На оперативном совещании в правительстве Мурманской области губернатор Заполярья Андрей Чибис ещё раз подтвердил переориентацию части белорусского экспорта калийных удобрений на Мурманский порт. СеверПост выяснял, по силам ли это нашему региону и что даст Заполярью строительство нового объекта.
«В нынешних условиях стратегическая тема - это переориентация части белорусских экспортных грузов, прежде всего, калийных удобрений, в ваши порты. Да и не только калийных удобрений. По всем вопросам меня информировали, и мы приняли решение, что будем сотрудничать в этом направлении с Мурманской областью несмотря на то, что в настоящее время уже работаем в районе Санкт-Петербурга», - приводит слова Лукашенко пресс-служба главы государства.
По словам белорусского президента, ежегодный товарооборот между Беларусью и Мурманской областью превышает $100 млн, но показатель явно недостаточный, и не соответствует существующим возможностям.
Белоруссия стала искать альтернативу портам Прибалтики после того, как возникла угроза отказа Литвы и Латвии от грузов соседней республики.
Сейчас часть белорусских удобрений обрабатывается в портах Санкт-Петербурга и Усть-Луги. Но это капля в море.
Как рассказала СеверПост доктор экономических наук, профессор МАГУ Наталья Щербакова, ежегодный объём экспорта белорусских удобрений – порядка 10 млн тонн. Порт Санкт-Петербурга переваливает за год всех грузов в объёме 9,6-9,8 млн тонн.
Кроме того, следует учесть, что основные массовые покупатели калийных удобрений из Белоруссии – Китай и Индия. А это значит, что для Александра Лукашенко особое значение приобретают возможности транспортировки по Северному морскому пути.
Тут бы Мурманску и карты в руки. Однако мощности нашего незамерзающего порта – всего чуть более одного миллиона тонн в год. И это общий объём всех грузов, в том числе, угля, апатита, железорудного концентрата.
Как сообщил СеверПост источник, знакомый со всеми возможностями стивидорных компаний в порту Мурманска, прямо сейчас обеспечить перевалку серьёзных белорусских объёмов не способен никто из-за банальной загруженности.
Причём, как рассказала агентству доктор экономических наук Наталья Щербакова, портовых мощностей в Мурманске не хватает даже для наших заполярных экспортёров. В частности, по её словам, грузы «Еврохима» приходится переваливать в Питере.
Правда, реконструкция причальных линий порта позволит увеличить производственную мощность до 4 млн тонн в год, но это – дело не сегодняшнего дня.
С большими объёмами белорусского калийного экспорта смог бы справиться терминал «Лавна», строящийся в рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла. Он рассчитан на обработку 18 млн тонн насыпных и навалочных грузов в год.
Однако терминал планируют запустить в работу лишь во второй половине 2023 года. Пока же он готов лишь на 47%.
В том же 2023 году планируется ввести в эксплуатацию и «Морской терминал «Тулома». мощности резидента территории опережающего развития «Столица Арктики», «заточены» как раз под перевалку удобрений. Его бенефициары рассчитывают на перевалку 5,5 млн тонн в год.
Таким образом, сегодняшние договорённости мурманчан и белорусов – не сиюминутная акция, но стратегия на ближайшую перспективу.
И эта перспектива, возможно, ближе, чем кажется. Как сообщил на «оперативке» в правительстве региона губернатор Андрей Чибис, на западном берегу залива специально для перевалки грузов из братской Белоруссии будет срочно построен новый грузовой терминал.
Как добавил глава региона, его мощность составит до 7 миллионов тонн в год. А это для Мурманска очень заметный объём.
«Такое сотрудничество для нашего региона – это доходы в бюджет, это новые рабочие места, это хороший толчок к экономическому росту», - считает профессор Щербакова.
Она полагает, что, если дружественная нам Белоруссия нуждается в поддержке, то с российской стороны будет всё для этого сделано, особенно, учитывая политический фактор и ситуацию в мире.
Текущие договорённости означают и повышенное внимание к Мурманску со стороны федерального центра.
Будут ли подкреплено это пристальное внимание финансово, и на каком уровне, покажет самое ближайшее будущее.
Пока же сотрудничество с Белоруссией у Кольского Севера развивается и по другим направлениям. Так, авиасообщение между Мурманском и Минском может быть восстановлено. Об этом стало известно по итогам визита губернатора Заполярья Андрея Чибиса в Республики Беларусь.
Встреча губернатора с премьер-министром республики Романом Головченко прошла в рамках визита делегации правительства Мурманской области в Белоруссию.
«Ещё одним важным пунктом повестки рабочей встречи стало решение о совместной проработке организации прямого авиасообщения между Минском и Мурманском», - написал Андрей Чибис в своих соцсетях.
Кроме того, президент Белоруссии Александр Лукашенко приедет в Мурманск. Об этом рассказал глава региона Андрей Чибис после встречи с белорусским лидером.
«Ждём Александра Григорьевича у нас в гостях. Об этом тоже принципиально договорились», - рассказал Андрей Чибис в своем Telegram-канале.
По словам Андрея Чибиса, есть договорённость о взаимных культурных и студенческих обменах.
Он также подтвердил, что Белоруссия будет поставлять в Заполярье технику для горнодобывающих предприятий, автобусы, троллейбусы и коммунальную технику.
Об этом в Минске во время встречи с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом рассказал президент Александр Лукашенко.
«Есть хорошие наработки: до конца года больше 30 единиц, на следующий год еще 15 единиц. Это только в первом приближении. Думаю, будет больше. Нам известно про ваш интерес к шахтной технике», — цитирует белорусского лидера издание «EurAsia daily».
Напомним, в начале сентября делегация правительства Мурманской области нанесла визит в Белоруссию, где приняла участие во встречах на самом высоком уровне.
Программа визита была очень насыщенная: подписание соглашения о сотрудничестве Мурманской области с Белоруссией, встреча губернатора с премьер-министром РБ Романом Головченко.
Мурманская делегация приняла участие в Международном форуме экономического развития и осмотрела ряд промышленных предприятий братского государства.
В 2022 году компании «Студёный берег» дали 10 миллионов бюджетных рублей для запуска официального пляжа на реке Ура. Спустя три года объект не работает. А региональный комитет по туризму считает, что условия соглашения выполнены. Хотели, как лучше В 2022 году Мурманская область по национальному проекту «Туризм и индустрия...подробнее
Известный мурманский предприниматель Валерий Арчинов отреагировал на полученный им отказ в льготе по оплате аренды земли. Он утверждает, что стоимость аренды земельного участка в черте Мурманска площадью почти 24 гектара ему увеличили в 190 раз. И это при том, что он уже немало вложил в приведение земли в порядок. Но у региональной власти есть и свои серьёзные резоны. В доводы...подробнее
На полях главного бизнес-форума страны компания и правительство региона подписали очередное соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. В ходе Петербургского международного экономического форума правительство Мурманской области и компания «ФосАгро» подписали Соглашение о социально-экономическом партнерстве на 2025-2027 годы. Подписи под документом...подробнее
Российский союз промышленников и предпринимателей подвёл итоги Всероссийского конкурса «Флагманы бизнеса: динамика, ответственность, устойчивость». В этом году в нём приняли участие 200 крупных российских компаний. По итогам работы жюри, которое оценивало итоги работы конкурсантов в прошлом году, были определены победители в 17 номинациях. По совокупности побед в...подробнее
В Мурманской области разгорается очередной конфликт между прибрежными рыбопромышленниками и пограничниками. Поводом стали разночтения российско-норвежских соглашений. Судебный прецедент уже создан. Рыбаки проиграли и считают, что тем самым их приравняли к браконьерам. Пограничники настаивают на своей правоте. СеверПост про историю конфликта. С моря в...подробнее
Территория опережающего развития «Столица Арктики» отмечает свой первый юбилей, став мощной опорой для градообразующих компаний региона. За эти пять лет преференциальный режим зарекомендовал себя как эффективный инструмент поддержки бизнеса, способствующий экономическому росту. На сегодняшний день статус резидента ТОР «Столица Арктики» по соглашениям с...подробнее
Накануне Дня Победы в Великой Отечественной войне на Восточном руднике Кировского филиала АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») запустили в эксплуатацию новый БЕЛАЗ-7513D. Гиганту грузоподъёмностью 136 тонн присвоили имя. Он был назван в честь 80-летия Великой Победы. Именитые машины ОАО «БЕЛАЗ» и Кировский филиал АО «Апатит»...подробнее
Год назад в подземке Кировского рудника ГОК «Апатит» завершились опытно-промышленные испытания погрузочно-доставочных машин российского производства. Их горнякам поставил АО «Шадринский автоагрегатный завод». Это событие стало одним из первых в череде знаковых проектов импортозамещения, которые на своем горно-обогатительном комплексе реализует...подробнее
У сельхозпредприятия «Полярная звезда» в очередной раз заканчивается договор с североморским заводом на поставку молока. Покупать сырьё по старым ценам завод не готов, предлагает снижение. Главный зоотехник хозяйства в соцсетях утверждает, что из региона вывозят коров ценных пород. Согласия нет и, судя по всему, не будет. Про бизнес на скотине и повышение надоев из...подробнее
Крупные производители хлеба и хлебобулочных изделий сообщили о грядущем повышении цен на 10–12%. Но порой и без того создаётся впечатление, что расценки на хлеб стремятся в космос. По части позиций на заполярных прилавках стоимость уже давно превышает 100 рублей за буханку. За что мы платим и какое будущее ждёт местных хлебопёков? Выяснял СеверПост. «Рост есть,...подробнее
Лидер российского рынка минеральных удобрений в 2024 году нарастил выпуск агрохимической продукции на 4,3%, а в январе текущего года поставила сразу два рекорда по отгрузкам. На состоявшемся накануне заседании Совета директоров компании «ФосАгро» ее генеральный директор Михаил Рыбников озвучил итоги 2024 года, который завершился для Группы новыми...подробнее
На пресс-конференции, посвящённой итогам работы Кольской АЭС в 2024 году, директор станции Василий Омельчук не только отчитался об успехах своего коллектива, но и дал возможность журналистам заглянуть в ближайшее, и даже несколько отдалённое, будущее. Между тем, за его спокойной и деловитой манерой изложения легко читается великая гордость за своё предприятие, на которое он...подробнее
Похороны никогда не были дешёвым мероприятием, однако за последний год средний погребальный бюджет в Мурманской области увеличился как минимум на четверть. Во сколько нынче обойдётся прощание с усопшим? В теме разбирался СеверПост. Погребальный минимум Как известно, похороны – событие для живых. Причём не только с экзистенциальной точки зрения. Конечно же, главный...подробнее
«Мёртвые души» после взятки, пожалуй, — наиболее известная и часто встречающаяся форма коррупции. «Успех» гарантирует распространённость во всех бюджетных сферах. В Оленегорске хвост прищемили очередному такому комбинатору. Мужчина организовал бизнес на стариках, нуждающихся в социальном обслуживании. Детали — в материале...подробнее
В Мурманской области действуют два важнейших преференциальных режима – Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) и территория опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики». Предусмотренные для их резидентов меры поддержки успели стать хорошим подспорьем для местного предпринимательского сообщества. Роль координатора по работе с инвесторами, принявшими...подробнее