Фото: ВКонтакте / Сергей Марков, пресс-служба МГТУ и из личных архивов героев
Женщина на борту, аврал на работе, и как стать капитаном своей жизни - в материале СеверПост.
СеверПост запустил новый проект «Учиться и работать в Арктике», в рамках которого мы планируем рассказать о профессиях, что можно получить, не покидая регион, а также о возможностях, открывающихся при обучении на Севере. И сегодня речь пойдёт о судоводителях и корабельных механиках.
Дамы, вперёд!
Галина Макаренко против предрассудков. Девушка уверена: женщина на корабле - не к беде, а к... порядку, и готова доказать это на собственном примере.
Она - курсант Мурманского государственного технического университета. На курсе «Судовождение» Галина - единственная представительница прекрасного пола.
«Шутки про женщин на борту - пережиток прошлых лет. В современном мире девушки на флоте не редкость. Многие успешно работают в морских компаниях на самых разных специальностях», - говорит Галина и продолжает:
«Однако вопрос с практикой и трудоустройством для девушек всё ещё достаточно сложен. Не все компании готовы брать представительниц слабого пола на судно, так как одни считают, что нам сложно справляться морально и физически с работой в море, а другие, столкнувшись с некомпетентностью каких-то конкретных дам, равняют всех под одну гребёнку. На мой взгляд, это абсолютно неправильно, компетенции вообще никак не зависят от гендерной принадлежности».
Азарт, которым загораются её глаза, лучше всяких слов подтверждает, что в один из лучших технических вузов Северо-Запада России Макаренко пришла совсем не для того, чтобы получить диплом «для галочки», и уступать мужчинам она не собирается.
«Плох тот штурман, что не мечтает стать капитаном». Я родилась в городе Светлый Калининградской области. Все моё детство прошло в городах, связанных с морем, а желание ходить в море передалось по наследству», - признаётся красавица с твёрдым характером.
В её семье много моряков: дядя Галины - военный штурман, дед был командиром дивизии десантных кораблей, а отец по специальности военно-морской связист.
Галина хочет достичь пика карьеры и мечтает стать капитаном.
«Для этого нужно много работать, повышать свой профессиональный уровень и, конечно же, много ходить в море, чем я и планирую заниматься после выпуска», - уверяет 23-летняя девушка.
По её признанию, учеба в МГТУ была интересной с первого курса.
«Уже с первого курса нас, ещё вчерашних школьников, начали погружать в морскую жизнь. Строгая дисциплина, утренние построения и, конечно же, интересные лекции и практические занятия смогли подготовить нас к реальной работе на судах нашего флота», - рассказывает она.
По окончанию учёбы девушка мечтает устроиться на Гидрографическую службу Северного флота.
«На мой взгляд, - эта работа очень сложная, но интересная, в первую очередь, - это возможность почувствовать себя причастным к новым гидрографическим открытиям, так как океанографические исследования в Арктике и поиск затонувших объектов на дне моря до сих пор являются необходимыми и актуальными. Сплю и вижу себя капитаном гидрографического судна «Ромуальд Муклевич», - так просто и открыто рассказала о своей мечте Галина, что не поверить, что эта целеустремленная девушка своего добьётся, нет никаких оснований.
Любовь под алыми парусами
Виктор Валяев вырос в Казахстане. До 18 лет о Кольском Севере имел весьма туманные представления, пока не узнал, что здесь находится один из ведущих научно-образовательных центров, занимающихся подготовкой кадров для работы в масштабных арктических проектах.
Как выяснилось, готовился к экзаменам парень полгода, в итоге набрал высокий балл и стал учиться на бюджетной основе. Спустя 4 года учёбы в заполярной столице молодой человек не жалеет о своем решении.
«До Мурманска я никогда на севере не был, да и из своего маленького посёлка, с населением 8 тысяч, выезжал нечасто. Ни у кого в роду не было морского инженерно-технического образования, я сам выбрал такой путь, и со всей уверенностью заявляю, что только на парусных кораблях можно прочувствовать настоящее товарищество и только в море - проверить, правильный ли выбор профессии сделал», - делится курсант 5 курса специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» Морской академии Мурманского государственного технического университета Валяев.
По мнению будущего судового механика в морской специальности важно быть мастером на все руки и всегда готовым, как к авралам, так и к любым штормам и перипетиям.
Практика на учебных парусниках «Седов» и «Херсонес» дала колоссальный опыт по части решения внештатных ситуаций, но, впрочем, запомнилась не только этим.
«Летом прошлого года я ушёл в четырехмесячный рейс на фрегате «Херсонес». В это время он сменил привычные белые паруса на алые. И лепту в перевооружение внесли мы, курсанты», - дополняет рассказ Виктор.
Но и не это стало самым ярким событием курсантской практики.
«На борту «Херсонеса» я познакомился с будущим судоводителем из Новороссийска и своей нынешней невестой - Лизой. Можно сказать, что отношения зародились, как в повести Александра Грина, под алыми парусами», - смеётся Виктор.
Теперь и Лиза, и Виктор по окончании учебы мечтают работать на атомных ледоколах.
У штурвала Морской академии стоит капитан
«Молодёжь сейчас очень ждут на флотах. Нужны инженеры всех специальностей - механики, электрики, судоводители. Наш университет - один из немногих вузов, который выдаёт дипломы международного образца по морской подготовке, а потому поступление в МГТУ может стать путёвкой в жизнь, выбор за абитуриентом», - напутствует директор Института «Морская академия» МГТУ Сергей Березенко.
Березенко уверен: судоводитель - это профессия для людей, обладающими всеми качествами лидера.
«На судне невозможна демократия, капитан принимает все решение и несёт ответственность за каждого члена экипажа, груз и само судно», - поясняет Березенко.
Ещё пару лет назад он сам ходил в море. Березенко посвятил морю три десятка лет, из них двадцать - в должности капитана. По его признанию, ходил на судах предприятий Севрыбпромразведки, «Карат», «Беломорский рыбак» и РК Калинина.
И учился Березенко на судоводительском факультете легендарной Мурманской высшей мореходки. В 1989 году он окончил её с красным дипломом. Более того, будущий морской волк даже был ленинским стипендиатом.
Кстати, в 2019 году в МГТУ состоялась 30-я годовщина выпускников 1989 года. Выпуск 1989 года - это 120 человек, две роты курсантов, прошедших полноценную подготовку на военно-морской кафедре и получивших звание лейтенантов флота.
Выпуск этот особенный ещё и потому, что половина бывших курсантов до сих пор ходит в море, преимущественно, капитанами.
Часть «мореходцев» стали лидерами рыбного бизнеса, основав всемирно известные ныне компании. Однако есть среди них и представители нефтяного бизнеса, и офицеры ВМФ.
По словам Сергея Березенко, морская специальность делает из мальчишек - мужчин, которые при желании и здоровых амбициях могут добиться больших успехов в карьере.
Другой немаловажный аспект для морского инженера в наши дни - материальный. По словам директора Морской академии, минимальная зарплата курсанта на практике сегодня составляет от 50 до 150 тысяч рублей (в зависимости от нагрузок и квалификации).
300 тысяч рублей в месяц - такова зарплата второго помощника капитана Мурманской области на судне рыбного промысла - сообщает сервис HeadHunter.
Добавим, что в МГТУ будущие морские специалисты не только бесплатно осваивают востребованные профессии, но и обеспечиваются общежитием на территории вуза, плата за которое не превышает тысячу рублей в месяц, а на весь период обучения обеспечиваются бесплатным трёхразовым питанием и обмундированием.
Сегодня все понимают: будущее за освоением Арктики. Для этого строятся новые заводы и атомные ледоколы. Но даже самому современному кораблю понадобятся высококлассные специалисты. И МГТУ смотрит в будущее с надеждами.
В Мурманской области, как и по всей России, действует программа льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение за счет бюджета широко декларируется. Однако в Заполярье пока чиновники считают деньги, пациенты считают таблетки и дни, оставшиеся до следующей попытки получить рецепт. Разрыв в цепочке Судя по обращениям в соцсетях региона, особенно остро...подробнее
Еще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными потерями для здоровья и настроения, СеверПост узнал у экспертов. Психиатр: добавьте света и движений Полярная ночь является серьезным испытанием для жителей Севера. Сокращение продолжительности светового дня, холодная...подробнее
В 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных проекта-победителя всероссийском конкурса по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Кроме того, работы идут и на других знаковых объектах. Где благоустройство уже завершено, а где пробуксовывает - расскажем в нашем...подробнее
С 1 января 2026 года МРОТ для жителей Мурманской области с учётом северного коэффициента (40%) и полных полярных надбавок (80%) МРОТ будет соответствовать 59 604,6 рубля. А у бюджетников - на пару тысяч больше. Это означает и значительное повышение размера выплат, привязанных к минимальному размеру оплаты труда – отпускных, больничных, пособия по беременности и...подробнее
Пить или не пить? Отвечая на вопрос, сторонники приёма БАДов выбирают второй вариант. В течение 2024 года жители России потратили на эти средства 145,7 млрд рублей, что почти на 14% больше, чем год назад. Что и говорить, траты на «волшебные пилюли» стремятся в космос. Но почему, несмотря на бодрый ценник и отсутствие гарантированного эффекта, их потребление растёт,...подробнее
Благотворительный «Фонд Мурманск» прекратил свою деятельность спустя 14 лет со дня основания. Продолжительное время организация с её боксами для сбора средств на лечение детей Мурманска была неотъемлемой частью городской жизни. Сейчас же сердца для пожертвований направлены на склад до лучших времен… О причинах закрытия и наиболее памятных моментах...подробнее
В Кировске проследили ход реализации в текущем году социальных проектов, поддержку которым оказывает компания «ФосАгро». Этой теме было посвящено совещание с участием генерального директора АО «Апатит» Дениса Новикова, а также глав городов Кирвско-Апатитской агломерации и руководителей учреждений соцсферы. По словам главы администрации Кировска...подробнее
300 миллиардов рублей. Столько доверчивые россияне перечислили мошенникам в 2024 году. Среди самых простодушных соотечественников немалая часть – люди пожилого или преклонного возраста, безвозвратно «испорченные» советским временем, когда телефонного мошенничества не было, а привычка доверять людям была. СеверПост при поддержке регионального Мининформа...подробнее
Повальная цифровизация, призванная облегчить жизнь людям, по факту отдалила конечного потребителя от тех, кто должен решать его проблему. Речь про горячие линии. До колл-центра поликлиник невозможно дозвониться в понедельник с утра. Не сильно лучше ситуация в другие дни. Городская аварийка «051» хронически перегружена. И если ваша УКашка желает общаться именно...подробнее
В публикациях «к дате» обычно принято говорить исключительно о положительном, приятном и успешном. СеверПост решил сломать этот шаблон и попросил ряд известных мурманчан рассказать о том, что в сегодняшнем городе им по нраву, а с чем необходимо расстаться. И пусть иногда их соображения звучат не слишком комплиментарно, зато честно, откровенно, и с нескрываемой...подробнее
Жительница Гаджиева очень любит играть. И делает это и на работе, и дома. Как логопед в декретном отпуске превратила идею в бизнес-план - в материале СеверПост. В России растёт число детей с нарушениями речи. При этом, качество обучающих игр, представленных на рынке, не всегда отвечают взыскательным запросам логопедов. Многодетная мама Наталья Завязкина из...подробнее
Чиновники на всех уровнях в последнее время много говорят о демографии, повышении рождаемости и господдержке многодетных семей. Появление ребенка, несомненно, большое счастье, но и большие затраты. СеверПост поговорил с молодыми мамами и посчитал, сколько в действительности «стоят» дети, и хватает ли «детских» выплат на самом деле. Здравствуй,...подробнее
И чего только нельзя найти в интернете! Найти и приобрести. В объявлениях северян в Сети встречаются весьма необычные товары – от кости мамонта до телефонной будки. Что еще оригинального продают и покупают мурманчане – в материале СеверПост. Очередь за унитазом Популярные ресейл-площадки регулярно пополняются всё новыми и новыми оригинальными лотами. Так, за...подробнее
За год инфляция в Мурманской области достигла почти 10%. Это официально, с подачи статистиков и Центробанка. Но если зайти в продуктовые магазины или оплатить вновь выросшие счета за «коммуналку», в эти 10% трудно поверить. И наиболее болезненно это разгул инфляции ударяет по тем, кто вынужден выживать на минимальный размер оплаты труда. Сколько их, и как они...подробнее
Тепловой воздушный шар, названный в честь ключевого социального проекта компании «ФосАгро», под управлением Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло установил новый национальный рекорд высоты полета. В Алтайском крае завершилась новая экспедиция всемирно известного путешественника Фёдора Конюхова. В ходе нее он и президент Федерации воздухоплавательного спорта России Иван...подробнее