Общество

2022-06-09, 13:20
Фото: СеверПост / Александр Логинов

Ресурс для добрых дел

Федеральные эксперты поделились опытом с северянами на конференции «Корпоративное волонтерство в Мурманской области: возможности и перспективы».

Что такое энергия социального капитала? Как развивать добровольческое движение? Какие задачи может решить бизнес с помощью волонтерства? Ответы на эти вопросы искали участники конференции.


Как без мусора-то?

Модератором встречи выступила эксперт из Москвы - руководитель аудиторской компании «Деловые Решения и Технологии» Екатерина Поротникова. Она назвала сферы, к которым чаще всего «лежит сердце» северян-добровольцев.

В целом в стране в ТОП тем, где участвуют волонтеры, входят: «Дети, молодежь»; «Культура, искусство», «Здоровый образ жизни», «Старшее поколение», «Образование».

«Вот у Мурманска есть такая особенность, что «Природа», «Ветераны», «Историческая память» и «Спортивные события» тоже здесь важны», - отметила Екатерина Поротникова.

Больше о помощи добровольцев природе рассказала заместитель директора заповедника «Пасвик» Александра Синяк. На ее глазах в регионе развивалось корпоративное эко-волонтерство.

По ее словам, первый запрос, который был от впервые пришедших ребят, это: «Давайте, мы уберемся у вас на территории».

«А мы немножко опешили, потому что заповедник – это закрытая достаточно территория, в ней нет несанкционированных свалок. Мы не могли долго найти контакт с ними, объяснить, что у нас нет мусора, у нас нечего убирать, растения тоже сажать не надо», - рассказала замдиректора заповедника.

Волонтеры обустроили в заповеднике пешие экологические маршруты, поучаствовали в обустройстве Дома-музея на территории заповедника, обустроили беседку для посетителей, помогают провести событийные мероприятия и многое другое.

«Объединиться для того, чтобы развивать наши территории, чтобы улучшать жизнь нашу. И в этом смысле наши цели совпадают. Поэтому конференция нам всем на пользу. И конечно, такие мероприятия помогают выстраивать новые взаимоотношения между корпорациями», - рассказала волонтер Кольской ГМК Алена Цветкова.



Она отметила, что сегодня корпоративные добровольцы устраивают уже не «местечковые акции», а масштабные проекты. Они реализуются в рамках эко-марафона с «разделением» на два-три года.

В Кольской КГМК есть программа «Комбинат добра». Она охватывает все города присутствия компании. Одним из самых обширных проектов «Комбината добра» является экомарафон «ПонесЛось». В его рамках сотрудники компании построили метеостанцию в детсаду комбинированного типа, где проводят время дети с ограничениями по здоровью.

«Задачу мы сразу поставили себе большую – построить метеостанцию, чтобы с ее помощью дети могли наблюдать за окружающим миром. Также сделать «экологическую комнату», построить эко-тропу, свозить детей в «Лапландский» заповедник», - рассказала Алена Цветкова.

Эти цели были достигнуты. Однако волонтеры втянулись в добровольческую работу и с тех пор в компании корпоративное волонтерство развивают на постоянной основе.


Взаимная польза

Это большая энергия социального капитала. Так характеризует волонтерство директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин.

«Люди хотят где-то кому-то помогать, кого-то спасать, - сказал эксперт. - Но от желания к действию есть, как мы знаем, большая пропасть. Я позволю себе метафору. Если социальная энергия – это вода, то, когда мы в том числе говорим о корпоративном волонтерстве, бизнес выступает «добывающей компанией», которая «поднимает» эту воду на поверхность и превращает ее в некий энергоноситель».

С точки зрения социологии потенциал этой энергии в обществе - гораздо больше. По мнению Родина, Россия – страна неравнодушия.

Однако, экспертам в области корпоративного волонтерства есть, над чем поработать. Об этом рассказала коммерческий директор платформы социальных изменений Todogood Карина Репина.

По ее данным, в России меньше 10% некоммерческих организаций создано профессионалами. Как правило некоммерческие организации представляют собой небольшие коллективы инициативных людей, которые работают без устали. И по большей части это люди, вошедшие в мир благотворительности из сочувствия.

«С другой стороны в России больше 130 тысяч благотворительных организаций. Как правило это три человека, три человека, которые очень добрые, очень хорошие, но они не могут заниматься развитием своей организации», - сказала Карина Репина.

Она рассказала о важности интеллектуального волонтерства и о том, каким оно бывает. Эксперт назвала термин: Pro bono. (от лат. pro bono publico «ради общественного блага») — оказание профессиональной помощи общественным объединениям на безвозмездной основе.

Оно полезно и для компании, которая оказывает эту помощь. Это развивает лидерские качества у сотрудника, который согласился помощь оказывать. Хорошо сказывается на его карьерном росте.

Кроме того, компания может, что называется, прокачать навыки своим новым сотрудникам.

Самым же важным плюсом для компаний специалисты назвали профилактику выгорания сотрудников – то есть снижение текучки кадров.



«Здесь вы выделим такую интересную интеграцию. Корпоративное волонтерство становится дополнительным мотивирующим инструментом среди сотрудников для развития, например, горизонтальных связей. Это в свою очередь дает нам хорошую возможность того, чтобы утечки кадров не было ни с предприятия, ни с территории региона», - подтвердила член Общественной палаты РФ и заместитель председателя Общественной палаты Мурманской области Юлия Величко.

Как заметила руководитель Единого волонтерского центра Мурманской области Евгения Чибис, статистика показывает, что волонтерством чаще увлекаются работающие люди, нежели безработные.



«Могут поделиться опытом, добрые программы, которые действуют по области, становятся качественными», - отметила Евгения Чибис.

 

Почва для нового

Конференция по корпоративному волонтерству прошла в Мурманске впервые. Однако это уже третья встреча, организованная в столице Арктики с участием регионального представительства Национального совета.

«С первой встречи, которая состоялась в декабре, есть большой рост количества компаний-участников», - сообщила председатель регионального представительства нацсовета совета по корпоративному волонтерству, руководитель корпоративных программ Кольской ГМК Диана Замятина.



Сегодня в Мурманской области корпоративные волонтёры есть в компаниях из разных сфер. Это и металлургия, и ЖКХ, телеком и транспорт.

«При этом много коммерческих организаций как-раз вот вступают в партнерские отношения с нами, и это тоже дает очень хороший результат. В апреле, после нашей встречи разработали дорожную карту. И мне очень приятно, что, когда мы готовили эту конференцию, много предприятий-участников предлагали свои возможности, предлагали какие-то призы волонтерам, какие-то ресурсы», - рассказала Диана Замятина.


Она пояснила, что это есть тот симбиоз, результат, к которому стремится региональное представительство нацсовета – партнерство.

«Дать почву для того, чтобы рождалось новое. По сути, на наших глазах это и происходит», - добавила Диана Замятина.