Женщина на борту, аврал на работе, и как стать капитаном своей жизни - в материале СеверПост.
СеверПост запустил новый проект «Учиться и работать в Арктике», в рамках которого мы планируем рассказать о профессиях, что можно получить, не покидая регион, а также о возможностях, открывающихся при обучении на Севере. И сегодня речь пойдёт о судоводителях и корабельных механиках.
Дамы, вперёд!
Галина Макаренко против предрассудков. Девушка уверена: женщина на корабле - не к беде, а к... порядку, и готова доказать это на собственном примере.
Она - курсант Мурманского государственного технического университета. На курсе «Судовождение» Галина - единственная представительница прекрасного пола.
«Шутки про женщин на борту - пережиток прошлых лет. В современном мире девушки на флоте не редкость. Многие успешно работают в морских компаниях на самых разных специальностях», - говорит Галина и продолжает:
«Однако вопрос с практикой и трудоустройством для девушек всё ещё достаточно сложен. Не все компании готовы брать представительниц слабого пола на судно, так как одни считают, что нам сложно справляться морально и физически с работой в море, а другие, столкнувшись с некомпетентностью каких-то конкретных дам, равняют всех под одну гребёнку. На мой взгляд, это абсолютно неправильно, компетенции вообще никак не зависят от гендерной принадлежности».
Азарт, которым загораются её глаза, лучше всяких слов подтверждает, что в один из лучших технических вузов Северо-Запада России Макаренко пришла совсем не для того, чтобы получить диплом «для галочки», и уступать мужчинам она не собирается.
«Плох тот штурман, что не мечтает стать капитаном». Я родилась в городе Светлый Калининградской области. Все моё детство прошло в городах, связанных с морем, а желание ходить в море передалось по наследству», - признаётся красавица с твёрдым характером.
В её семье много моряков: дядя Галины - военный штурман, дед был командиром дивизии десантных кораблей, а отец по специальности военно-морской связист.
Галина хочет достичь пика карьеры и мечтает стать капитаном.
«Для этого нужно много работать, повышать свой профессиональный уровень и, конечно же, много ходить в море, чем я и планирую заниматься после выпуска», - уверяет 23-летняя девушка.
По её признанию, учеба в МГТУ была интересной с первого курса.
«Уже с первого курса нас, ещё вчерашних школьников, начали погружать в морскую жизнь. Строгая дисциплина, утренние построения и, конечно же, интересные лекции и практические занятия смогли подготовить нас к реальной работе на судах нашего флота», - рассказывает она.
По окончанию учёбы девушка мечтает устроиться на Гидрографическую службу Северного флота.
«На мой взгляд, - эта работа очень сложная, но интересная, в первую очередь, - это возможность почувствовать себя причастным к новым гидрографическим открытиям, так как океанографические исследования в Арктике и поиск затонувших объектов на дне моря до сих пор являются необходимыми и актуальными. Сплю и вижу себя капитаном гидрографического судна «Ромуальд Муклевич», - так просто и открыто рассказала о своей мечте Галина, что не поверить, что эта целеустремленная девушка своего добьётся, нет никаких оснований.
Любовь под алыми парусами
Виктор Валяев вырос в Казахстане. До 18 лет о Кольском Севере имел весьма туманные представления, пока не узнал, что здесь находится один из ведущих научно-образовательных центров, занимающихся подготовкой кадров для работы в масштабных арктических проектах.
Как выяснилось, готовился к экзаменам парень полгода, в итоге набрал высокий балл и стал учиться на бюджетной основе. Спустя 4 года учёбы в заполярной столице молодой человек не жалеет о своем решении.
«До Мурманска я никогда на севере не был, да и из своего маленького посёлка, с населением 8 тысяч, выезжал нечасто. Ни у кого в роду не было морского инженерно-технического образования, я сам выбрал такой путь, и со всей уверенностью заявляю, что только на парусных кораблях можно прочувствовать настоящее товарищество и только в море - проверить, правильный ли выбор профессии сделал», - делится курсант 5 курса специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» Морской академии Мурманского государственного технического университета Валяев.
По мнению будущего судового механика в морской специальности важно быть мастером на все руки и всегда готовым, как к авралам, так и к любым штормам и перипетиям.
Практика на учебных парусниках «Седов» и «Херсонес» дала колоссальный опыт по части решения внештатных ситуаций, но, впрочем, запомнилась не только этим.
«Летом прошлого года я ушёл в четырехмесячный рейс на фрегате «Херсонес». В это время он сменил привычные белые паруса на алые. И лепту в перевооружение внесли мы, курсанты», - дополняет рассказ Виктор.
Но и не это стало самым ярким событием курсантской практики.
«На борту «Херсонеса» я познакомился с будущим судоводителем из Новороссийска и своей нынешней невестой - Лизой. Можно сказать, что отношения зародились, как в повести Александра Грина, под алыми парусами», - смеётся Виктор.
Теперь и Лиза, и Виктор по окончании учебы мечтают работать на атомных ледоколах.
У штурвала Морской академии стоит капитан
«Молодёжь сейчас очень ждут на флотах. Нужны инженеры всех специальностей - механики, электрики, судоводители. Наш университет - один из немногих вузов, который выдаёт дипломы международного образца по морской подготовке, а потому поступление в МГТУ может стать путёвкой в жизнь, выбор за абитуриентом», - напутствует директор Института «Морская академия» МГТУ Сергей Березенко.
Березенко уверен: судоводитель - это профессия для людей, обладающими всеми качествами лидера.
«На судне невозможна демократия, капитан принимает все решение и несёт ответственность за каждого члена экипажа, груз и само судно», - поясняет Березенко.
Ещё пару лет назад он сам ходил в море. Березенко посвятил морю три десятка лет, из них двадцать - в должности капитана. По его признанию, ходил на судах предприятий Севрыбпромразведки, «Карат», «Беломорский рыбак» и РК Калинина.
И учился Березенко на судоводительском факультете легендарной Мурманской высшей мореходки. В 1989 году он окончил её с красным дипломом. Более того, будущий морской волк даже был ленинским стипендиатом.
Кстати, в 2019 году в МГТУ состоялась 30-я годовщина выпускников 1989 года. Выпуск 1989 года - это 120 человек, две роты курсантов, прошедших полноценную подготовку на военно-морской кафедре и получивших звание лейтенантов флота.
Выпуск этот особенный ещё и потому, что половина бывших курсантов до сих пор ходит в море, преимущественно, капитанами.
Часть «мореходцев» стали лидерами рыбного бизнеса, основав всемирно известные ныне компании. Однако есть среди них и представители нефтяного бизнеса, и офицеры ВМФ.
По словам Сергея Березенко, морская специальность делает из мальчишек - мужчин, которые при желании и здоровых амбициях могут добиться больших успехов в карьере.
Другой немаловажный аспект для морского инженера в наши дни - материальный. По словам директора Морской академии, минимальная зарплата курсанта на практике сегодня составляет от 50 до 150 тысяч рублей (в зависимости от нагрузок и квалификации).
300 тысяч рублей в месяц - такова зарплата второго помощника капитана Мурманской области на судне рыбного промысла - сообщает сервис HeadHunter.
Добавим, что в МГТУ будущие морские специалисты не только бесплатно осваивают востребованные профессии, но и обеспечиваются общежитием на территории вуза, плата за которое не превышает тысячу рублей в месяц, а на весь период обучения обеспечиваются бесплатным трёхразовым питанием и обмундированием.
Сегодня все понимают: будущее за освоением Арктики. Для этого строятся новые заводы и атомные ледоколы. Но даже самому современному кораблю понадобятся высококлассные специалисты. И МГТУ смотрит в будущее с надеждами.
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее
«Вас что, правда так зовут?» Эту фразу обладатели необычных имён слышат чуть ли не каждый день. Как в наше время живётся мужчине с именем Ананий? В каких случаях Клеопатра выбирает быть просто Машей и почему Констанция терпеть не может «Трёх мушкетёров»? Истории людей с оригинальными именами собирал СеверПост. Хорошо, что не Хилари Отцу мурманчанки...подробнее
Вглядитесь в эти фото. На снимках – один и тот же человек. Первый кадр – то, как 75-летняя мурманчанка Александра Фёдоровна выглядела в последние несколько лет жизни. Второй – спустя всего 10 дней пребывания в Мурманском доме-интернате инвалидов и престарелых. В госорганизации пожилая женщина получила инсульт, пневмонию, гнойные пролежни, сепсис и оказалась в...подробнее
Сотни заполярных поисковиков с приходом лета надевают полевую форму, берут металлоискатели, лопаты и отправляются на поиски тех, кто встретил свой последний час в наших стылых сопках, именуемых на картах высотами. Вроде бы, год за годом порядок действий один, но каждый поисковый сезон в Заполярье отличается от другого. Итогами поискового сезона 2024 год и планами на новый...подробнее
Областной суд 14 мая может поставить точку в скандальном уголовном деле о мошенничестве в Ковдоре. Процесс уже стал эталоном бодания прокуратуры и юристов защиты. Здесь есть всё: и облажавшееся обвинение в виде эксперта с поддельным дипломом, и гуглфото в качестве доказательства, и выполненные «сверх» контракта работы, и чиновник под следствием, и ущерб почти в 12...подробнее
В день 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Мурманске по традиции прошёл военный парад, а вслед за ним - шествие «Бессмертного полка». О том, как всё это было - репортаж СеверПост. Мурманчане занимали места за несколько часов до начала парада:Первыми к трибуне привозили ветеранов, которым помогали подниматься и рассаживаться...подробнее
Начальник грузового двора станции Мурманск Василий Фомич Гольцов пережил войну. Пережил самую страшную бомбёжку Мурманска 18 июня 1942 года, когда прямо в земле испеклась картошка, которую мурманчане сажали во дворах. Но умер он спустя всего пять лет после Победы. Ему тогда было всего 35 лет. И ни внуков, ни правнуков, ни праправнуков он, конечно, не застал. Но вот они, его...подробнее
Приближается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В Заполярье состоится множество памятных мероприятий. Пройдёт по городу шествие «Бессмертного полка». И в этом полку мы увидим женщинау с плакатом, на котором будет сразу пятьдесят имён. Северянка считает, что больше об этих людях вспомнить некому. Нет в России семьи такой, где б не памятен был...подробнее
ЗАТО Островной – самый отдалённый городок в Мурманской области. Через два дня после начала Великой Отечественной здесь была образована Йоканьгская военно-морская база. После войны там базировались атомные субмарины. В лучшие годы – до 35 АПЛ, четыре дивизии. В Гремихе в 1970-е – до 40 тысяч жителей. И прикрывал всё это целый зенитно-ракетный полк. Но это в...подробнее
Миллионы людей на всей планете празднуют Пасху – светлое Христово Воскресение. Своими мыслями о сути и особенностях этого события поделился с СеверПост секретарь Архиерейского совета Мурманской митрополии, настоятель мурманского храма Святого великомученика и целителя Пантелеимона протоиерей Владимир Семёнов. Пасха – событие мировое, и затрагивает абсолютно всех,...подробнее
В 2000-х в Мурманске редкий поход на улицу обходился без встречи с человеком без определённого места жительства. Бомжи обитали везде: в центре, на вокзале, теплотрассах, помойках и заброшенных стройках. Со временем их стало меньше, но они не исчезли. Как сейчас выглядят мурманские бомжи и какова смертность среди них? Выяснял СеверПост. Помолодели на 20 лет За последние два...подробнее
Негосударственные поставщики социальных услуг в Мурманской области бьют тревогу. По их словам, им урезали количество услуг и финансирование. Да и денег многие из них с начала года не видели: работникам нечем платить зарплату, предпринимателям приходится залезать в долги, некоторым и вовсе грозит закрытие. При этом государственные учреждения обеспечить всех нуждающихся вряд ли...подробнее
Мурманчанке Антонине Баранцевой 102-ой год. Ее сыну -79 лет, старшей внучке - 52 года, а правнучка - подросток. Она видела смену эпох, правителей и технологий - от первых телевизоров до современных смартфонов. В разбитом бомбами Ленинграде рыла окопы, работала на оборону. Как и все ленинградцы, пережила холод, голод, смерть близких. И оттуда «Дорогой жизни»...подробнее