Общество

2022-09-16, 09:14
Фото: Вконтакте / Дикие лошади Кольского п-ва

С миру по нитке - лошади морковка

Дикие лошади из Кузомени могут не пережить зиму. Табун увеличился, а запасов корма не осталось. Чем лакомятся северные кони, кто стал новым членом семьи, и зачем дети сушат сухари, СеверПост рассказала местная жительница Наташа Чунина.


Лошади Терского берега уже давно стали локальной достопримечательностью. Многие едут в Кузомень посмотреть не только на пески, но и на диких коней.

Однако какой-либо финансовой помощи от государства они не получают. На корм для лошадей, по сути, собирают всем миром. На помощь ветеринаров, когда она нужна, тоже.

Известно, что 17 якутских лошадей привезли на Терский берег в 1989 году из Оймякона. Среди них было 14 кобыл и 3 жеребца.

По одной версии, местный колхоз «Беломорский рыбак» решил увеличить небольшое поголовье. После развала колхоза лошади оказались безхозными и одичали. Многие из них погибли от голода.   

В итоге большая часть лошадей оказалось в Чаваньге и Тетрино, а группа из шести животных поселилась в Кузомени.  Хотя есть версия, что в Кузомень в 90-е годы они пришли не сами, а ими расплатился с жителями Кузомени колхоз в Чаваньге.

Сейчас за судьбой животных следят местная жительница Наталья Чунина и волонтёр из Петербурга Анастасия Волкова. Они же ведут группу «Дикие лошади Кольского п-ва» в соцсети ВКонтакте.

В ней состоят три тысячи сопереживающих подписчиков. Порой и не догадаешься, что паблик о лошадях, а не описание драматического фильма.

«Не очень хорошая новость!!!. Распалась семья Снежки и Марса!!!. Теперь за ней ухаживает молодой конь Федя. Он был скромный и тихий, я от него такого не ожидала. Федя не очень сильный, но видимо очень умный конь...», - описывает в группе семейную жизнь лошадей Наталья.

В 2022 году табун пополнился. Сначала местная кобыла Снежка родила дочку. Имя для девочки пока не придумали. Но в сети уже гуляют разные варианты – Тундра, Умба и даже Жданка, так как кобылка - долгожданная. 

Потом в Кузомень пришел якутский жеребец. Откуда точно, никто не знает. Но предполагают, что его изгнали из другого табуна. В природе лошади преодолевают ежедневно около 40 км в поисках пищи или воды.

В 2021 году Снежка родила жеребенка, которого впоследствии назвали Севером.

Иногда лошадей подкармливают туристы. Они привозят морковь, яблоки, угощают животных хлебом.

Фото: Анастасия Семёнова.

Но Наталья с мужем обычно покупает для них комбикорм или овес в Кандалакше, а также сено.

«Морковку покупаем. Объёмы большие - грубо говоря, 70 мешков уходит за зиму. Уходило, когда было шесть лошадей, теперь их девять. И то это было для поддержания штанов, мы давали по чуть-чуть. Думаем, как организовать сбор, иначе нам этой зимой не прокормить вообще будет их», - говорит Наталья Чунина.



Видео: ВКонтакте / Дикие лошади Кольского п-ва

Летом кони ведут вольную жизнь, так как могут прокормиться травой, корешками и ламинарией. А вот осенью приходят на двор к Наталье каждое утро в 9.00.

«Муж выходит с ведром, они знают, что он их идет кормить. Идут по цепочке за ним. Ждут у гаража, пока он высыпает все в ведро», - рассказывает о поведении лошадей Наталья.

Зимой лошади едят всё подряд. В качестве лакомства супруги дают им яблоки, морковь, свеклу, хлеб и даже арбузы и печенье. А вот картошку лошадям нельзя. 

«В этом году надо будет объявлять сбор, потому что мы в прошлом году ничего не собирали, люди переводили по копеечке, но очень мало. Запасы были, на свои деньги покупали. В этом году практически ничего нет, а лошадей стало 9 штук», - рассказала Наталья Чунина.

В целом же лошади и их попечители будут рады любой помощи - сену, комбикорму, морковке. Её в большом количестве не закупают, так как быстро портится или может замерзнуть. Берут по 2-3 мешка по 70 кг за раз.

Несмотря на то, что лошади – давно один из символов Терского района, местные власти помощи в содержании коней не оказывают.

«Власти района не помогают. Мы к ним уже не обращаемся, помогать не будут.  Мы уже обращались, это с 2018 года тянется. Лошади - ничьи, раз мы их кормим, значит – наши – такой примерно ответ. Своими силами обходимся, очень много добрых людей, которые отзываются», - рассказала Наталья Чунина.

Интересно, что волонтёром она ни себя, ни мужа не считает.

«Мы не волонтёры, просто мы их кормим, потому что они приходят.  Я не знаю, как это называть? Сентябрь закончится, на участке будут», - смеётся Наталья.

В пятницу в Кузомень приедет сотрудница детского сада из Полярных Зорь. Его воспитанники целый год сушили сухари для лошадей. А до этого сняли про них мультик из пластилина.

«Дети сами лепили, нас с мужем, лошадей. Этот мультик занял первое место на каком-то конкурсе мультфильмов», - рассказала Наталья Чунина. 

Юннаты из Кандалакши тоже сушат сухари для кузоменьских лошадей. Так и живут, кто сухарей насушит, кто переведёт копеечку. С надеждой на то, что местные дикие лошади не двинут кони.

Очень жаль, что крутым туристическим проектом занимаются простые люди, а не местные власти или какой-то комитет, которым на деле и надо повышать туристическую привлекательность района.