фактор устойчивого развития в условиях глобальных перемен» прошла церемония награждения...подробнее
В преддверии Нового года принято оглядываться назад, на год уходящий. Что нового и значимого принёс он Заполярью? Какими делами, проектами, достижениями войдёт в историю? СеверПост попытался выделить из всего многообразия событий 2023 года пять самых, на наш взгляд, наиболее важных, тех, что будут определять экономику и жизнь на Кольском полуострове на годы вперёд. Буквально...подробнее
По мнению ряда экспертов в настоящее время экономика страны испытывает серьезный рост инвестиционной активности, связанный с продолжающимся процессом адаптации к новым рыночным реалиям. Необходимость обеспечения импортозамещения и структурная трансформация отраслей стимулируют бизнес и государство вкладывать средства в новые производственные модели и активы. Подробнее об этом...подробнее
Филиал АО «Апатит» в Балакове встретил свое 50-летие началом третьего этапа развития производственного комплекса и миллиардными инвестициями в поддержку социальной сферы. «Славная история предприятия - это образец успешного роста, основанного на самоотдаче и профессионализме специалистов и управленцев. Вы уверенно идёте к общей цели. Балаковский филиал...подробнее
Северное сияние, полярная ночь, полярный день, арктическая кухня, рыбалка, коренные народы — всё это уже давно стало составляющими туристического бренда Мурманской области. Познакомиться поближе с потенциалом Заполярья приехали представители четырёх компаний-туроператоров из Китайской Народной Республики. Реверсную бизнес-миссию организовал Центр поддержки экспорта...подробнее