Бизнес

2022-06-13, 10:55
Фото: Авито

Отельная распродажа

В Мурманске продаются гостиницы и хостелы. Цена доходит до 59 миллионов рублей. Северпост поговорил с риелтором, представителями турсферы и гостиничного бизнеса и выяснил, что происходит на рынке коммерческой недвижимости.

 

Прощай, со всех вокзалов поезда уходят в дальние края…»

 

С весны на Россию накладывают новые  и новые санкции всех мастей. Досталось и компании «Новатэк», возводящей в Белокаменке Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений.

Китайские производители приостановили работу с российской компанией. Это привело к оттоку специалистов из Белокаменки. Далее по цепочке начали пустеть номера мурманских отелей и хостелов.

Мурманский риелтор Марина Садохова подтвердила СеверПост, что рынок аренды просел в связи с отъездом специалистов.

Фото: СеверПост / Александр Логинов

«Белокаменка была самым большим поставщиком командированных», — рассказала Марина Садохова.

Отельеры и владельцы хостелов жалуются на отсутствие загрузки. Но дело тут не только в отъезде специалистов из Белокаменки, которые обычно снимали квартиры, бронировали номера в отелях или хостелах.

Даже топовые кемпинги и турбазы загружены в лучшем случае только на 50%, подтвердил источник СеверПост в туротрасли региона.

 

«Кто вы? Я вас не знаю»

 

Падение загрузки гостиниц ещё зимой предсказал генеральный директор отеля «Парк Инн» Андрей Милохин. Он поведал, что апрель-май в Мурманске — это «мёртвый сезон».

По его мнению, летом поток в регион ниже потому, что отсутствует реклама летнего отдыха в регионе.

«Лето, наш знаменитый полярный день, он ещё не так раскручен, к сожалению, как должен бы был», — рассказал Милохин.

По словам специалиста, Мурманск в первую очередь ассоциируется с полярным сиянием, снегом и оленями, а потому летом на Север едут реже, чем зимой.

 

«Не было напасти, и на тебе, здрасте»

 

Заполярный турбизнес только воспрял после окончания пандемии коронавируса, и тут новая напасть. Весной в связи с экономической и политической ситуации в мире россияне начали экономить на путешествиях.

Видимо, многие отели города не смогли пережить провал в количестве постояльцев. Гостиницы стали выставлять на продажу.

Сейчас на сайте бесплатных объявлений выставлены на продажу 9 гостиниц и хостелов Мурманска.

Ещё в конце апреля на продажу выставили отель Nordpoint на 14 номеров за 29,9 млн рублей. 11 мая появилось предложение купить гостинично-ресторанный комплекс «Мельница» за 21, 9 млн рублей.

Потом предложения посыпались, как из ведра. Гостиница Dolina Uyuta на 54 места за 59 млн рублей, мини-отель «Ледокол» за 29,9 млн. Стоит отметить, что это заведения с хорошей репутацией на сайтах бронирования. Также в продаже появились хостелы во всех районах города.

При этом более дорогая недвижимость быстро исчезла из продажи. Туристический комплекс на Пиренге за 190 млн рублей, похоже, улетел, как горячий пирожок. Объявление о продаже появилось в середине мая, но сейчас его уже нет.

Может, в этом «виновата» цена за «квадрат»? Роскошная недвижимость с каминами и биллиардными стоит 15 200 рублей за квадратный метр. Для сравнения в Мурманске цена квадратного метра отеля с более спартанской планировкой и обстановкой доходит до 196 тысяч.

 

Мурманск — отправная точка

 

Если же говорить о турпотоке в регион, то Мурманск считается транзитной точкой. Туристы приехали, купили экскурсии и разлетелись по области осматривать достопримечательности.

«На 90% это верно. У нас все экскурсии начинаются в Мурманске, после экскурсии мы также возвращаемся в Мурманск», — поясняет Мария из команды гидов турагентства «Мурман Аврора».

Она добавила, что после экскурсий туристы всё же возвращаются в город, поскольку вся инфраструктура — отели, рестораны, кафе и развлекательные заведения находится в Мурманске.

В столице Заполярья гости обычно берут обзорную экскурсию по городу, ездят к «Алёше» и на ледокол «Ленин», гуляют по площади Морвокзала и Пяти углам.

В агентстве также подтвердили спад в турпотоке. Но особенно резкое снижение пришлось всё же на апрель-май.

«Летом по сравнению с зимой турпоток у нас заметно меньше, но сейчас идёт на повышение, поскольку летом к нам всё равно приезжают гости. Резкое падение — это апрель-май», — рассказала Мария.

 

А где вас найти?

 

На заполняемость отелей повлиял не только отъезд специалистов из Белокаменки и «мёртвый сезон». Серьёзный удар отельерам региона нанёс Booking.com.

После ухода сервиса бронирования с российского рынка, найти гостиницу или отель в Мурманске стало значительно сложнее. Аналогов Booking.com в России просто нет.

«Сейчас какое-то подобие его замещения у нас сайт «Островок», 101 отель и прочее, прочее. «Островок», который и раньше существовал, пытается как-то заполнить эту нишу», — сообщил генеральный директор отеля «Парк Инн» Андрей Милохин.

Он выразил надежду на то, что рано или поздно всё устаканится, и найдётся ресурс, который восполнит потерю.

План создания аналога голландскому сервису бронирований обсуждается с 2014 года, но до сих пор никаких подвижек в этом вопросе нет.

В прошлом году Ростуризм объявил о планах к 2024 году создать национальную систему бронирования отелей и туристических услуг. В марте 2022 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Ростуризму совместно с Минцифры проработать вопрос создания отечественного аналога Booking.com.

На создание такого мощного инструмента потребуется от трёх до шести месяцев. Но это только полдела. Нужно найти персонал, который будет заключать договоры с гостиницами.

О том, как будут развиваться рынок коммерческой недвижимости в части гостиниц и хостелов, говорить сложно. Прогнозы — дело неблагодарное. Но это исследование выявило одну важную проблему, которую Мурманску надо решать, чтобы наладить стабильный турпоток.

Если уехали работники крупных строек, нужно рекламировать не только зимний, но и летний отдых в столице Заполярья активнее чем, это происходит сейчас.