Общество

2022-10-17, 16:05
Фото: СеверПост / Ирина Швед

Полярно-альпийский ботанический сад выращивает... борщевик

Полярно-альпийский ботанический сад может похвастаться роскошной коллекцией тропических растений. Учёные проделали огромную работу. Оранжерея сада лопается от обилия зелени. Но не всё так хорошо в растительном царстве. Какие проблемы не дают саду превратиться в мощный туристический магнит разбирался СеверПост. 

Розы в крапиве

Полярно-альпийский сад имени Н.А. Аврорина в 2021 году отметил девяностолетие. Это заметно по роскошной оранжерее. Тропическое царство выглядит как настоящие джунгли.

Это богатство восхищает и поражает буйством зелени. Как, впрочем, и густые заросли рододендронов и красавицы пихты.

Притягивает взгляд своей кристально чистой водой река Вудъяврйок. Но на этом позитив заканчивается и начинается нищета и разруха, прикрыть которую не способна красота северной природы.

 

Подождите там

Гости сада, особенно приезжающие туда впервые, бывают неприятно поражены парадным входом. Ворота в сад сделаны основательно, но забор уже устал и разваливается, придавливая растущие вокруг сорняки.

Не добавляют красоты и старые деревянные одноэтажные домики с проваливающимися крышами.

Без экскурсовода или сопровождающего на территорию сада не пускают. Приходится ждать его прихода на улице. И ладно, если дело происходит в тёплую погоду. А в дождь и снегопад придётся мокнуть и мёрзнуть под воротами.

Но, даже если гостей и пустят в двухэтажный особняк, где сидят гиды, радости это принесёт немного. Старое здание мало пригодно для приёма гостей.

 

Новая коробочка с трухой

Двухэтажный деревянный особняк выглядит весьма прилично. Несколько лет назад был сделан ремонт — появился набивший оскомину сайдинг и отремонтирована крыша. Но чего стоит этот ремонт, можно понять, зайдя внутрь.

В особняке нет отопления. За полярным кругом. В здании, где работают люди и принимают гостей.

Те, кто работает в особняке, спасаются калориферами, при этом сильно рискуя, поскольку проводка в доме старая. Если добавить к этому тот факт, что новая крыша течёт, становится понятно, что здание представляет собой мину замедленного действия. И остаётся только гадать, что случится раньше — особняк развалится или сгорит.

И, напоследок, канализация в доме тоже старая. Вот такой ремонт на минималках.

 

Культурная развалина

Впрочем, если это здание ещё хотя бы как-то отремонтировали, то главный лабораторный корпус не увидел даже такого ремонта.

Здание 1936 года постройки является объектом культурного наследия регионального значения. Об этом любой может узнать из таблички, прикреплённой на стене у входа.

На этом забота о наследии закончилась. Строение законсервировано, и когда в нём будет проведён ремонт, и будет ли, неизвестно.

Впрочем, что говорить о здании, если саду не выделяют деньги даже на то, чтобы застеклить теплицы.

Так они и стоят, зияя дырами и «радуя» глаз туристов, посещающих сад.

Сад без садовника

К сожалению, это правда. Работники в саду имеются, но у них своя работа — госзадание, по которому они и трудятся.

Ухаживать же за дорожками, сметать опавшие листья, обрезать сухие ветки и скашивать борщевик должен специально обученный человек, но на него денег не выделено.

Вот и идут гости к оранжереям, загребая ногами опавшую листву, и поражаясь растущему меж деревьев борщевику.

Кстати, дорожки из щебёнки в XXI-м веке смотрятся несколько дико.

 

Эх, королевство маловато

Оранжерея ботанического сада была построена в середине прошлого века. Когда финиковая пальма начала упираться макушкой в потолок, крышу подняли. И, вроде сделали с расчётом «навырост», но тропическая гостья требует продолжения банкета.

Да и остальным растениям в небольшом пространстве уже тесновато. Но о расширении пока речи не идёт, хотя в ПАБСИ были бы весьма рады этому.

«Таких планов у нас нет, потому что у нас нет финансовых возможностей», — говорит директор ПАБСИ кандидат биологических наук Елена Полоскова.

Она добавляет, что они бы с удовольствием обзавелись и второй оранжереей, и расширили имеющуюся, если бы не одно «но» — деньги, точнее, их отсутствие.

 

Съесть-то он съест, но кто ему даст?

Желаний и мечтаний у биологов полно. Ведь уникальный сад можно превратить в весьма привлекательный туробъект. Но всё упирается в финансирование.

«Мы — федеральное бюджетное учреждение, и финансирование у нас идёт исключительно на госзадание, к большому нашему сожалению. А на развитие инфраструктуры пока никаких возможностей нам не дают», — сокрушается директор ПАБСИ.

У Полосковой много идей. На территории сада можно создать визит-центр, кафе, детскую площадку, даже гостиницу и домики для проживания студентов и туристов. Вот только желающих вложиться в это нет.

Так и стоит сад со всеми его богатствами и культурным наследием в окружении разваливающихся зданий и сорняков, и ждёт инвестора.

И остаётся только надеяться, что желание обновить и развивать это наследие руки у инвесторов дойдут раньше, чем обвалится крыша оранжереи под напором растущей пальмы.