Общество

2022-11-10, 10:07
Фото: СеверПост / Олег Сюсюра

Сгорел, но не сдался

Если судить по масштабам скандальных событий, происходивших несколько лет назад вокруг этого дома, то можно назвать его скандальным. Но если учитывать бесстрашие его защитников и продолжительность борьбы против попыток «городских» их жильё «отжать», этот дом вполне заслуживает звания легендарного. СеверПост – о бурной жизни и ужасной гибели мурманской «деревяшки».

 

К 100-летию Мурманска – без деревяшек



Угловой деревянный двухэтажный дом на углу проспекта Кирова и улицы Декабристов был сдан в 1932 году. Он пострадал в огне Великой Отечественной, был восстановлен пленными немцами, и все послевоенные годы давал приют мурманчанам.

Комнаты (коммунальных квартир там было много) выдавал передовикам производства Мурманский рыбный порт.

Впоследствии, уже в наше время, большинство квартир здесь было приватизировано. Владельцы отремонтировали и облагородили своё жильё, вложив немалые средства.

В 2015 году «деревяшку» городские власти признали аварийной. И включили в программу расселения к 100-летию Мурманска. И тишина. На три года.


Экстренная эвакуация

 

28 апреля 2018 года жители мурманского дома сообщили СеверПост, что их в принудительном порядке выселяет администрация города. Освободить здание люди должны были до 1 мая, якобы по причине того, что дом находится в аварийном состоянии. В противном случае им отключат газ, свет и воду.

Андрей Сысоев подписал постановление о расселении аварийного дома неожиданно, прямо перед длинными первомайскими выходными. Причём, покинуть здание людям предлагали без мебели и вещей, и заселиться в общежитие.

К дому пригнали автобус для срочной перевозки людей, приезжали представитель МЧС совместно с заместителем главы Первомайского округа. Они ходили по дому, заходили в квартиры, убеждали в том, что якобы есть акт экспертизы, согласно которому существует угроза обрушения несущих конструкций.

Кто её проводил, и каковы её результаты, жильцам обещали сообщить на встрече у главы администрации. Однако Андрей Сысоев отказался показать «выселенцам» заключение экспертов и предложил прислать адвоката.

Все 27 семей дома отказались покидать своё жильё. Они даже написали расписки в том, что берут на себя ответственность за свою жизнь.

«Дом признан аварийным ещё в 2015-ом году, почему вдруг в конце апреля 2018 года вспомнили об этом, непонятно. На этой неделе приходили представители городской администрации и раздали предписание срочно освободить помещение. При этом никаких технических экспертиз не проводилось, никаких заключений на руки не выдавалось», - рассказал жилец первой квартиры Николай Межевов.

Для какой цели «городским» так спешно понадобилось пятно под застройку на козырном месте с большой проходимостью, гадать не будем. Можем только предположить, что без перспектив большого куша они не стали бы так торопить события, действуя нахраписто и бесцеремонно.

Но жильцам не понравилась перспектива эвакуации из благоустроенного жилья в маленькие комнатки «общаги».

«Жильцам предлагают собрать вещи и переехать в маневренный фонд. Но, как мы знаем, нет ничего постояннее временного. У нас приватизированные квартиры, а нам угрожают, что двери дома заколотят. У людей двух-, трёхкомнатные квартиры, а предлагается переехать на шесть квадратных метров, с общими кухнями и душами в общежитиях. А куда мы мебель и технику, нажитые непосильным трудом, денем?», - возмущался Межевов.

В ответ «городские» развязали беспрецедентную психологическую войну

«Опять ночью глаз не сомкнула. Вторую ночь не спится. Все мысли тяжёлые в голове. Все нервы уже на взводе. В окно смотреть не хочется - полицейские машины дежурят, как будто мы преступники какие-то. Всю ночь машины МЧС то приезжали, то отъезжали, спасатели выходили, курили. Их разговоры были слышны в квартирах. Психологическое насилие чистой воды», - возмущалась жительница дома №30 на улице Декабристов Мансура Ханалиева.

«В деревяшках одни асоциальные личности живут, бичи, то бишь, однажды сказал Сысоев. И так и относятся к нам», - заявили СеверПост жильцы.

А в праздничный день 1 мая на стенах дома «декабристы» вывесили плакаты «Земля дороже людей», «Власть выгоняет на улицу».

А дальше было всё более ожесточённое противостояние «городских» с мурманчанами. Были заявления в прокуратуру. Были судебные процессы. Было отключение всех благ цивилизации.

Часть «декабристов» всё же выдавили из их законной собственности

«В настоящее время более 10 семей остаются в здании. Остальные переехали к родственникам или живут в других своих квартирах. По нашим данным, только три семьи переехали в маневренный фонд», - сообщили в августе 2018 года жильцы дома.

Однако и через полтора года после начала захвата дома в нём ещё жили самые стойкие «декабристы». Без воды, отопления, канализации, газа и света.

«Нашему дому отключили как внутреннее, так и наружное освещение. В квартире мы сидели со свечами. Но без электроэнергии ни поесть, ни согреться. Вот и пошли с соседом греться во двор», - рассказал СеверПост в сентябре 2019 года жилец дома №30 Николай Климович.

Во дворе дома они установили железный мангал и грелись от идущего жара: «Потом я пошёл ужинать и спать на... работу».

А «очень аварийный дом» и не думал рушиться. Не обрушился он и в следующие три года.

И стоял бы ещё, если бы не огонь

 

8 ноября 2022 года пожарные получили сообщение о возгорании двухэтажного деревянного дома в 5.18 утра. 

Пожар был такой силы и масштаба, что окончательно справиться с огнём удалось только в 15.55, то есть, больше, чем за десять часов. Хорошо строили 90 лет назад!

В какой-то период борьбы с огнём пришлось даже перекрыть движение автотранспорта по проспекту Кирова.

А в среду легендарный дом вновь напомнил о себе новым возгоранием. На этот раз пожарные справились быстро.

Закончилась ли эпопея с домом на Декабристов, пока не знаем. Может, он даст о себе знать новым пожаром. Может быть, те, кто так рьяно пытался оттяпать городскую землю, проявятся, расшифруют себя, когда на этом месте появится какая-то новостройка.

Но это будет совсем другая история. Возможно, не менее захватывающая, чем история легендарного дома «декабристов».