Бизнес

2022-10-12, 11:35
Фото: СеверПост / Ирина Швед

Где живут великаны

Белокаменка — главная стройка Заполярья. Обычно говорят, что «Новатэк» строит там что-то для «Арктик СПГ-2». Но что именно, мало кто даже из мурманчан сможет ответить. Сейчас работы ведутся в условиях санкций. СеверПост побывал на месте.

 

Что же строят в Белокаменке?

В Белокаменке возведён и работает Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Это первый в мире завод по серийному производству линий для сжижения природного газа на основаниях гравитационного типа.

ЦСКМС занимает площадь в 600 га. Территория завода тянется на 7,5 км вдоль трассы Мишуково — Снежногорск.

Это два сухих дока, производственные цеха и небольшие заводы для производства бетона, а также жилой городок.

Но поражает не только объём проделанной работы. Удивляет то, что всё это было построено за пять лет. В 2017 году началось строительство, а в мае 2022 года завод вышел на полную мощность. Об этом рассказал генеральный директор «Новатэк-Мурманск» Пётр Оборин.

 

Миллионы и миллиарды

В рассказах о ЦСКМС часто мелькают цифры с большими нулями. В строительство были вложены миллиарды и более 8 млрд завод уже получил в виде выручки в 2021 году.

19 миллионов кубометров заполярных скал взорвали и перевезли, чтобы освободить место для строительства доков и зданий.

И это самый большой в России производственный цех. Объём строения — 9 миллионов кубометров.

 

Почти Оленегорск

За пять лет в окрестностях завода построили город, по размерам населения сравнимый с Оленегорском. Там проживает около 20 000 человек, в Белокаменке — более 17 000.

В жилом городе 48 общежитий, несколько столовых вместимостью 6 000 человек. Там есть спорткомплекс, где проводятся турниры по минифутболу, проводится даже собственный чемпионат. Есть и небольшая сцена, где по выходным выступают артисты, приезжающие из Мурманска.

В посёлке работают прачечные, рынок, магазины. Вот только спиртное в них не продают. В Белокаменке действует «сухой закон». Появление в пьяном виде наказывается жестоко: «чемодан, вокзал, домой».

И это понятно. Работа у строителей ответственная, тут нужна трезвая голова и ясный ум. И это касается всех - от директора до бетонщика.

 

По закону Архимеда

Глядя на первую линию сжижения газа, возникает вопрос: почему эта гигантская конструкция не тонет?

Длина линии 330 метров, ширина — 154, высота 70, а если вместе с факелом, то около 112.

Основание гравитационного тип сделано из бетона, правда, облегчённого. Для строительства завода был специально создан бетон, который на 20% легче обычного.

Но всё же, конструкция напичкана железом, и, несмотря на это, не тонет. Далёкому от физики человеку осознать это бывает непросто.

«Ответ прост - большая площадь подошвы. За счёт этого обеспечивается выталкивающая сила больше, чем вес платформы», — объясняет начальник управления по строительству оснований гравитационного типа Валентин Демидов.

Или, если по-простому, платформа не тонет по закону Архимеда.

 

Дом для великанов

На не тонущую платформу устанавливают 14 железных модулей. Каждый модуль имеет собственное назначение. Это оборудование очищает и сжижает газ, закачивает его в хранилище, которое находится в бетонном основании, и перекачивает на газовозы.

Собирают модули в самом большом в России производственном цеху.

Размеры цеха — 350 х 280 х 93 метра. В нём могут с комфортом разместиться гостиница «Арктика», пара ледоколов проекта 22220 или авианосец «Адмирал Кузнецов».

Цех поделен на пять пролётов, на каждом можно собирать по три модуля. Причём, каждый модуль индивидуален и имеет собственное предназначение.

 

Мы едем, едем, едем

Готовые модули выкатывают через огромные ворота высотой под сотню метров. А для выкатки используются гигантские «сороконожки» — многоколёсные платформы.

Далее модули доставляются к бетонной основе и устанавливаются на него с помощью специальных подъёмно-скиддинговых систем.

 

«Мы всё купим»

Завод в Белокаменке обеспечивает работой почти 800 предприятий в России. Они производят более 50% комплектующих для модулей. Остальное приходилось закупать.

Теперь помимо закупок, что-то приходится вообще придумывать и создавать с нуля.

«Раньше нам некоторые руководители говорили, что мы всё купим, ведь мы богатые», — говорит директор по контролю за изготовлением основного технологического оборудования компании Тагир Нигматуллин.

В условиях санкций приходится выкручиваться самим и, как сказал Нигматуллин, напрягать свой инженерный мозг и создавать нужное оборудование.

 

На друга надейся, а сам не плошай

Ограничения сказались на работе завода в Белокаменке. В мае 2022 года в прессе появились сообщения о том, что китайские верфи, строящие модули для завода, прекратят работу над проектом. Но генеральный директор «Новатэк-Мурманск» Пётр Оборин опроверг эту информацию.

«То, что писали в СМИ в тот момент, в мае месяце — это не соответствует действительности. Все эти верфи, с которыми мы работали и продолжаем работать. Не всё так просто, жизнь вносит коррективы и меняется производственная программа», — сказал Оборин.

Он добавил, что меняется часть технологических и технических решений, и компания будет стараться производить большую часть продукции на своих мощностях.

Впрочем, в «Новатэк-Мурманск» ожидают прихода двух модулей из-за границы. Предположительно, модули придут уже в октябре, но гендиректор предпочёл не торопить события и не называть даже примерных дат прихода.

Да и ушли не все. Продолжает работу турецкая компания Saren. Это видно по анонсам на турецком языке и по присутствию на стройке работников из Турции в фирменной одежде.

Но обилие представителей других стран на стройке в Белокаменке не значит, что там не хватит места для жителей Заполярья.

 

Будущее — за инженерами

В последние годы одной из самых популярных профессий была профессия «менеджер». С введением в строй завода в Белокаменке на передний план выходят инженеры и рабочие.

В Мурманске уже открылись инженерные классы, где куратором выступает, в числе других, и компания «Новатэк». Кстати, преимущество будет у тех специалистов, которые умеют работать с различными программами, говорит Нигматуллин.

Найдётся работа и судоводителям. Компания заказала постройку 30 новых судов для своих СПГ-проектов. Они будут ходить по Севморпути.

 

Всерьёз и надолго

Работа завода в Белокаменке расписана на восемь лет вперёд. Портфель заказов сформирован до 2030 года.

Будет создано шесть технологических линий. Половина из них — для проекта «Арктик СПГ-2». Но и после окончания этой работы дело для завода найдётся.

По словам генерального директора, предприятие может производить различные морские сооружения разной степени сложности.

Это значит, что завод не встанет после завершения главного проекта. Сохранятся все отчисления в бюджет и рабочие места.

Напомним, ещё в 2015 году на площадке Петербургского международного экономического форума было подписано Соглашение о сотрудничестве Мурманской области и компании «НОВАТЭК».

Документ закрепил стратегические направления сотрудничества правительства Мурманской области и ОАО «НОВАТЭК», среди которых создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», развитие портовой особой экономической зоны, снабжение региона сжиженным природным газом.

Грибоед | 2022-10-12 14:07:09

И всё-таки вопрос о том, сколько же мурманчан там нашли работу остался без ответа.Похоже, там 99% пришлые.

Ответить