Бизнес

2022-10-29, 14:27
Фото: СеверПост / Александр Логинов, Комсомольская правда - Мурманск, blogger51

«Чужим» сюда нельзя!

Дорожную отрасль часто называют самой коррумпированной сферой в России. В Мурманской области до недавнего времени существовала практически монополия в этой отрасли. Кто стоит за дорожной империей, как удалось захватить практически весь рынок? Материал СеверПост о том, что делают эти люди сейчас, чтобы сохранить своё привилегированное положение.

 

Семейный бизнес

 

До недавнего времени практически все контракты на содержание и ремонт дорог в Мурманской области контролировали два центра силы.

Речь о «Мурманском дорожном управлении» Александра Булатова и группе компаний под эгидой «Кольского дорожного управления», что в конечном счёте управляется семьёй Кузнецовых.

Именно эти конторы Мурманское управление федеральной антимонопольной службы поймало на картельном сговоре. Ребята просто поделили область по территориальному признаку и банально забирали контракты «для своих» по максимальной цене.

Как такое возможно? Для ответа на этот вопрос достаточно пристально изучить структуру и руководящий состав группы компаний во главе с «Кольским дорожным управлением».

Далее - историческая справка по персоналиям.

Каким-то невообразимым образом Вячеслав Станиславович Кузнецов ещё в 2011-2012 годах оказался в кресле главы «Мурманскавтодора».

Из этого кресла он в 2012 году переместился в ещё более удобное. 17 января 2012-го Вячеслав Кузнецов стал министром транспорта и связи Мурманской области.

Место, судя по всему, оказалось крайне продуктивным для творческого и личностного роста.


Поскольку в 2019 году именно Кузнецов уже в качестве руководителя частной конторы активно давал интервью об ударной работе группы компаний под эгидой «Кольского дорожного управления».

Отследить взаимоотношения фирм семейства Кузнецовых очень просто. В открытых данных есть вся необходимая информация.

Существует ООО «Автомир». Долей в 67% этого предприятия, согласно порталу Rusprofile, владеет лично экс-министр Вячеслав Кузнецов.

А есть ООО «Кольское дорожное управление». И там, по данным того же источника, доля в 60% принадлежит Станиславу Вячеславовичу Кузнецову, сыну экс-министра Кузнецова.

При этом «Кольское дорожное управление» единолично является учредителем ещё одной компании — ООО «Мурманавтодор».

Именно эти три компании, к слову, и попались в итоге на картельном сговоре.

Дальше ещё интереснее.

ГОКУ «Мурманскавтодор» с 2012 года, сразу после отставки Кузнецова, возглавил Виктор Михайлович Козлов.

А в 2020 году Козлов уволился с должности директора, формально, в связи с выходом на пенсию. Именно в этот период ФАС и занимался картельным сговором дорожников.

Любопытно, что жаждущий пенсионного отдыха руководитель после увольнения мгновенно «всплыл» в фирме Кузнецова.

В ООО «Автомир» он уже в 2021 году значится, согласно документам на награждение, заместителем директора.


Вот такие шахматные рокировки из кресла в кресло, где по обе стороны распределения бюджетного пирога длительный период, похоже, были свои люди.

То есть фактически сразу два бывших руководителя «Мурманскавтодора», один из которых ещё и успел посидеть в кресле министра, перекочевали в структуры фирм, которые и съедали львиную долю дорожных контрактов в регионе.

 

Бегемота тянуть из болота

 

Вот это болото, похоже, и решили осушить в региональном правительстве. Вот только гладко осуществить реформирование не получилось.

Первое, что сделали в правительстве — сменили руководство «Мурманскавтодора». Вы же не верите в то, что Виктор Козлов реально «ушёл на пенсию»?

Но уже на этом этапе случился первый прокол.

В июле 2022 года в Мурманске при получении взятки в четыре миллиона рублей задержали нового начальника «Мурманскавтодора» Владислава Алиева.


Факт прискорбный, но, что примечательно, Алиев «уехал под стражу», а вот данные о взяткодателе затерялись.

Фактически эти события стали первым ударом по планам реформировать дорожную отрасль в регионе.

Для понимания ситуации расскажем, что именно произошло в ГОКУ «Мурманскавтодор» перед и сразу после этих событий.

Тогда можно делать выводы о том, кому было выгодно устранение Алиева.

 

Тысяча и одна причина

 

По данным СеверПост именно до назначения Алиева в региональном правительстве было принято решение разбить устоявшуюся схему дележа дорожных денег.

Предполагалось, что в дополнение к существующим фирмам конкурентный доступ к контрактам получат и другие предприятия.

В итоге новые контракты на содержание дорог в зоне «Север» и «Восток» получили не фирмы Кузнецова, а новый игрок — ООО «Север Строй».

При этом группу компаний под эгидой «Кольского дорожного управления» не выгнали с рынка. На 2022 год у них в совокупности остались контракты общей стоимостью свыше 2 миллиардов рублей.


Свои контракты остались и у «Мурманского дорожного управления».

Однако даже такие изменения, судя по всему, не устроили Кузнецова.

Так вот, после устранения Алиева было сделано всё, чтобы «завалить» нового нежданного подрядчика ООО «Север Строй». При этом против нового игрока работали сразу несколько чиновников - сотрудников госконторы.

Люди даже не сильно скрывали свою явную связь с Кузнецовым и его компаниями, а иногда и откровенно «палились». Всё это СеверПост рассказал источник, знакомый с ситуацией.

Итак, как это было?

Началось всё с того, что специалисты «Мурманскавтодора» банально не передавали подрядчику документы. Речь о самих контрактах и техническом задании, где, собственно, написано, что нужно делать.

Бонусом стал тот факт, что ООО «Север Строй» в нарушение условий контракта не пускали на производственные базы «Лотта», «Териберка» и «Туманный».

Эти объекты принадлежат ГОКУ «Мурманскавтодор» и передаются предприятию, которое обслуживает дороги в указанных зонах.

Наконец, на ООО «Север Строй» как из рога изобилия посыпались предписания и претензии к уже выполненным работам.

Например, предприятию начали предъявлять заключения о том, что уложенный им асфальт не соответствует по качеству.

Существенным аспектом здесь является то, что пробы лаборатория ГОКУ «Мурманскавтодор» забирала без представителя подрядчика. Это, к слову, является грубым нарушением, поскольку, по сути, место и время забора никто, кроме сотрудника лаборатории, достоверно назвать не может.

И законодатель, вводя в ГОСТ требования о присутствии подрядчика при заборах, как раз и предполагал таким образом исключить возможные злоупотребления.

А теперь угадайте, кто работает в должности инженера лаборатории ГОКУ «Мурманскавтодор» и как раз отвечает за забор проб и их анализ.

Даже удивляться уже сил нет. Инженером работает Сергей Викторович Козлов, сын экс-руководителя «Мурманскавтодора» Виктора Козлова, что волшебным образом «осел» в одной из контор экс-министра транспорта и связи Вячеслава Кузнецова.

Конфликт интересов не усматривается? Как вы думаете?

Здесь, правда, придётся оставить за рамками публикации ответ на вопрос, в чьих интересах работает сын Козлова-старшего в ГОКУ «Мурманскавтодор»? В интересах заказчика-госпредприятия или в интересах частных лиц?

Оставить за рамками этот вопрос нужно банально в силу отсутствия полномочий. Ведь проверять благонадежность человека в такой ситуации должны, наверное, уже правоохранительные органы.

Как бы то ни было, на этом перечень претензий к ООО «Север Строй» не закончился.

По словам собеседника агентства, за месяц с задержания Алиева на нового подрядчика выписали более 100 предписаний, больше трёх в сутки, если считать и выходные дни.

При этом часть претензий явно попахивала даже идиотизмом.

Например, с 2013 года были неверно установлены километровые знаки на дороге «Кола-Серебрянка», и до 2022 года никто этого по каким-то причинам не замечал.

Но вот после того как «Север Строй» приступил к работе, обществу выдали предписание устранить нарушение, которое до этого не видели в упор в течение девяти лет.

Это же ведь никак не связано с тем, что ранее за столбы отвечала одна из контор Кузнецова?

Итогом такого давления на ООО «Север Строй» стала попытка расторгнуть с компанией договор в одностороннем порядке. Сотрудники «Мурманскавтодора» в период безвластия даже попытались дважды внести фирму в реестр недобросовестных поставщиков.

Однако мурманское управление ФАС во внесении в реестр отказало. Тоже дважды. Судя по всему антимонопольщики хорошо видели, насколько дурно пахнет вся эта история.

Не срослось и расторжением контракта. Незаконные действия удальцов пресекла прокуратура после официальной жалобы подрядчика.

Когда смотришь на все эти действия в целом очень уж очевидным кажется тот факт, что чиновники проявляли чрезмерное внимание к одному подрядчику со вполне очевидной целью — убрать его с рынка.

 

Своим можно всё

 

К слову, столь пристальное негативное внимание — это лишь одна сторона медали.

Дело в том, что в отделе по техническому надзору «Мурманскавтодора» группа специалистов практически одновременно со всеми этими событиями спалилась в чрезмерной любви к одной из компаний Кузнецова.

Получилась ситуация, когда одних пытаются утопить, а вторым можно почти всё.

В этот раз речь о госконтракте, что исполняет «Кольское дорожное управление».

Там компания без согласования сняла и уложила на участке дороги верхний слой асфальта. При этом, по словам источника СеверПост, этот ремонт там вообще не требовался.

Как рассказал собеседник агентства, сделали так, скорее всего, для того чтобы не возвращать неосвоенные средства в бюджет.

Бонусом. О проведении работ нового руководителя ГОКУ «Мурманскавтодор» Артёма Долгова, который, кстати, пришёл в компанию из антикоррупционного управления регионального правительства, вообще не поставили в известность.

А вот когда история выплыла, и Долгов задал логичный вопрос: «А какого?», - случилась детская неожиданность.

«Кольское дорожное управление» - фирма Кузнецова - сослалась, что работы им согласовали в отделе технического надзора.

Когда начальника этого отдела и его зама попросили написать объяснительные, они сдали послания, что, похоже, им подготовили в самом «Кольском дорожном управлении».

По крайней мере, во время проверки рабочего места одного из сотрудников на компьютере обнаружился ответ «Кольского дорожного управления» в электронном виде.

Там описывается версия частной фирмы по поводу случившегося. Волшебным образом и объяснительные сразу двух сотрудников «Мурманскавтодора» повторяют эту бумагу полностью. Почти от первой и до последней буквы. Со всеми обстоятельствами, ссылками и пояснениями.

О чём ещё это может говорить, если не о том, что экс-министр Кузнецов и группа его компаний до сих пор сохраняют серьёзное влияние на сотрудников «Мурманскавтодора»?

Как иначе вообще можно объяснить действия целого ряда чиновников в интересах вполне себе понятной и конкретной группы компаний?

Как-то так.

Любопытно, что в понедельник в Мурманске, как говорят, начнёт работу проверка Генеральной прокуратуры.

И похоже, сотрудникам ведомства придётся разбираться не только с текущими делами «Мурманскавтодора», но и с вполне конкретными и хорошо прослеживаемыми семейными взаимоотношениями экс-руководителей этого предприятия.

В этом контексте вся история с картельным сговором и бизнесом экс-министра транспорта и связи Вячеслава Кузнецова и экс-главы «Мурманскавтодора» Виктора Козлова может получить весьма неприятное для этих лиц продолжение.

Как будет на самом деле — узнаем совсем скоро.

Галина Лабус | 2022-10-31 13:49:08

Смешно читать даже такую глупость! Видимо сам Долгов слил содержание объяснительных взятых у "двух сотрудников «Мурманскавтодора»". Существенным аспектом здесь является то, что ООО «Север Строй» не участвовал ни в каких КОНКУРЕТНЫХ процедурах? Ему отдали ВСЕ работы по распоряжению губернатора напрямую? А пробы асфальта на качество не прошли ни только в лаборатории заказчика, но в независимой лаборатории? Я уверена, что мой комментарий вы не опубликуете, потому что ссыкатно. Правда? насколько дурно пахнет вся эта история. Да!!! и прежде чем ФАС внесет подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, нужно РАСТОРГНУТЬ договор. А расторжения не было. Значит и это враньё!!!

Ответить