Общество

2022-08-18, 15:59
Фото: СеверПост / Нармина Гейбатова

Стройка-невидимка и 100 гектаров изгаженной тундры

Свалка со следами горюче-смазочных материалов. Сотни гектаров убитой тундры. Болото вместо ручьев. Все это в 2022 году, год экологического туризма в Мурманской области, видят туристы по дороге в Териберку. Но тот же пейзаж в упор не замечает куча надзорных органов. СеверПост три дня пытался выяснить, кто должен проводить проверку и заставить горе-строителей беречь природу.

 

Строительство Кольского ветропарка дочка итальянской компании Enel - «Энел Россия» - начала в 2019 году. Работы планировали завершить в 2021.

Для этих целей организация получила кредитную линию на сумму до 22,5 миллиарда рублей. Общие затраты на проект ветроэлектростанции тогда оценивался в 273 миллиона евро.

В срок проект не сдали, зато успели открыть в Териберке зарядную станцию для электромобилей.

В 2022 году в связи с антироссийскими санкциями итальянская Enel решила избавиться от российских энергоактивов. Но продажа контрольного пакета «Энел Россия» оказалась заморожена на неопределенный срок после указа президента России. Документ запретил западным инвесторам в ТЭКе и энергетике выходить из российского бизнеса до 31 декабря.

Сделать это можно только по спецразрешению.

Фото: Telegram / Заполярный Ворчун

И вот в 2022 году выясняется, что после строительства Кольского ветропарка в районе развилки Серебрянской автодороги на Териберку и Туманный практически уничтожено не менее сотни гектаров тундры.

При этом в соседней Териберке даже открыли природный парк, чтобы защитить тундру от вытаптывания.

Ну, а по дороге в знаменитое село при возведении линий электропередачи для ветропарка работала тяжелая гусеничная техника. От неё остались следы. Также наследили и рабочие – теперь в тундре свалка крупного мусора, в том числе бочек из-под горюче-смазочных материалов.

Дальше — больше.

Фото: Telegram / Заполярный Ворчун

«В районе 59 км автодороги Кола-Серебрянские ГЭС разработан песчаный карьер. Законно ли? То, что натворили создатели ветропарка, иначе как варварством не назовёшь», - возмущается анонимный автор в Telegram-канале «Заполярный Ворчун», который и обратил внимание на проблему.

Там уточняется, что на протяжении двух лет, в 2020-2022 годах, из карьера на площади 10 гектаров осуществлялась выемка песчано-гравийной смеси и гравия различных фракций для отсыпки опор ЛЭП и ветряков.

К самому карьеру этой же песчано-гравийной смесью и валунами отсыпана грунтовая дорога протяжённостью в 3 км.

При этом «дорогу» проложили через ручьи, впадающих в реку Териберку. Раньше по ним на нерест поднималась радужная форель, кумжа и щука.

После строительства подъездной дороги к карьеру большая часть местности оказалась заболочена.

Почему всё это время беспредел в тундре не замечали местные власти и надзорные органы – вопрос открытый.

Сама компания «Энел Россия» все отрицает.

«Работы по строительству Кольской ВЭС, в том числе линии электропередач, осуществляются в соответствии с проектной документацией… При этом ПАО «Энел Россия» и его дочерние предприятия не ведут деятельность по разработке, эксплуатации или обслуживанию карьеров по добыче полезных ископаемых», - цитируют ответ компании в заполярной «тележке».

Кто именно ведёт эту деятельность, в компании не указали. Но упорно не замечать, что кто-то откровенно гадит на вверенной им территории – это надо постараться.

В «Энел Россия» поспешили оправдаться, мол, проводим компенсационные мероприятия. В реку Умбу выпустили 2 286 двухгодовиков атлантического лосося, в Оленегорском районе осуществили проект по лесовосстановлению на площади 71,5 га.

Однако как это повлияет на восстановление тундры под Териберкой?

К слову, журналист СеверПост пытался получить комментарии из первых уст, но дозвониться до «Энел Россия» не удалось. Так что узнать, где же именно покупались материалы для стройки и кто вообще так изгадил тундру, выяснить пока не получилось.

Но известно, что для строительства ветропарка была выдана лицензия. В соответствии с ней недропользователь должен выполнить «рекультивацию нарушенных земель». Об этом СеверПост рассказали в региональном минприроды.

Только вот срок действия этой лицензии - до 1 апреля 2029 года. То есть рекультивацию обязаны выполнить к 2029 году.

Фото: Telegram / Заполярный Ворчун

А теперь самое интересное. Понесет ли кто-то ответственность за варварское отношение к тундре? Этот вопрос мы задавали различным ведомствам. Но четкого ответа никто из чиновников не дал. По факту нас просто футболили из одного ведомства в другое.

И сложилось впечатление, что если бы не журналисты и telegram-каналы, то вопросом бы и не занимались. Будем надеяться, что это только впечатление.

«На основании поступившей информации в Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, запланировано выездное обследование участка недр в рамках осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) с целью фиксации нарушения и принятия мер в рамках полномочий», - рассказали СеверПост в ведомстве.

Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура проверку не проводила. Оказалось, что защита природы на территории Кольского ветропарка в её функционал не входит.

По словам, заместителя руководителя ведомства Алексея Гамаюнова, обращений по этому поводу к ним не поступало. А сама природоохранная прокуратура занимается надзором за крупными промышленными предприятиями и уполномоченными органами власти.

Почему стройка века на отворотке к Териберку не является крупным промышленным предприятием со стороны не особо понятно.

К слову, в прокуратуре Кольского района, которую по подведомственности должны заботить нарушения на территории этого района, тоже не смогли сразу ответить, проводят ли проверку или нет.

И.о. прокурора Максим Фомин сослался на отпуска сотрудников и какую-то проверку в ведомстве. Пообещал узнать, занимается ли кто-то этим вопросом, а если нет – то дать поручение начать проверку.

Неужели на такой грандиозной стройке за 3 года ни разу не было проверяющих? Просто невероятный кредит доверия.

Порадовал и глава Кольского района Александр Лихолат. За два дня, пока ему звонил журналист СеверПост, и пытался выяснить судьбу карьера, свалки и уничтоженной тундры чиновник так и не нашёл время, чтобы прояснить ситуацию.

Зато руководитель опубликовал в личном аккаунте в соцсети «ВКонтакте» релиз про ремонт 11 подъездов в Коле. Хорошее дело, но за тундру обидно.

Справедливости ради, глава района обещал уточнить информацию в отделе земельного надзора. Мы подождём, тундра тоже потерпит, наверное.

Как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Убитая тундра есть, виноватых на данном этапе нет, контролеров не наблюдается.

Получается, что раскрученная многомиллиардная огромная стройка оказалась для контролирующих органов стройкой-невидимкой. Природа, как это часто бывает, оказалась крайней.