Общество

2022-05-11, 10:38
Фото: РИА Новости/ А. Гальперин

Когда от закона до человеческого отношения — пропасть

В Мурманской области около 25 тысяч человек нуждаются в технических средствах реабилитации. Речь об инвалидных колясках, ходунках, специализированной обуви. Всем этим государство должно обеспечивать людей с ограниченными возможностями. На деле с «бесплатными» изделиями всё непросто. По факту, региональное отделение Фонда социального страхования не доплачивает инвалидам десятки тысяч рублей.

 

Бери, что дают

 

Жительница Мончегорска Виктория Лужинская воспитывает ребёнка-инвалида. Средства реабилитации, а также таблетки она покупает сама или с помощью спонсора.

«Я своему ребёнку сама обувь покупаю, потому что та, которую дают, в ортез - специальный фиксатор ноги - не влезает. Обувь стоит 500 евро. Хватает на год. Ортез нам спонсор покупает, он стоит 2,5 тысячи евро. Мы не компенсируем траты, мы сами по себе. Таблетки я покупаю сама немецкие, потому что у нас таких нет», - рассказала Виктория Лужинская.

Фото: СеверПост/ А. Логинов

О проблемах инвалидов она знает не только на примере своей семьи.  Виктория – руководитель мончегорской организации Всероссийского общества инвалидов.  И к ней часто обращаются за помощью или советом.

Дело в том, что у людей с инвалидностью есть два способа получить средство технической реабилитации через Фонд социального страхования. Первый – подать заявку и ждать получения медизделия. Второй – купить самостоятельно и затем воспользоваться компенсацией.

Оба варианта идеально звучат только на бумаге.

Мурчанчанин Набиль Бельгхази – инвалид-колясочник, с детства болен ДЦП. Сейчас он вынужден передвигаться на обычной коляске, которую получил в Фонде соцстраха.



Фото: Арктик-ТВ

«А мне нужна другая с электроприводом, так как руки плохо работают. Но приходится соглашаться на то, что дают», - говорит Набиль.

Теоретически мурманчанин мог бы выбрать необходимую коляску сам, а потом обратиться за компенсацией. Но то изделие, что ему подходит, стоит не меньше 70 тысяч рублей. При этом вернут ему только 20 тысяч.

Для инвалида, который не имеет возможности работать, разница приличная.

Как при этом человек должен передвигаться, если руки не слушаются, похоже, чиновников не волнует.

 

Вернут, но не все

 

На проблемы с размером компенсаций указывает и колясочник из Мончегорска, имя мужчина попросил не разглашать.

«В разы меньше компенсируют. Говорят, что у них нет, покупай за свой счёт. Я покупал набор катетеров на полгода за 218 тысяч рублей, а вернули 170 тысяч», - рассказал северянин.

Судя по ситуации, можно сделать вывод, что региональному отделению Фонда социального страхования не хватает денег. Однако там это отрицают.

«Целевые средства федерального бюджета поступают для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и выплаты компенсаций. На сегодняшний момент средств достаточно. Нет у нас проблем с выплатой компенсаций, своевременно принимаются решения в рамках приказа. И в месячный срок, но мы стараемся раньше, выплачивается компенсация», - прокомментировала ситуацию управляющий Мурманским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Галина Шмойлова.

Правда, по поводу сумм компенсаций руководитель отделения сделала оговорку, подтвердив, что их сумма недостаточна. Для расчёта компенсации по тому же приказу используется стоимость изделия по последнему успешно исполненному контракту.

К примеру, если инвалид приобрел трость за 1000 рублей, а сам Фонд в последний раз закупил её по контракту за 300 рублей, то именно эту сумму и вернут.

Тендеры, как известно, выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену. И на чём сэкономил победитель, никому не известно.

Если смотреть на конкретные случаи, описанные выше, то получается, что экономят на людях. Почему это не волнует чиновников — вопрос открытый.

«Как всегда, страдают обычные люди, которым необходимо индивидуальное какое-то средство для того, чтобы они могли хоть как-то полноценно передвигаться и быть самостоятельными», - делает вывод руководитель мурманского клуба молодых инвалидов, их законных представителей инвалидов детства «Валентина плюс» Артем Ермоленко.

 

Мы успели, а остальное не важно

 

Чаще всего жителям Мурманской области требуются средства ухода – абсорбирующее бельё, спецсредства, коляски.

Что интересно, проблем с количеством изделий Фонд соцстраха сейчас не испытывает потому, что закупил их по старым ценам. При этом там отмечают, что уже заметили повышение стоимости технических средств реабилитации.

«Мы сегодня данный вопрос по росту цен держим на контроле. Мы тоже ощущаем рост по тем же подгузникам. Рост идёт. Но мы смогли закупить ещё это всё в начале года до повышения цен, поэтому пока мы обеспечиваем данными средствами реабилитации по старым ценам», - рассказала Галина Шмойлова.

А, значит, тем, кто сейчас решит выбрать для себя изделие не самое дешёвое, но всё-таки более подходящее, придётся серьезно раскошелиться, а взамен получить мизерную компенсацию по последнему «успешно исполненному контракту».

И если с прошлыми закупками всё понятно, то не ясно, как будут выделяться деньги на новые. Перестраивается ли работа с учётом выросших цен? Передаются ли сигналы о росте стоимости и доставки изделий в Москву?

На эти вопросы конкретных ответов СеверПост не получил.

«Всё в рамках 44 федерального закона. Будут изменения, будем руководствоваться ими. Мы руководствуемся чисто нормативными документами, которые доводятся до исполнения. Мы изменить их сами не можем», - рассказала управляющий региональным отделением Фонда соцстраха Галина Шмойлова.

Для того, чтобы облегчить жизнь инвалидам, им могут предложить только электронный сертификат на техническое средство реабилитации. Но это сути не меняет. Большую сумму на покупку он не предполагает. Вот и выходит, что если нет денег, то приходится брать, что дают».

Собственно, вернемся к колясочнику из Мончегорска. Ему нужны не только катетеры, но и инвалидная коляска.

«Коляску получил, но она нестандартная, колеса не 24, а 22 см, с зимней резиной. Не могу найти летнюю резину. Не думал, что такое возможно, но бывает. То есть, летом не могу передвигаться, она не едет», - поделился наболевшим житель Мончегорска.

К слову, вопрос обещают решить в конце сентября. Но скорее всего в это время уже снова придется переходить на зимние колеса.

И тут у инвалидов возникают вопросы к специалистам бюро медико-социальной экспертизы, которые и прописывают карту реабилитации.

«Бывает, что выдают не то, что надо. Летом я три раза переделывал карту, несмотря на то, что там прописана бессрочная группа инвалидности. Сейчас не готов ещё раз проходить медкомиссию. Повезло, что есть родители и брат, которые помогают. Но мне всё равно неудобно отдавать ему не всю сумму, а её часть», - резюмировал мужчина.

 

С проблемой один на один

 

Собственно,  качество самих технических средств реабилитации вызывает вопросы, говорит Артём Ермоленко.

«Когда люди с инвалидностью обращаются в госучреждение за изделием или компенсацией, там всё упирается в законодательство, а не в фактические сложности, с которыми сталкивается человек с инвалидностью. Они не вникают в реальные проблемы, они не знают многих нюансов, какая именно нужна поддержка людям с инвалидностью и какое именно изделие предоставить, чтобы было удобно», - считает мурманчанин.

Фото: ВКонтакте/ А. Ермоленко.

По его словам, у каждого средства технической реабилитации есть свой срок службы. Зачастую коляски и костыли выходят из строя раньше.

Наличие проблемы подтверждает и Виктория Лужинская. Под её опекой  - ребята, которые пользуются опорными тростями из алюминия. Но даже они ломаются через два месяца.

«Было бы хорошо, если бы наши компании могли делать такие средства реабилитации. То, что они делают – просто смотрю на это, и слезы текут, как мне жалко детей, которые ходят в таких ортезах», - говорит Виктория Лужинская.

Ещё одна наболевшая проблема, о которых говорят в общественных организациях инвалидов – подгузники. Их выдают по 3 штуки на сутки, остальное приходится докупать. 

 

Пропасть между нами
 

Но решать подобные вопросы, кажется, никто не собирается. От законов до человеческого отношения, похоже, лежит огромная пропасть.

Не хватает подгузников? Так это не наша зона ответственности. Это нужно смотреть программу реабилитации.

Изделия быстро ломаются? Так обратитесь с заявлением на досрочную замену или ремонт.

Выдали не то средство реабилитации? Пройдите комиссию заново и внесите изменения в программу.

Вот и вынуждены люди играть в это «пинг-понг» с документами от организаций, которые на деле призваны облегчить им жизнь. Главное, что всё соответствует закону, приказу, постановлению. А то, что человек не может выйти на улицу из-за нестандартного размера колёс, так это ничего страшного. Можно же написать очередное заявление.

Между тем, на протяжении последних пяти лет в регионе стабильно растёт количество инвалидов 1 и 2 групп. А технические средства реабилитации на сегодняшний день жизненно необходимы 25 тысячам жителей региона.

Сколько ещё историй про колёса не того размера? И скольких ещё людей чиновники отправили бегать по инстанциям?