Пандемия коронавируса приучила всех, в том числе и предпринимателей, жить в онлайн-среде. Они давно привыкли важные вопросы обсуждать в мессенджерах, а подписанные документы отправлять экспресс-почтой. Но международная торговля невозможна без личных контактов. Представители крупных торговых сетей Армении приехали в Мурманск наладить связи с местными предпринимателями.
Вполне вероятно, что в ближайшее время на полках армянских супермаркетов и на столах ресторанов в этой стране появятся рыба и морские ежи из Баренцева моря, пиво из Заполярья, а также варенье и соусы из северных ягод.
Для того, чтобы это произошло, представители бизнеса из Армении провели переговоры с мурманскими компаниями и посетили их производство.
Республика Армения – член Евразийского экономического союза, а потому у наших стран единое таможенное пространство, отсутствуют импортные таможенные пошлины. А значит максимальный преференциальный режим с точки зрения цены, рассказали в Центре поддержки экспорта Мурманской области, организовавшем реверсную бизнес-миссию.
«Представители Армении очень общительные и искренние. Они должны лично познакомиться, открыто поговорить с потенциальными партнерами, и это помогает продвижению в бизнесе. Бизнес-этикет некоторых стран вполне позволяет написать письмо, получить ответ и сделать заказ. Армения - не такая страна. Для налаживания отношений с Арменией очень важно проводить встречи такого рода», - рассказала генеральный директор Центра поддержки экспорта Мурманской области Анастасия Тютина.
Плодотворные переговоры в Мурманске провел руководитель закупок в категории «Рыба, морепродукты» торговой сети «Yerevan City» Арман Асатрян.
Сеть супермаркетов с одноименным названием кормит половину Еревана, а также другие города страны. Арман предпочитает приобретать продукцию напрямую у производителей.
Личная цель Армана – познакомить народ Армении с мурманской рыбой и морепродуктами.
Каждый месяц для своей сети он закупает 17-18 тонн рыбы и морепродуктов. Та же треска в среднем по Еревану стоит 450-500 рублей.
Арман Асатрян принципиально не завозит пангасиус и тилапию. Он считает эти виды рыбы опасными и не хочет кормить ими ни своих, ни чужих детей.
Пожалуй, переговоры с Арманом были самыми длительными. С потенциальными поставщиками он обсуждал всё до мелочей: качество, цену продукции, наличие складов в Москве, логистику до Армении, скидки.
«Мурманская продукция классная, чистая. Я за то, чтобы наш народ и дети ели такую чистую пищу. Я заинтересован в поставках мурманской трески. Хочу наладить маленькое производство полуфабрикатов. Сотрудничество с Мурманском позволит это сделать. В планах - создать цех копчения, где будут работать с камбалой и палтусом», - рассказал Арман Асатрян.
По его мнению, бизнес-миссия - это хорошая возможность познакомиться с поставщиками, посмотреть на процесс производства. В дальнейшем он хотел бы показать партнерам Армению и магазины, где будет продаваться мурманская рыба.
В частности, попасть на полки армянских магазинов может икра морских ежей от мурманской компании «Солинг Сифуд». В Японии икра морских ежей пользуется огромной популярностью, включена в программу школьного питания. Интерес к этому ценному деликатесу проявляют страны арабского мира и Азии.
«Но такой ценный продукт должны получать все: и в нашей стране, и в других странах. Такие переговоры очень важны для выхода на новые рынки. Мы знаем, что в Армению завозят морских ежей из Европы. Думаю, что наш морской еж пойдет на ура. Стоимость продукции наших партнеров не пугает», - прокомментировал переговоры директор по развитию компании «Солинг Сифуд» Виктор Картушов.
Также поставщиков из Мурманской области ищет компания Alpha Food Service LLC - один из крупнейших импортеров продуктов и алкоголя в Армении. Две трети их поставок предназначены для сегмента HoReCa – отелей и ресторанов. Еще одна треть уходит в ритейл.
Продукцию завозят из Европы, России и Белоруссии. У компании 3 собственных премиальных бутика. На подходе - четвертый с открытой кухней и пекарней, где планируется проводить мастер-классы.
Сначала с импортируемым продуктом знакомят клиентов, организуют презентации и обучение, а только потом начинают продажи.
«Мы строим свои склады с морозильными камерами. Ассортимент можем увеличить за счет этого, хотим развернуть рынок морепродуктов. Наша цель – не продавать все подряд, а обучать, развивать культуру ресторанного потребления», - пояснил руководитель департамента закупок категории «Продукты» Alpha Food Service LLC Давид Погосян.
К примеру, 10-15 лет назад в Армении не знали про сиропы известной французской марки, с которыми можно было приготовить вкусные напитки. Компания завезла их в страну, и сейчас почти все кафе и рестораны готовят с этими сиропами.
В Армении есть локальные производители стерляди, форели и раков. Их даже экспортируют. А вот остальные виды рыбы нужно завозить, и с этим может помочь Мурманская область.
Также армянской компании интересен импорт алкоголя. Был опыт работы с петербургской пивоварней. Сейчас же есть возможность для армянского покупателя попробовать настоящее северное пиво от ООО «ЯгельБрю».
«Рынок Армении – весьма перспективный. Мы возим оттуда лимонады. Хотели бы поставлять в ту сторону пиво, тем более, что сейчас Армения – это логистический хаб. Мы ценим Центр поддержки экспорта за предоставляемые возможности, в начале 2022 года ездили с его помощью на выставку «Продэкспо». На таких встречах с предпринимателями можно узнать о реальном состоянии вещей на зарубежном рынке, найти заказы, разобраться с вопросами логистики», - объяснил представитель «ЯгельБрю».
Еще один северный продукт, который привлек предпринимателей из Армении, – ягоды. Собственно, со вкусом морошки они познакомились на ужине еще до переговоров.
А после деловых встреч отправились на предприятия рыбной промышленности и на производство соусов и варенья из черники, морошки, брусники и клюквы компании «Кольский край».
«Все, что было представлено, нам интересно: и замороженная рыба, и морепродукты, и ягоды. У вас есть морошка, мы пробовали, вкус сумасшедший, очень понравился. Икра морского ежа - нечто новое для нас. Такие встречи – хороший толчок для того, чтобы вывести новый товар на полку магазина», - уверен менеджер по закупкам категории «Чай, кофе, замороженные продукты, консервы» SAS Supermarket Айк Бабаян.
Побывали потенциальные покупатели и на производстве рыбопромышленных компаний «Рыбные мануфактуры Мурманск» и «Северная Звезда».
«Видно, что покупатели опытные и понимают, что они хотят. Будем с ними планомерно налаживать общение, шаг за шагом. Надеемся, что все получится. Центр поддержки экспорта делает важную работу. Пусть еще кого-нибудь привезут из Грузии, Казахстана, Турции, мы будем только «за», - отметил коммерческий директор компании «Северная звезда» Марк Смирнов.
Реверсная бизнес-миссия была организована в рамках реализации национальных проектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В Мурманске проходит профессиональная конференция «Горнорудная промышленность России и СНГ: строительство и модернизация». Место проведения мероприятия, к слову, уже четвёртого по счёту, было выбрано неслучайно. Кольское Заполярье по праву носит звание одного из крупнейших промышленных центров страны. Основа экономики Большое событие собрало...подробнее
На Кировском руднике АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») пущен в промышленную эксплуатацию новый подземный горизонт + 10 метров. Его работа позволит увеличить общий объём запасов апатит-нефелиновой руды, вовлекаемых в отработку, до 300 миллионов тонн, а также нарастить объёмы добычи руды до 25 миллионов тонн к 2025 году. Задел на будущее По планам...подробнее
Агентство развития Мончегорска поможет участникам проекта «Академия грантов» получить государственную поддержку в размере от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Цель «Академии грантов» — помочь местным предпринимателям открыть новый или масштабировать уже существующий бизнес. Для участия в академии надо подать заявку на лендинге...подробнее
На промышленной площадке Кольской АЭС в ближайшие годы планируется возведение стендового испытательного комплекса (СИК) по производству водорода. Это необходимо для того, чтобы «обкатать» процесс его получения посредством нового электролизёра. Всё понятно, но возникают вопросы: почему, зачем и для чего это нужно? Давайте разбираться. Начнём с самого начала,...подробнее
Морская прогулка – одно из самых популярных развлечений в Териберке. На данный момент там работает лишь одно судно, у которого есть официальное разрешение. Все остальные действуют в так называемой «серой зоне». Что мешает судовладельцам легализовать бизнес? Какие подводные камни обнаружили в теме представители туриндустрии? И сколько тысяч рублей...подробнее
Владимир Путин в формате видеоконференции принял участие в церемонии запуска в промышленную эксплуатацию нового завода по производству минеральных удобрений Группы «ФосАгро» в Ленинградской области. Группа «ФосАгро» остается ведущим поставщиком на динамично растущем российском рынке минеральных удобрений. В прошлом году компания через собственную сеть...подробнее
Почему кольские саамы конфликтовали с мурманской воспитательницей? Как пенсионер из Териберки стал экскурсоводом? И зачем 70-летней бабушке статус самозанятой? СеверПост предлагает истории тех, кто на пенсии не захотел скучать и круто изменил свою жизнь. Из воспитательницы в бизнес-леди «Наконец, я не просыпаюсь в 6-7 утра, а встаю, как нормальная богатая...подробнее
13-й по счёту пакет санкций для Мурманска - почти родной. В него англосаксы включили сразу несколько компаний из региона. Причём, эти компании так или иначе тесно связанным с развитием Мурманской области. Чем это грозит (или не грозит) нашему региону, попытался выяснить СеверПост. 22 февраля Британия включила в список антироссийских санкций, в том числе, руководство...подробнее
Индексация зарплат в ФосАгро вызвала не только позитивную реакцию у работников предприятий Группы, но и встретила одобрение в обществе и руководстве Мурманской области. С 1 февраля сразу на 15% выросли зарплаты сотрудников одной из флагманских промышленных компаний Мурманской области – ФосАгро. Как подчеркнул генеральный директор компании Михаил Рыбников, решение об...подробнее
Компания стала лучшей в большинстве номинаций и одержала заслуженную победу в Национальной бизнес-премии «Лидеры ответственного бизнеса». В рамках Социального форума Российского союза промышленников и предпринимателей «Развитие человеческого потенциала как фактор устойчивого развития в условиях глобальных перемен» прошла церемония награждения...подробнее
В преддверии Нового года принято оглядываться назад, на год уходящий. Что нового и значимого принёс он Заполярью? Какими делами, проектами, достижениями войдёт в историю? СеверПост попытался выделить из всего многообразия событий 2023 года пять самых, на наш взгляд, наиболее важных, тех, что будут определять экономику и жизнь на Кольском полуострове на годы вперёд. Буквально...подробнее
По мнению ряда экспертов в настоящее время экономика страны испытывает серьезный рост инвестиционной активности, связанный с продолжающимся процессом адаптации к новым рыночным реалиям. Необходимость обеспечения импортозамещения и структурная трансформация отраслей стимулируют бизнес и государство вкладывать средства в новые производственные модели и активы. Подробнее об этом...подробнее
Филиал АО «Апатит» в Балакове встретил свое 50-летие началом третьего этапа развития производственного комплекса и миллиардными инвестициями в поддержку социальной сферы. «Славная история предприятия - это образец успешного роста, основанного на самоотдаче и профессионализме специалистов и управленцев. Вы уверенно идёте к общей цели. Балаковский филиал...подробнее
Северное сияние, полярная ночь, полярный день, арктическая кухня, рыбалка, коренные народы — всё это уже давно стало составляющими туристического бренда Мурманской области. Познакомиться поближе с потенциалом Заполярья приехали представители четырёх компаний-туроператоров из Китайской Народной Республики. Реверсную бизнес-миссию организовал Центр поддержки экспорта...подробнее
Компании Мурманской области завершили обучение по комплексной программе «Экспортный стандарт для МСП». Она ориентирована на опытных экспортеров - представителей малого и среднего бизнеса. Обучение вели сертифицированные тренеры Школы экспорта Российского экспортного центра. «Несколько месяцев опытные экспортёры учились у ведущих экспертов в области...подробнее