ЖКХ

2022-09-30, 16:28
Фото: ГУ МЧС по Мурманской области

Мурманск: Выбрать «управляшку» и не попасть в неприятности

В Первомайском округе Мурманска по почтовым ящикам целого ряда домов разбросали цветные буклеты о новой управляющей компании — ООО «Северная сова». На неё, судя по всему, предлагают поменять старую. СеверПост выяснял, что нужно знать при выборе «управляшки» и для чего вообще обслуживающие организации пытаются захватить как можно больше домов.

  

Почему меняют не часто

 

Смена управляющей компании для дома в Мурманске стала достаточно редким явлением. Причин тому несколько. 

Первая - рынок давно поделен, и «управляшки» несколько последних лет стараются соблюдать статус кво — не лезут без большой нужды на «чужой» жилфонд. 

«Нужно понимать, что в Мурманске на рынке действует ограниченный перечень игроков. У каждой компании своя база, своя техника, свой штат специалистов, рассчитанный на конкретный объём жилфонда в конкретном районе. Для таких добросовестных компаний тратить время на подковёрную возню с переманиванием домов — лишняя трата времени», - рассказал СеверПост директор СРО НП «Жилищное объединение Мурмана» Денис Яковенко. 

«Здесь роль играет элементарная логистика. Если добросовестная компания работает, например, в Ленинском округе, то в Первомайский она не пойдёт никогда в жизни. Исключительно по экономическим соображениям — слишком большое плечо для работы», - пояснил эксперт. 

Второй причиной, почему так произошло, эксперт называет поправки в законодательстве, серьёзно усложнившие процедуру смены управляющей компании. 

С 1 сентября изменился кворум, необходимый для принятия решения о выборе управляющей компании. 

Если раньше было достаточно собрать подписи 25% собственников «плюс» один голос, то теперь за смену «управляшки» должно проголосовать больше половины жильцов. 

Соответственно, сократился и простор для махинаций. Раньше недостающие голоса нередко «дорисовывали», теперь сделать это сложнее — выше шанс, что реальный владелец подписи скажет инициатору своё «фу» с последующим привлечением надзорных и правоохранительных органов. 

 

Только не донором

 

Тем не менее, иногда люди думают о том, чтобы сменить управляющую компанию. Как не сделать хуже, и как изучить «управляшку» перед тем, как дать своё согласие — отвечали эксперты отрасли.  

«Первое, что нужно сделать — это пообщаться с ГЖИ, чиновниками в администрации округа. Надзорные органы всегда ведут статистику по количеству жалоб, по тому, как оперативно управляющая компания на них реагирует, как исполняет заявления жильцов. В той же ГЖИ есть своего рода рейтинг управляющих компаний, да и неофициальный «чёрный список», уверен, тоже существует. Если там вам скажут, что «управляшка» работает плохо, то переходить в неё нельзя ни в коем случае», - резюмировал Денис Яковенко. 

Другой источник агентства, помимо общения с официальными органами, посоветовал ещё и посмотреть на сам перечень домов, которые уже есть в управлении компании. 

«Для любой фирмы ваш дом — это бизнес. И поэтому нужно исключить ситуацию, когда конкретно ваш дом желают превратить в дом-донор», - указал собеседник агентства. 

«Сталинки дремучих годов постройки и пятиэтажки — это чаще всего малоприбыльные или вообще убыточные объекты. Высотки, где всё отремонтировано и делать не особо что нужно в ближайшее время — это дома-доноры», - пояснил источник. 

«Часто такие дома ищут специально, чтобы за их счёт извлекать максимальную прибыль или закрыть расходы на других объектах. Жильцам от такого подхода будет только хуже», - добавил он. 

Ради интереса СеверПост заглянул на официальный сайт «Северной совы». Там указан список домов, находящихся под управлением этой фирмы.
 

В ведении «управляшки» в своём подавляющем объеме находятся в данный момент сталинки в центре города и несколько пятиэтажных панельных домов на Буркова. 

Любопытно, что «управляшка» сегодня обслуживает печально известный дом № 8 на Рыбном проезде. 

Этот адрес стал очень приметным после трагедии. Именно с крыши этого дома 26 марта 2019 года сошла наледь, которая травмировала 64-летнюю женщину.

Пострадавшая была госпитализирована в реанимационное отделение Мурманской областной клинической больницы. Однако врачам не удалось спасти пенсионерку - она скончалась из-за полученных травм. 

По факту гибели мурманчанки тогда было возбудили уголовное дело. Но срок получил директор подрядной организации, которую наняли чистить крышу, а не руководство управляющей компании. 

 

Считаем нарушения

 

Второе, на что советуют обратить внимание при выборе «управляшки» — количество и характер нарушений, которые у управляющей компании выявили надзорные органы, и которые «выплыли» в СМИ. Эти публикации легко найти по поиску в новостях. 

У той же «Северной совы», например, сразу в первой строчке поиска появляется штраф за отсутствие нормального ограждения площадки для мусора. Нарушение выявили чиновники в Ленинском округе Мурманска. 

Следом идёт предписание уже от администрации Первомайского округа.

«На улице Фадеев Ручей на крыше и козырьках подъездов дома № 22 висела наледь. Двор не был очищен от снега, отсутствовала подсыпка противогололедной смесью. А на придомовой территории лежал мусор», - пишет городская газета о работе «Северной совы». 

Или вот ещё из прелестного. «Весной 2022 года в доме №29 на улице Капитана Буркова в Мурманске рухнула лестница одного из пролетов. Местные жители обвинили в случившемся УК «Северная сова», отметив, что компания плохо исполняет свои обязанности», - пишет «Комсомольская правда». 

А далее компанию проверила прокуратура и подтвердила слова северян.

«Установлены многочисленные нарушения, допущенные управляющей компанией при управлении многоквартирным домом. Факт ненадлежащего содержания лестничных маршей многоквартирного дома также нашел свое подтверждение при проведении комиссионных обследований», - сообщили тогда по факту рухнувшего лестничного пролёта в прокуратуре Мурманской области. 

То есть, все эти данные о нарушениях и предписаниях найти достаточно просто, поскольку они являются публичными. И это касается любой управляющей компании.

Так почему бы не проверить досье «управляшки» заранее? 

 

Смотрим отзывы

 

Наконец, один из собеседников агентства предлагает проверить и отзывы о работе управляющей компании в социальных сетях. 

Подредактировать или поправить публикации обиженных людей сложно. Тут как раз и всплывают реальные методы работы «управляшки» и отношение к ней жителей. 

В Мурманске даже есть группы в социальных сетях, которые собирают жалобы на работу управляющих компаний. Одна из таких групп - «ЖКХ-51: отзывы, советы, общественный контроль» во ВКонтакте. 

И здесь тоже можно искать отзывы по названию. Например, при запросе «Северная сова» появляется около десятка жалоб. 

Половина — на не очищенные от снега дворы и следующие за этим весенние потопы и гололёд. 

«Из-за того, что не вывозили снег со двора теперь там огромные лужи и гололед! Вчера женщина поскользнулась и упала в лужу. Шмидта, 21 - это просто беда», - сообщают разгневанные местные жители. 

Или вот ещё: «Во дворе дома №74 на проспекте Ленина на детской площадке устроили свалку. В зоне для детских игр, которая не обновлялась с прошлого века, в куче снега бросили различный мусор и строительные отходы».

Как-то не вяжется всё это с имиджем управляющей компании, которой «важны отношения с жильцами обслуживаемых нами домов». 

Из личного есть в той же группе и вовсе удивительные публикации.

«27.11.21 года около 9.15 в моём доме на проспекте Ленина, дом 98 перемёрзла горячее и холодное водоснабжение. После заявки в аварийку, я позвонил замдиректора ООО «Северная сова» и объяснил проблему с просьбой устранить её в кратчайшие сроки. В этот же вечер в 18:30 мне позвонили слесари и сказали, что трубы они отогрели. Но, при этом остаётся вопрос: Как быть уверенным, что вода снова не замёрзнет? На что слесари сказали, просто не выключать воду, пусть идёт днём и ночью, тогда не замёрзнет. Справедливости ради, это нужно было потерпеть только до понедельника, по их словам, а потом трубы утеплят и кинут греющий кабель». 

«Собственно, сегодня 06.12.21 года - ВОДЫ НЕТ!!! 10 дней прошло, трубы не утеплены и кабелей никаких нет. Я вынужден ходить и покупать воду в магазине, чтобы выполнить обычные житейские нужды дома. И это в центре города Мурманска». 

Такая жалоба не единственная.

«Шмидта, 21, утро жителей 1 подъезда не доброе - верхний розлив отопления дал течь. Затоплены горячей водой все 4 этажа. У всех жильцов придётся делать ремонты. Управляющая компания «Северная сова». На данный момент сливают отопление (верхний розлив), люди вместо того, чтобы пойти с утра на работу - вычерпывают воду», - делится болью другой северянин. 

Так что, именно поэтому и стоит проверить социальные сети. Там можно найти много интересного, что может повлиять на решение о выборе управляющей компании. 

При этом директор СРО НП «Жилищное объединение Мурмана» Денис Яковенко также советует соизмерять количество жалоб с размером компании. 

«Здесь роль сначала играет элементарный размер «управляшки». Жилфонд в Мурманске старый, жалобы будут всегда. У большой компании их по этой причине всегда будет больше, чем у маленькой. Поэтому и гораздо важнее то, как оперативно компания работает с обращениями», - пояснил Яковенко. 

Однако сам же эксперт согласился с мнением, что если количество жалоб зашкаливает у небольшой управляющей компании, то от такой конторы нужно бежать как можно дальше.

 

Своими глазами

 

Помимо прочего, директор СРО НП «Жилищное объединение Мурмана» Денис Яковенко предлагает и своими глазами взглянуть на жилфон управляющей компании, которая претендует на право обслуживать ваш дом. 

«Просто берёте и идёте в чужой двор. Смотрите, как убрана площадка для мусора, убран ли снег, в каком состоянии подъезды, убирают и моют ли их вовремя», - даёт инструкцию эксперт. 

«Можно и с жильцами пообщаться. Они ведь про свой дом всё знают», - заключает Яковенко. 

Логика здесь проста. Если чужой подъезд заплёван и не мылся полгода — то и ваш будет точно таким же. Если у других людей в подвале дома трубы перемерзают и лопаются, управляшка и вам обеспечит точно такую же «радость». 

«А если во дворе и в доме всё в порядке — можно пообщаться с директором новой управляющей компании. Адекватный человек и хороший специалист вам всегда расскажет прямо, зачем он хочет взять ваш дом, будет ли заниматься благоустройством, что и в какие сроки сделает во дворе, на крыше, в подъезде, в подвале», - поясняет Яковенко. 

То есть, если просто звучат обещания — мы будем работать лучше, чем ваша сегодняшняя управляшка и всё — можно смело посылать инициаторов.

Как-то так. Резюмируем. Для любой «управляшки» - обслуживание дома — это бизнес. Насколько бизнес честный и открытый - в каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

И только от личного решения каждого из жителей зависит, какая у вас будет «управляшка», и как она будет работать.