Бизнес

2022-09-12, 15:12
Фото: Андрей Чибис

«Переварит» ли Мурманск белорусский экспорт?

На оперативном совещании в правительстве Мурманской области губернатор Заполярья Андрей Чибис ещё раз подтвердил переориентацию части белорусского экспорта калийных удобрений на Мурманский порт. СеверПост выяснял, по силам ли это нашему региону и что даст Заполярью строительство нового объекта. 

«В нынешних условиях стратегическая тема - это переориентация части белорусских экспортных грузов, прежде всего, калийных удобрений, в ваши порты. Да и не только калийных удобрений. По всем вопросам меня информировали, и мы приняли решение, что будем сотрудничать в этом направлении с Мурманской областью несмотря на то, что в настоящее время уже работаем в районе Санкт-Петербурга», - приводит слова Лукашенко пресс-служба главы государства.

По словам белорусского президента, ежегодный товарооборот между Беларусью и Мурманской областью превышает $100 млн, но показатель явно недостаточный, и не соответствует существующим возможностям.  

Белоруссия стала искать альтернативу портам Прибалтики после того, как возникла угроза отказа Литвы и Латвии от грузов соседней республики.

Сейчас часть белорусских удобрений обрабатывается в портах Санкт-Петербурга и Усть-Луги. Но это капля в море.

Как рассказала СеверПост доктор экономических наук, профессор МАГУ Наталья Щербакова, ежегодный объём экспорта белорусских удобрений – порядка 10 млн тонн. Порт Санкт-Петербурга переваливает за год всех грузов в объёме 9,6-9,8 млн тонн.

Кроме того, следует учесть, что основные массовые покупатели калийных удобрений из Белоруссии – Китай и Индия. А это значит, что для Александра Лукашенко особое значение приобретают возможности транспортировки по Северному морскому пути.

Тут бы Мурманску и карты в руки. Однако мощности нашего незамерзающего порта – всего чуть более одного миллиона тонн в год. И это общий объём всех грузов, в том числе, угля, апатита, железорудного концентрата.

Как сообщил СеверПост источник, знакомый со всеми возможностями стивидорных компаний в порту Мурманска, прямо сейчас обеспечить перевалку серьёзных белорусских объёмов не способен никто из-за банальной загруженности.

Причём, как рассказала агентству доктор экономических наук Наталья Щербакова, портовых мощностей в Мурманске не хватает даже для наших заполярных экспортёров. В частности, по её словам, грузы «Еврохима» приходится переваливать в Питере.

Правда, реконструкция причальных линий порта позволит увеличить производственную мощность до 4 млн тонн в год, но это – дело не сегодняшнего дня.

С большими объёмами белорусского калийного экспорта смог бы справиться терминал «Лавна», строящийся в рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла. Он рассчитан на обработку 18 млн тонн насыпных и навалочных грузов в год.

Однако терминал планируют запустить в работу лишь во второй половине 2023 года. Пока же он готов лишь на 47%.

В том же 2023 году планируется ввести в эксплуатацию и «Морской терминал «Тулома». мощности резидента территории опережающего развития «Столица Арктики», «заточены» как раз под перевалку удобрений. Его бенефициары рассчитывают на перевалку 5,5 млн тонн в год.

Таким образом, сегодняшние договорённости мурманчан и белорусов – не сиюминутная акция, но стратегия на ближайшую перспективу.

И эта перспектива, возможно, ближе, чем кажется. Как сообщил на «оперативке» в правительстве региона губернатор Андрей Чибис, на западном берегу залива специально для перевалки грузов из братской Белоруссии будет срочно построен новый грузовой терминал.

Как добавил глава региона, его мощность составит до 7 миллионов тонн в год. А это для Мурманска очень заметный объём. 

«Такое сотрудничество для нашего региона – это доходы в бюджет, это новые рабочие места, это хороший толчок к экономическому росту», - считает профессор Щербакова.

Она полагает, что, если дружественная нам Белоруссия нуждается в поддержке, то с российской стороны будет всё для этого сделано, особенно, учитывая политический фактор и ситуацию в мире.

Текущие договорённости означают и повышенное внимание к Мурманску со стороны федерального центра.

Будут ли подкреплено это пристальное внимание финансово, и на каком уровне, покажет самое ближайшее будущее.

Пока же сотрудничество с Белоруссией у Кольского Севера развивается и по другим направлениям. Так, авиасообщение между Мурманском и Минском может быть восстановлено. Об этом стало известно по итогам визита губернатора Заполярья Андрея Чибиса в Республики Беларусь.

Встреча губернатора с премьер-министром республики Романом Головченко прошла в рамках визита делегации правительства Мурманской области в Белоруссию.

«Ещё одним важным пунктом повестки рабочей встречи стало решение о совместной проработке организации прямого авиасообщения между Минском и Мурманском», - написал Андрей Чибис в своих соцсетях.

Кроме того, президент Белоруссии Александр Лукашенко приедет в Мурманск. Об этом рассказал глава региона Андрей Чибис после встречи с белорусским лидером.

«Ждём Александра Григорьевича у нас в гостях. Об этом тоже принципиально договорились», - рассказал Андрей Чибис в своем Telegram-канале.

По словам Андрея Чибиса, есть договорённость о взаимных культурных и студенческих обменах.

Он также подтвердил, что Белоруссия будет поставлять в Заполярье технику для горнодобывающих предприятий, автобусы, троллейбусы и коммунальную технику.

Об этом в Минске во время встречи с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом рассказал президент Александр Лукашенко.

«Есть хорошие наработки: до конца года больше 30 единиц, на следующий год еще 15 единиц. Это только в первом приближении. Думаю, будет больше. Нам известно про ваш интерес к шахтной технике», — цитирует белорусского лидера издание «EurAsia daily».

Напомним, в начале сентября делегация правительства Мурманской области нанесла визит в Белоруссию, где приняла участие во встречах на самом высоком уровне.

Программа визита была очень насыщенная: подписание соглашения о сотрудничестве Мурманской области с Белоруссией, встреча губернатора с премьер-министром РБ Романом Головченко.

Мурманская делегация приняла участие в Международном форуме экономического развития и осмотрела ряд промышленных предприятий братского государства.