Фото: СеверПост / Ирина Швед, администрация городского округа Коломна
С наступлением лета в Мурманске появилось больше велосипедистов, мам с колясками, маломобильных граждан. Но легко ли им гулять по родному городу? Корреспондент СеверПост на собственном опыте проверил, насколько Мурманск приспособлен для передвижения на велосипеде или коляске. Выводы неутешительные.
Я тебя на руках понесу
С наступлением лета мурманчане массово устремляются на юг. Долгожданное путешествие омрачают многочисленные препятствия на пути к поезду.
Начиная с 2020 года железнодорожный вокзал стал очень недружелюбен к путешественникам.
Для прохода на перрон остался только один путь — через центральный вход на вокзал, где нужно пройти через рамки безопасности. Потом нужно открыть массивные двери, держа в руках багаж, и спуститься по узким крутым лестницам.

Жителям Североморска ещё сложнее. Автобус №105 прибывает на нижнюю площадку вокзала. Раньше оттуда можно было пройти прямиком на перрон, теперь же нужно подниматься в здание вокзала, а потом пройти весь вышеперечисленный путь.
Пассажиры-колясочники раньше могли попасть на первый перрон вокзала через пандус в конце перрона. Сейчас этот проход закрыт. Инвалидов выносят к поезду на руках работники вокзала.
Почему для пассажиров создали такие препятствия? Можно предположить, что охранное предприятие экономит на зарплате сотрудников. Поскольку сейчас посты охраны есть только в двух местах — на входе в здание вокзала и на выходе из него.
Увеличение количества входов заставит нанимать новых людей.
Недоступная поликлиника
Все медучреждения города обзавелись пандусами для маломобильных граждан. Но это не значит, что лечебное заведение стало доступным для травмированных людей.
К примеру, у мурманского травмпункта на улице Шмидта есть пандусы и лифт. Но, если ты не маломобильный, а просто травмировал ногу, подниматься к врачу придётся по достаточно крутой лестнице.
Ещё интереснее подходы к городской поликлинике №3. Лечебное учреждение находится на улице Карла Маркса, 52.

К зданию ведёт лестница, подняться по которой с детской коляской можно только при достаточной ширине колёс.
Впрочем, есть обход вдоль улицы. И, вроде бы, выглядит он вполне приемлемо, и его ширины хватит, чтобы проехать на коляске. Но всё так прилично только издалека.

Почти на середине пути находится большая яма глубиной более 15 см. Пройти здесь нелегко даже полностью здоровому человеку. О маломобильных гражданах говорить не приходится.

Ещё сложнее добраться в поликлинику тем, кто живёт на улице Старостина. Тут нужна коляска марки джип с полным приводом, если такая существует. Да и не каждая сможет протиснуться мимо столба и припаркованных машин.

«В районе улиц Старостина, Маклакова можно проехать на коляске только по дороге», — подтверждает руководитель клуба молодых инвалидов «Валентина плюс» Артем Ермоленко.
И это действительно так. Других вариантов просто нет.
Ах, эта свадьба…
Побывать на торжественной церемонии бракосочетания маломобильный мурманчанин точно не сможет. Если только его не занесут в помещение. Крыльцо ЗАГСа для этого не приспособлено.

Впрочем, как и вход в отдел записи гражданских состояний. И это крыльцо непреодолимо для приёма маломобильных граждан.

И никаких сообщений о том, где есть вход для колясочников на здании увидеть не удалось.
Ты там не ходи. Ты здесь ходи
С программой доступности для маломобильных граждан справились современные супермаркеты. Там есть пандусы и лифты. Организованы парковочные места для велосипедов. Хотя, как показывает практика, их уже не хватает, особенно в тёплые выходные дни.
Но так происходит далеко не везде. К примеру, торговый центр «Лига». Со стороны всё красиво, но пандус ведёт не в основное здание, а в один отдельно взятый магазин. Дверь в который ещё нужно исхитриться открыть.

Две линии обороны
Корреспондент СеверПост провёл эксперимент: проехал на велосипеде по улице Полярные Зори. На этой улице достаточно магазинов, ресторанов, салонов красоты, различных медицинских центров.
Но передвигаться по этой улице человек на коляске не сможет, о том, чтобы зайти в магазин или ресторан, и речи не идёт.
Первое препятствие — это придорожные бордюры. Они отделяют тротуар от проезжей части. Преодолеть их не может даже здоровый человек на велосипеде, что уж говорить об инвалиде на коляске.

Вторая линия обороны — лестницы. Ни одна из них не приспособлена ни для инвалидов, ни для мам с колясками. И это касается даже тех заведений, которые находятся на цокольном этаже.

Беспрепятственно можно попасть только в пару магазинов больших торговых сетей, где есть и удобный пандус, и дверь на фотоэлементах.
Простая поездка по городу выявила явную проблему — отсутствие в городе доступной среды. И для исправления ситуации работы непочатый край.
В Мурманской области, как и по всей России, действует программа льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение за счет бюджета широко декларируется. Однако в Заполярье пока чиновники считают деньги, пациенты считают таблетки и дни, оставшиеся до следующей попытки получить рецепт. Разрыв в цепочке Судя по обращениям в соцсетях региона, особенно остро...подробнее
Еще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными потерями для здоровья и настроения, СеверПост узнал у экспертов. Психиатр: добавьте света и движений Полярная ночь является серьезным испытанием для жителей Севера. Сокращение продолжительности светового дня, холодная...подробнее
В 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных проекта-победителя всероссийском конкурса по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Кроме того, работы идут и на других знаковых объектах. Где благоустройство уже завершено, а где пробуксовывает - расскажем в нашем...подробнее
С 1 января 2026 года МРОТ для жителей Мурманской области с учётом северного коэффициента (40%) и полных полярных надбавок (80%) МРОТ будет соответствовать 59 604,6 рубля. А у бюджетников - на пару тысяч больше. Это означает и значительное повышение размера выплат, привязанных к минимальному размеру оплаты труда – отпускных, больничных, пособия по беременности и...подробнее
Пить или не пить? Отвечая на вопрос, сторонники приёма БАДов выбирают второй вариант. В течение 2024 года жители России потратили на эти средства 145,7 млрд рублей, что почти на 14% больше, чем год назад. Что и говорить, траты на «волшебные пилюли» стремятся в космос. Но почему, несмотря на бодрый ценник и отсутствие гарантированного эффекта, их потребление растёт,...подробнее
Благотворительный «Фонд Мурманск» прекратил свою деятельность спустя 14 лет со дня основания. Продолжительное время организация с её боксами для сбора средств на лечение детей Мурманска была неотъемлемой частью городской жизни. Сейчас же сердца для пожертвований направлены на склад до лучших времен… О причинах закрытия и наиболее памятных моментах...подробнее
В Кировске проследили ход реализации в текущем году социальных проектов, поддержку которым оказывает компания «ФосАгро». Этой теме было посвящено совещание с участием генерального директора АО «Апатит» Дениса Новикова, а также глав городов Кирвско-Апатитской агломерации и руководителей учреждений соцсферы. По словам главы администрации Кировска...подробнее
300 миллиардов рублей. Столько доверчивые россияне перечислили мошенникам в 2024 году. Среди самых простодушных соотечественников немалая часть – люди пожилого или преклонного возраста, безвозвратно «испорченные» советским временем, когда телефонного мошенничества не было, а привычка доверять людям была. СеверПост при поддержке регионального Мининформа...подробнее
Повальная цифровизация, призванная облегчить жизнь людям, по факту отдалила конечного потребителя от тех, кто должен решать его проблему. Речь про горячие линии. До колл-центра поликлиник невозможно дозвониться в понедельник с утра. Не сильно лучше ситуация в другие дни. Городская аварийка «051» хронически перегружена. И если ваша УКашка желает общаться именно...подробнее
В публикациях «к дате» обычно принято говорить исключительно о положительном, приятном и успешном. СеверПост решил сломать этот шаблон и попросил ряд известных мурманчан рассказать о том, что в сегодняшнем городе им по нраву, а с чем необходимо расстаться. И пусть иногда их соображения звучат не слишком комплиментарно, зато честно, откровенно, и с нескрываемой...подробнее
Жительница Гаджиева очень любит играть. И делает это и на работе, и дома. Как логопед в декретном отпуске превратила идею в бизнес-план - в материале СеверПост. В России растёт число детей с нарушениями речи. При этом, качество обучающих игр, представленных на рынке, не всегда отвечают взыскательным запросам логопедов. Многодетная мама Наталья Завязкина из...подробнее
Чиновники на всех уровнях в последнее время много говорят о демографии, повышении рождаемости и господдержке многодетных семей. Появление ребенка, несомненно, большое счастье, но и большие затраты. СеверПост поговорил с молодыми мамами и посчитал, сколько в действительности «стоят» дети, и хватает ли «детских» выплат на самом деле. Здравствуй,...подробнее
И чего только нельзя найти в интернете! Найти и приобрести. В объявлениях северян в Сети встречаются весьма необычные товары – от кости мамонта до телефонной будки. Что еще оригинального продают и покупают мурманчане – в материале СеверПост. Очередь за унитазом Популярные ресейл-площадки регулярно пополняются всё новыми и новыми оригинальными лотами. Так, за...подробнее
За год инфляция в Мурманской области достигла почти 10%. Это официально, с подачи статистиков и Центробанка. Но если зайти в продуктовые магазины или оплатить вновь выросшие счета за «коммуналку», в эти 10% трудно поверить. И наиболее болезненно это разгул инфляции ударяет по тем, кто вынужден выживать на минимальный размер оплаты труда. Сколько их, и как они...подробнее
Тепловой воздушный шар, названный в честь ключевого социального проекта компании «ФосАгро», под управлением Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло установил новый национальный рекорд высоты полета. В Алтайском крае завершилась новая экспедиция всемирно известного путешественника Фёдора Конюхова. В ходе нее он и президент Федерации воздухоплавательного спорта России Иван...подробнее